Праздники Белого движения на Кубани в период Гражданской войны
Автор: Шаповалов Сергей Николаевич
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 6, 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье Гражданская война на Кубани рассматривается через призму праздничной коммуникации Белого движения и большевистского правительства. Автором выделяются этапы проведения постреволюционных государственных праздников на Кубани. Исследуются поводы и особенности проведения праздников Белого движения на Кубани.
Белое движение, бело-казачье правительство, большевистская власть, военный парад, войсковой праздник, гражданская война, государственный праздник, добровольческая армия, кубанская станица, молебен
Короткий адрес: https://sciup.org/14935439
IDR: 14935439
Текст научной статьи Праздники Белого движения на Кубани в период Гражданской войны
Гражданская война в России стала подлинной национальной трагедией, унесшей жизни миллионов людей, приведшей к масштабной эмиграции из страны, гибели множества культурных ценностей. Она расколола население не только по социальному происхождению, политическим взглядам, экономическому положению, национальной принадлежности, но и культурным предпочтениям. Пока в одной части страны, управляемой большевистским правительством, происходило формирование «новой культуры» и «нового человека», в другой сохранялись черты прежнего уклада с незначительными изменениями, вызванными реалиями нового времени. Этот процесс можно проследить на примере праздников, отмечавшихся большевистскими и белыми властями на Кубани.
Условно период проведения постреволюционных государственных праздников на Кубани можно разделить на три этапа. Первый охватывает сравнительно небольшой временной отрезок с весны и до лета 1918 г. Для этого этапа характерно установление советской власти в городах и станицах Кубани, проведение социалистических преобразований и организация первых советских государственных праздников [1]. Второй этап длился с лета 1918 г. и до весны 1920 г. В это время власть на Кубани принадлежала бело-казачьему правительству, и здесь проводились праздники Белого движения. Осенью 1919 г. наблюдался апогей антибольшевистских праздников. Третий этап продолжался с весны 1920 г. и до конца года [2]. Для него было характерно окончательное утверждение советского праздника, как единственной возможной модели государственного торжества.
Остановимся на рассмотрении особенностей проведения праздников Белого движения с лета 1918 г. и до весны 1920 г. За это время бело-казачье правительство апробировало собственную систему праздников. Образцом для них служили как светские, так и церковные дореволюционные торжества. Основными праздничными формами являлись: военные парады, крестные ходы, литургии, молебствия, народные гулянья и торжественные застолья.
Изучение архивных материалов и публикаций местной периодической печати позволяет выделить поводы проведения праздников Белого движения. Среди них можно отметить: Дни освобождения городов и станиц от большевиков, годовщины установления антибольшевистской власти, приезд делегаций союзников, в том числе и иностранных, утверждение в должности атаманов, начало работы законодательного органа, войсковые и воинские дни. Особое место среди праздников занимали церковные торжества, которые отмечались духовенством, народом и местными властями. Сочетание во время празднований религиозных и светских элементов не только было призвано привлечь духовенство и верующее население на свою сторону, но и демонстрировало их идеологическое отличие от большевистских безрелигиозных праздников.
В Кубанской области один из первых праздников Белого движения отмечался в честь освобождения Екатеринодара от большевиков. Празднование было организовано 4 августа 1918 г. В этот день на железнодорожном вокзале Добровольческую армию торжественно встречали представители Кубанской Рады и правительства, а также делегации горожан. Как вспоминал генерал А.И. Деникин: «Наши колонны и штаб армии вступали в освобожденный Екатери-нодар – ликующий, восторженно встречавший добровольцев…» [3, с. 159]. После встречи колонна войск не спеша двинулась в направлении войскового собора и атаманского Дворца. В соборе был совершен торжественный благодарственный молебен, а затем на площади, где собрались духовенство, войска и несметная толпа народа, прошел парад войск. В нем принимали участие офицерские части, кубанская конница, черкесы – все в парадной форме. Вечером был устроен ужин [4, с. 138–139].
Наряду с этим, бело-казачье правительство Кубани стремились к ознаменованию прежних, введенных еще в дореволюционный период воинских и войсковых праздников, что должно было демонстрировать не только преемственность традиций, но и подчеркивать легитимность нынешней власти. Для этого, например, проводился праздник Георгиевских кавалеров. В Кубанской области он отмечался 26 ноября 1918 г. В этот день в Екатеринодаре в храмах и церквах служились литургии и торжественные молебны. Военные принимали участие в парадах войсковых частей. Для командования, офицеров и казачьих старшин проводились традиционные обеды Георгиевских кавалеров. Н.И. Бондарь отмечает, что в дореволюционный период «проведение войсковых и воинских праздников и обрядов, безусловно, способствовало консолидации казачества, обеспечивало историческую преемственность между поколениями и воспитывало патриотические чувства в последующем поколении» [5, с. 154]. На наш взгляд, именно эти цели и преследовали антибольшевистские власти, возрождая данный праздник в новых социокультурных условиях.
В рассматриваемый период кубанскими властями была предпринята попытка возрождения войскового праздника. С этой целью 10 октября 1919 г. Совет Кубанского краевого правительства одобрил для внесения в Законодательную Раду предложение об установлении днем войскового праздника 1 октября – Покрова Пресвятой Богородицы («как народный праздник») [6, с. 105]. Традиционно войсковые праздники сопровождались литургиями, молебнами, торжественным выносом войсковых регалий, парадами казачьих частей.
Праздники устраивались и в честь приезда командования Добровольческой армией. Например, 26 июня 1919 г. в Екатеринодаре торжественно встречали главнокомандующего вооруженными силами Юга России генерала А.И. Деникина. На Крепостной площади в честь его приезда и дарованные победы над большевиками состоялись молебствие и парад войск. «Стройными рядами стоят по краям площади конные казаки и добровольцы в английском обмундировании, – писала газета, – в воздухе реют и гудят четыре аэроплана…» [7, с. 434].
С особым размахом антибольшевистские правительства отмечали годовщины установления своей власти. В Екатеринодаре с инициативой проведения праздника выступили городская управа, Кубанское краевое правительство и штаб Кубанского казачьего войска. Подготовкой праздника занималась объединенная краевая и городская комиссия, образованная при ведомстве внутренних дел. Ей были определены сметы расходов и списки приглашенных лиц. Средства выделялись на организацию торжественного завтрака, украшение города, народное и детское гулянья, спортивные мероприятия с призами. Всего на организацию празднования требовалось 270 тыс. руб. [8, л. 8].
Празднование годовщины освобождения Екатеринодара от большевиков проводилось в течение 2 дней – 1 и 2 августа. По отзывам местной печати, в дни праздника «Соборная площадь, украшенная пирамидами с изображением вождей Добровольческой армии, вензелями, массой цветов, вновь, как в былые времена, заполнилась многолюдной толпой» [9, с. 436]. После окончания торжественных мероприятий в Екатеринодар на адрес Кубанского краевого правительства стали приходить поздравительные телеграммы. Например, жители станицы Дондуковской, поздравляя с годовщиной, заверяли в своей готовности поддерживать все проводимые начинания, направленные на благо края [10, л. 7–10]. В архивах хранятся десятки аналогичных поздравлений от различных кубанских станиц.
Необходимость в подобных празднованиях годовщин освобождения была вполне очевидной. Во-первых, местные бело-казачьи власти поддерживали образ врага в сознании населения и повышали собственную значимость. Во-вторых, праздники помогали отвлечь население от текущих проблем (рост цен на продовольственные товары, неудачи на фронтах войны, борьба между Кубанской Радой и Добровольческой армией и пр.) и переключить их внимание на радостные и приятные события. В данном случае годовщина освобождения была лишь поводом привлечь населения для совместных действий.
Годовщины освобождения отмечались и в других городах, например, Новороссийске, Ейске и даже станицах Кубанской области [11, л. 22–23]. Обычно они проходили с участием всех жителей, местного атамана и почетных гостей. Например, жители станицы Северской приглашали на свой праздник, который был намечен на 11 августа 1919 г. членов Кубанского краевого правительства [12, л. 93]. Праздники освобождения отмечались в кубанских станицах и селах в течение всего августа–октября 1919 г. Именно этот период можно считать временем расцвета праздников Белого движения. С изменением военно-стратегической обстановки в 1920 г. в пользу Красной Армии подобные праздники прекратили свое существование.
Таким образом, на территориях, находившихся под контролем бело-казачьих властей, проводились собственные праздники, которые не только ознаменовывали события и даты местного значения, но и в известной степени противопоставлялись советским празднествам. В связи с этим можно утверждать, что Гражданская война велась не только на полях сражений, но и в празднично-обрядовой сфере, усиливая и без того непреодолимые разногласия между противоборствующими сторонами.
Ссылки и примечания:
-
1. Подробнее о праздновании советских государственных праздников см.: Шаповалов С.Н. Большевистские праздники на Кубани и Дону во время Гражданской войны // Общество: философия, история, культура. 2012. № 1. С. 36–44 ; Шаповалов С.Н. Опыт проведения советских государственных праздников на Кубани во время гражданской войны // Голос минувшего. 2012. № 3–4. С. 135–145.
-
2. Подробнее о советских праздниках в 1920 г. см.: Федина И.М. Модификация массовых праздников в Кубано-Черноморской области в 20-е годы XX в.: сб. материалов регионал. науч.-практ. конф. Краснодар 2011. С. 179–185.
-
3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.
-
4. Скобцов Д.Е. Три года революции и гражданской войны на Кубани. Париж, 1962. Кн. 1.
-
5. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
-
6. Екатеринодар-Краснодар: два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи / ред.-сост. И.Ю. Бондарь. Краснодар, 1993.
-
7. Там же.
-
8. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 576.
-
9. Екатеринодар-Краснодар…
-
10. ГАКК. Ф. Р-6. Оп. 1. Д.136.
-
11. ГАКК. Ф. Р-4. Оп. 1. Д.39.
-
12. ГАКК. Ф. Р-6. Оп. 1. Д.141.