Правовые основы и функции иностранного инвестиционного права: сравнительный анализ российского и китайского иностранного инвестиционного права
Автор: Фань Цзинчжао
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Актуальные проблемы юридической науки и практики
Статья в выпуске: 4 (47), 2020 года.
Бесплатный доступ
Цель: Исследование законодательства об иностранных инвестициях в России и Китае. Методология: В статье использованы исторический, сравнительно-правовой и формально-логический методы исследования. Результаты: В статье анализируются законодательные основы закона об иностранных инвестициях и правовой системы России и Китая с точки зрения функционального анализа сравнительной юриспруденции, а также даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию закона об иностранных инвестициях. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью. Россия и Китай имеют похожие источники права и правовые традиции, обе страны также сталкивались с похожими неизбежными стадиями развития. В последние годы обе страны находятся в схожей международной ситуации, поэтому сравнительные исследования являются перспективными и способствуют укреплению правового взаимопонимания и сотрудничества между ними.
Закон иностранных инвестиций, сравнительный анализ рф и кнр, инвестиционное право, инвестиционный правовой климат
Короткий адрес: https://sciup.org/140250410
IDR: 140250410
Текст научной статьи Правовые основы и функции иностранного инвестиционного права: сравнительный анализ российского и китайского иностранного инвестиционного права
Закон об иностранных инвестициях является основным законом для привлечения иностранных инвесторов и улучшения правового инвестиционного климата. В 2020 году вступил в силу первый Закон об иностранных инвестициях в Китае, который является основным законом, регулирующим иностранные инвестиции, а также фундаментальным законом, регулирующим деятельность предприятий. В 1999 году в России был принят Закон об иностранных инвестициях, который вместе с соответствующими законами и правилами формирует полноценную правовую систему регулирования иностранных инвестиций. За более чем 20 лет в данный закон 15 раз вносились поправки для удовлетворения потребностей экономического и политического развития.
-
I. Сравнение законодательных основ иностранного закона в России и Китае
Современная правовая система России является приемником советской правовой системы. Разработка российского закона «Об иностранных 112
инвестициях в Российской Федерации» началась в 1991 году после распада Советского Союза, когда из-за экономических перемен Россия в крупных масштабах начала привлекать иностранные инвестиции. Первым периодом считается начальный законодательный период с 1991 по 1996 год [1]. Он характеризовался быстрой приватизацией государственной собственности и одновременным применением законодательства об иностранных инвестициях, а также проведением экономических реформ. Следует заметить, что Закон об иностранных инвестициях в СССР, принятый в июле 1991 года, был важным и основополагающим для современного законодательства об иностранных инвестициях, сыгравшим ведущую роль в период экономического перехода. Соглашение о разделе продукции, принятое 30 декабря 1995 года, также было направлено на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сырьевую экономику [2]. Вторым периодом считается период законодательного прогресса, с 1996 по 1999 год, когда постепенно формировалась финансовая инфраструктура и увеличивалось количество международных компаний в России. Третьим периодом считается современный законодательный период, с 1999 года по настоящее время. После экономического кризиса 1998 года наблюдается быстрое развитие законодательства. Наиболее характерными законодательными актами являются Закон об иностранных инвестициях (1999 г.), который действует и сегодня, а также Закон «О защите прав и законных интересов иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.) [3].
В Китае Закон об иностранных инвестициях вступил в силу в 2020 году. Его предшественниками были Закон о совместных предприятиях китайского и иностранного капитала, Закон о китайских и иностранных кооперационных предприятиях и Закон о предприятиях с иностранным капиталом. Данные законы оказали значительное влияние на корпоративный законодательный процесс. После 2020 года вновь установилась связь между Законом об иностранных инвестициях и Законом о компаниях. Были отменены первоначальные три закона об иностранных инвестициях, и четко определены области применения Закона об иностранных инвестициях и Закона о компаниях.
Немецкие юристы Цвайгерт и Кётц предположили, что основным принципом методологии всех сравнительных законов является функциональный принцип [4]. Кроме того, из данного базового принципа вытекают правила выбора законов для сравнения, объем исследований и состав сравнительной системы. С функциональной точки зрения, законы об иностранных инвестициях России и Китая основаны на необходимости адаптации законодательства к экономическим реформам.
-
II. Сравнительный анализ правовой системы иностранных инвестиций в России и Китае
Существует два общих международных метода введения закона об иностранных инвестициях в действие. Один из них – формулировка основного закона в виде общего закона об иностранных инвестициях. Данный метод устанавливает основные понятия, правовые принципы и гарантии иностранных инвестиций. Другой метод заключается в разработке специального кодекса иностранного инвестирования, охватывающего все аспекты инвестиций, а также ряд процедур для создания, управления, ликвидации и банкротства предприятий с иностранными инвестициями, налогообложение, валютный контроль, меры по за- щите иностранных инвестиций, механизмы урегулирования споров и другие вопросы.
Российское инвестиционное законодательство в основном регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений. Законодательная система иностранных инвестиций в России включает в себя: Гражданский кодекс, Закон об иностранных инвестициях, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон об акционерных обществах, Закон о соглашениях о разделе продукции, Закон о стратегических инвестициях и другие. Специальное законодательство включает в себя положения, регулирующие особые виды и формы инвестиций, установление специальных инвестиционных режимов, а также инвестиционные договоры БИТ (двусторонние инвестиционные договоры) и международные договоры с участием России. К элементам специального инвестиционного законодательства относится следующее: корпоративное инвестирование, капитальное строительство, инновационные инвестиции, приватизационные инвестиции, инвестиции в районы опережающего развития и особые экономические зоны (открытые порты), льготное инвестирование, лизинговые инвестиции, совместное инвестирование [5]. Ядром российской правовой системы иностранных инвестиций является Закон об иностранных инвестициях. В данном законе насчитывается 28 статей, охватывающих область применения, основные определения, гарантии для иностранных инвестиций, антимонопольное законодательство, основные процедуры создания и ликвидации иностранных предприятий, а также преференции и юридическую ответственность.
Закон об иностранных инвестициях в Китае объединяет в себе предыдущие три закона с целью создания стабильной, транспарентной, справедливой конкуренции и предсказуемой деловой среды для инвесторов, а также с целью предоставления надежных юридических гарантий для нового витка открытости Китая. Закон Китая об иностранных инвестициях состоит из 42 статей и разделен на шесть частей: общие положения, содействие инвестициям, защита инвестиций, управление инвестициями, юридическая ответственность и дополнительные статьи [6]. Текущая правовая система Китая для иностранных инвестиций включает в себя: Гражданский кодекс, Закон об иностранных инвестициях, Специальные административные меры в отношении доступа к иностранным инвестициям, Применение Закона об иностранных инвестициях, а также Судебное толкование Верховного народного суда.
-
III. Сравнение режимов, применяемых к предприятиям с иностранными инвестициями
И в Гражданском кодексе России, и в Законе об иностранных инвестициях присутствуют положения, которые ставят предприятия с иностранными инвестициями в один ряд с государственными предприятиями. Согласно Статье 4 Закона об иностранных инвестициях и соответствующей части Закона о предприятиях существует три типа предприятий, которые могут быть признаны предприятиями с иностранными инвестициями: совместные предприятия, дочерние иностранные филиалы, а также филиалы иностранных коммерческих организаций [7]. Предприятия с иностранными инвестициями в России имеют право на национальный режим, налоговые льготы и необязательные налоги без особых обстоятельств.
Китайское законодательство предусматривает равный правовой статус для всех предприятий с иностранными инвестициями. Китай предоставляет национальный режим предприятиям с иностранными инвестициями предварительно, если отрасль инвестирования не включена в негативный список. Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями могут пользоваться льготами в области финансов, налогообложения, земельных ресурсов в соответствии с законами, правилами и постановлениями Государственного совета. Иностранные инвесторы, которые расширяют свои инвестиции в Китае за счет доходов от своих инвестиций в этой стране, имеют право на льготный режим в соответствии с законом и не подлежат налогообложению без особых обстоятельств.
Юристы сравнительного права отмечают, что обязательным условием сравнения правовых норм разных стран является наличие общих функций. Это означает, что регулироваться будут одни и те же или похожие области, так как для получения результата сравнения также требуется, чтобы правила преследовали одинаковые правовые и политические цели. Иными словами, так они намереваются одинаково повлиять на регулируемые области. С точки зрения правового статуса предприятий с иностранными инвестициями, Россия и Китай установили принцип равенства между иностранными и отечественными инвесторами. Таким образом, Китай принял модель «предварительный национальный режим + негативный список», в то время как Россия приняла модель «национальный режим + стратегические инвестиционные ограничения». Причина применения одного и того же принципа равенства и похожих моделей режима объясняется одинаковой законодательной целью. Данная правовая система направлена на максимальное повышение привлекательности иностранных инвестиций и обеспечение чувства безопасности инвесторов.
-
IV. Направление совершенствования законов об иностранных инвестициях в России и Китае
Согласно теории немецкого юриста Цвай-герта, отправной точкой сравнительного права является функциональный подход [8]. Основная функция Закона об иностранных инвестициях обеих стран – обеспечение правовой защиты инвесторов и введение прав и обязанностей, а также разъяснение законодательных принципов правовой структуры, поэтому действующее законодательство предоставляет закону об иностранных инвестициях более гибкий способ развития.
Государству необходимо укреплять международно-правовое сотрудничество. Развитие правовой системы иностранных инвестиций требует международного юридического взаимодействия. Более того, государство должно принимать активное участие в международных договорах и двусторонних инвестиционных соглашениях. Также существует потребность в создании сервисных учреждений, таких как центры правовой идентификации иностранных законов.
Механизм разрешения споров нуждается в совершенствовании. Правовая среда является основным фактором, который учитывается иностранными инвесторами при въезде в страну, но Закон об иностранных инвестициях определяет только общие принципы и рамки. Для практического разрешения международных юридических споров по-прежнему необходимы установленные правила и специализированные учрежде- ния. Российский международный коммерческий арбитражный суд, а также коммерческие арбитражные учреждения являются юридическими институтами с долгой историей и богатым опытом, которые в процессе изучения западноевропейского опыта развиваются и улучшаются путем объединения практик. Китай учредил Первый международный коммерческий суд в Шэньчжэне и Второй международный коммерческий суд в Сиане, а также Постоянный форум Международного инвестиционного арбитража в Сиане, которые обеспечивают значимую поддержку в разрешении международных споров. Так как обе страны являются развивающимися, данные учреждения России и Китая все еще далеки от передовых международных арбитражных центров, таких как в Нью-Йорке, Лондоне и Гааге.
Гражданские и предпринимательские правовые системы России и Китая, на которые большое влияние оказывает система гражданского права Германии, имеют глубокие исторические корни и сходства в отношении законодательного уровня и механизма разрешения споров. Однако Россия и Китай имеют разные социальные идеологии, правовую культуру и правовое сознание, поэтому в правовом понимании и правовом сотрудничестве возникают препятствия. Россия и Китай подписали двусторонний инвестиционный договор, а также протокол к Конвенции о сотрудничестве, но на практике по-прежнему возникает множество юридических споров. В 2019 году отношения между Россией и Китаем были возведены на высшую ступень «стратегического партнерства», а сотрудничество в правовой и культурной областях вышло на новый уровень. Закон об иностранных инвестициях, несомненно, станет эффективным средством защиты прав инвесторов, внесет вклад в экономическое и правовое сотрудничество, обеспечит безопасную и удобную инвестиционную среду, а также продвижение стратегии «Один пояс – один путь».
Список литературы Правовые основы и функции иностранного инвестиционного права: сравнительный анализ российского и китайского иностранного инвестиционного права
- Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" - 10 лет спустя (опыт, проблемы и пути совершенствования) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 11. С. 61.
- Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовые условия формирования благоприятного инвестиционного климата и информационной среды в Российской Федерации // Журнал российского права. 2012. № 10 (190). С. 6.
- Абросимова Е.А. Некоммерческие организации и инвестиционная привлекательность России: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2020. № 1. С. 34.
- Слыщенков В.А. Правовое учение Никласа Лумана и кризис современного общества // Lex Russica. 2016. № 2 (111). С. 186.
- Лисица В.Н. О развитии международно-правового регулирования иностранных инвестиций // Евразийский юридический журнал. 2009. № 4. С. 95.
- Кон Цзинцян. Взаимоотношения и связь между законодательством Китайской Народной Республики об иностранных инвестициях и другими законодательными и нормативными актами // Вестник коммерческого университета в Шанхае(孔庆江. "《 中华人民共和国外商投资法》 与相关法律的衔接与协调". 上海对外经贸大学学报). 2013. № 9. С. 6.
- Щербинин С.С. Способы и формы защиты прав инвесторов // Право и экономика. 2004. № 12. С. 19.
- Шульце К. Постметафизическое мышление и переосмысление права разума (справедливость в восприятии Лумана, Хабермаса и Деррида) // Lex Russica. 2015. № 2. С. 19.