Празднование двухсотлетней годовщины Севастополя в контексте политики памяти
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются события, связанные с празднованием в 1983 г. двухсотлетней годовщины со дня основания города Севастополя. Автор анализирует образы Севастополя, запечатленные в памятниках, книгах, картинах, пьесах, фильмах и факт награждения города орденом Октябрьской революции. Проведенное исследование дает основание говорить о целенаправленной политике памяти со стороны властей в период позднего СССР. В ходе празднования данного юбилея конструировались и транслировались идеологически окрашенные дискурсы, служившие основой для мифов советской эпохи. Такие мифы формировали коллективные представления многих советских людей о прошлом Севастополя. Акции празднования двухсотлетней годовщины города, прежде всего, подчеркивали советский образ Севастополя, связанный с событиями революции 1917 г., Великой Отечественной войны и «социалистического строительства» после войны. При этом впервые власти стали уделять большое внимание истории города в XVIII в. и таким фигурам как Ф. Ф. Ушаков и А. В. Суворов. Однако в то же время не получили широкого распространения имена Екатерины II, Г. А. Потемкина, Ф. А. Клокачева, Ф. Ф. Мекензи и Д. Н. Сенявина как лиц, причастных к основанию Севастополя.
Севастополь, политика памяти, историческая годовщина, коммеморативные практики, дискурс, мифы
Короткий адрес: https://sciup.org/147151091
IDR: 147151091 | DOI: 10.14529/ssh160202
Текст научной статьи Празднование двухсотлетней годовщины Севастополя в контексте политики памяти
Торжества и мероприятия по поводу исторических годовщин, несомненно, являются важными коммеморативными практиками с точки зрения осуществления политики памяти. Обычно люди, участвуя в подобных праздниках, предпочитают вспоминать о ключевых событиях прошлого в определенном ракурсе, с целью утверждения и понимания себя в настоящем. Интеллектуальная, духовная и повседневная жизнь любого современного общества во многом основана не только на научных знаниях, но и на мифах, содержащих как достоверную, так и идеологически окрашенную информацию [6, c. 265—323]. Таким образом, празднование исторических юбилеев в данной перспективе является необходимым механизмом конструирования и трансформации мифов, призванных объяснить и утвердить настоящее.
Для нашего исследования интерес представляет и труд американского историка Р. Уортмана о празднествах, церемониях и мифах российской монархии. В его масштабном исследовании показано как пышные церемонии, различные атрибуты и ритуалы празднеств, инициированных сверху, способствовали конструированию определенных мифов и воздействовали на воображение подданных, и тем самым заставляли почитать и поддерживать власть [27].
Продуктивной в русле понимания празднеств как коммеморативных практик является и теория немецкого исследователя Я. Ассмана о культурной памяти. Согласно его утверждению, политическая риторика, искусство и литература, церковь и школа, являются необходимыми сферами, где происходит конструирование коллективных представлений людей о прошлом. Именно эти структуры с помощью определенного набора механизмов формируют культурную память общества [5, с. 36—84].
Как известно, Севастополь был основан в период правления Екатерины II, в первый год присоединения
Крыма к Российской империи, как военная крепость на черноморских берегах. Город выполнял также важную функцию главной базы российского флота на Черном море. Севастополь пережил две осады: во время Крымской (Восточной) и Великой Отечественной войны. Нередко город оказывался в центре разных военных конфликтов, происходившими в бассейне Черного моря.
Зачастую многие важные юбилейные исторические даты, которые отмечались в Севастополе в советский период, как правило, ассоциировались либо с событиями Первой обороны, времен Крымской войны, либо со Второй обороной города от немецких войск в период Великой Отечественной войны. Причем и первая, и вторая обороны закончились сдачей Севастополя. Однако эти поражения превратились в памяти последующих поколений, живших в Российской империи, а затем в Советском Союзе, в символические события, свидетельствующие о беспримерном героизме людей, защищавших город.
К 1983 г. в Севастополе проживало около 350 тысяч жителей. Здесь находились предприятия судоремонтной, машиностроительной, рыбной, винодельческой отраслей, насчитывалось 10 научноисследовательских институтов, 3 высших учебных заведения (включая военно-морские), 56 общеобразовательных школ, 9 музыкальных и 1 художественная школа. Кроме того тут располагалось 58 библиотек, 2 драмтеатра, 15 клубов, 20 кинотеатров, 4 государственных и более 100 народных музеев и музейных комнат [7, с. 5].
В городе насчитывалось огромное количество памятников и мемориальных комплексов. Например, уже в постсоветский период, к 1 января 1999 г., в Севастополе на государственном учете состояло 2015 памятников, в том числе 246 археологических, 1327 исторических, 27 произведений монументального искусства, 292 архитектурных сооружения [21, с. 376].
Проигнорировать юбилей города было невозможно, поскольку празднование подобных дат уже стало традицией советского общества. Вообще, официальные мероприятия в честь годовщин основания городов превратились в СССР в распространенные коммеморативные практики. Видимо начало подобным праздникам положили торжества 1947 г. в честь 800-летия Москвы. Хотя такие акции по своему размаху, конечно, во многом уступали церемониям, связанным с годовщинами «Великой Октябрьской революции» или Победы в войне над нацистской Германией.
Двухсотлетний юбилей Севастополя пришелся на период развития позднего СССР, когда уже стали проявляться кризисные явления и в экономике, и в идеологической сфере. Однако такое положение дел сильно не сказалось на проведении праздничных мероприятий в Севастополе. Официально день города по календарю выпадал на 14 июня, но торжества, связанные с юбилеем, по сути, продолжались в течение года.
Секретарю исполкома горсовета П. Я. Веселову поручили составить план-календарь праздничных акций на весь год. Разработанный под его руководством перечень мероприятий предполагал массовые празднества в виде концертов профессиональных артистов и самодеятельных коллективов, кинопоказов, театральных постановок, спортивных состязаний на Черном море, встреч с ветеранами, выставок картин, книг, фотографий и политических плакатов [3, л. 1—6].
Видимо не все мероприятия удалось организовать и провести, но многие акции состоялись. Конечно, не было масштабных военных парадов и демонстраций, которые проходили в День победы и освобождения города 9 мая или 7 ноября, в очередную годовщину «Великой Октябрьской революции». По своему статусу двухсотлетний юбилей Севастополя на фоне главных советских праздников считался менее значимым.
Открытие памятников и мемориальных знаков, без сомнения, является важным символическим атрибутом любых торжеств. Скульптурные изображения на улицах и площадях наиболее ярко демонстрировали жителям и гостям города, как следует понимать свое прошлое. Все подобные сооружения по тематическому содержанию относились, по крайней мере, к четырем группам. Первая группа — традиционно посвящалась Великой Отечественной войне. Вторая группа, состоявшая из одного восстановленного памятника, напоминала о событиях Крымской войны, в частности оборону Севастополя. Третья группа монументов стала новым явлением для города-героя — это памятные знаки и скульптуры, посвященные основанию Севастопольской крепости в XVIII в. и известным военным деятелям того времени. Четвертая группа архитектурных и скульптурных сооружений, представленная одним памятным знаком, символизировала послевоенный советский период в истории города.
Новые монументы и памятные знаки о Великой Отечественной войне появились в городе уже в начале юбилейного года. Так 22 февраля 1983 г. открыли памятный знак, посвященный военкому ВВС Черноморского флота бригадному комиссару
М. Г. Степаненко. Его создали по проекту молдавских архитекторов М. В. Фортуны и М. Г. Раду. Установили памятный знак на улице, носящей имя бригадного комиссара [7, с. 166].
На следующий день, 23 февраля, на площади, прилегающей к улице Героев Севастополя, открыли памятник подводникам-черноморцам. Монумент был выполнен из кованой меди, бронзы и гранита, достигая в высоту 9,6 метров. Известный севастопольский скульптор С. А. Чиж трудился над памятником более трех лет, а архитекторы А. И. Баглей и А. Л. Шеффер создали общий проект. Памятник представлял собой возвышающуюся над водой бассейна семиметровую бронзовую композицию в виде рубки подводной лодки с фигурами командира и сигнальщика. За этими скульптурами установили стелу с центральным барельефом, на котором изображен один из подвигов моряков-подводников. Слева на стеле надпись: «Участникам Великой Отечественной войны — бесстрашным витязям черноморских глубин», справа — названия 51-й подводной лодки, принимавшей участие в боевых операциях на Черном море. [4, л. 4; 11, с. 124—127; 7, с. 166—167]. По словам Чижа, главного автора памятника, этот скульптурный портрет подводников-черноморцев с точки зрения профессионального исполнения вызывал в нем всегда гордость [14, с. 13].
Накануне и в течение всего юбилейного года скульптор С. А. Чиж создал несколько мемориальных досок со скульптурными ликами советских военачальников, участников Великой Отечественной войны, чья деятельность оказалась связана с Севастополем. Эти мемориальные знаки установили на домах разных улиц города. Некоторые улицы назвали в честь военачальников. Творения Чижа были посвящены адмиралу Ф. С. Октябрьскому, генералу И. Е. Петрову, адмиралу И. С. Юмашеву, контр-адмиралу А. И. Зубкову и маршалу Р. Я. Малиновскому [4, л. 4; 14, с. 186].
К двухсотлетней годовщине города восстановили и вновь открыли известный памятник адмиралу В. А. Корнилову на Малаховом кургане. Этот памятник впервые был сооружен из бронзы и гранита в 1895 г. по проекту художника А. А. Бильдерлинга и скульптора И. Н. Шредера. Композиция включала сидящую статую смертельно раненного адмирала Корнилова, обращающегося с призывом к защитникам города: «Отстаивайте же Севастополь!». Эти слова выбиты на постаменте памятника. С правой стороны внизу от статуи Корнилова находилась фигура матроса П. Кошки, стоявшего у пушки с ядром в руках. У подножия памятника, на предполагаемом месте смертельного ранения адмирала, был выложен крест из пушечных ядер [1, л. 8].
В 1942 г. монумент разрушили захватившие город немцы. Сохранились лишь пушечные ядра, выложенные крестом. История восстановления памятника ведет свой отсчет с ноября 1977 г., когда вышло постановление Совета министров УССР. Однако реальная работа по воссозданию монумента началась только в июне 1979 г., о чем свидетельствует постановление бюро Севастопольского горкома партии и исполкома городского совета. Авторами восстановленного памятника стали скульптор М. К. Вронский и архитектор В. Г. Гнездилов. Об- щая высота скульптурной композиции достигала 8,7 метра. Стоимость восстановительных работ по смете составила 199,5 тысяч рублей [1, л. 8; 11, с. 52—53].
14 июня 1983 г., в День города, на центральной площади города, носящей имя адмирала П. С. Нахимова, открыли небольшой памятный знак высотой 3,41 метра, посвященный двухсотлетию основания Севастополя. Авторами данного сооружения стали архитекторы Г. Г. Кузьминский и А. С. Гладков [11, с. 20—21]. Данный памятник, посвященный событиям XVIII в., стал одним из первых в советском Севастополе.
Тогда же открыли памятник адмиралу Ф. Ф. Ушакову. Скульптурный портрет в виде бюста выполнил скульптор С. А. Чиж, а по проекту архитекторов Г. Г. Кузьминского и А. С. Гладкова создали постамент и общую композицию памятника [4, л. 4; 11, с. 25]. Согласно воспоминаниям скульптора, в процессе работы, возникла проблема, связанная с созданием реалистичного образа Ушакова. Прижизненные изображения адмирала отсутствовали, а известный портрет адмирала, написанный в 1814 г. неизвестным художником из мастерских графа Шереметева, уже после его кончины, был основан на свидетельствах людей, которые видели и знали Ушакова. Реконструкция, созданная антропологом М. М. Герасимовым еще в 1940-е гг. по черепу адмирала, скульптору не понравилась. Этот облик с широким лбом и выступающими скулами больше был «похож на неандертальца». В итоге Чиж вылепил портрет с лика натурщика, бывшего офицера флота, В. А. Науменко, лицо которого походило на облик адмирала [14, с. 22—23]. После открытия памятника на карте города появилась также и площадь Ушакова.
В этом же году в центре города открыли бюст знаменитому российскому полководцу А. В. Суворову, установленный на четырехгранном постаменте. Общая высота бюста с постаментом составила 5,34 метра. Авторами памятника выступили скульпторы В. В. Рябков и В. С. Гордеев, архитекторы Г. Г. Кузьминский и А. С. Гладков [11, с. 23]. Территория, примыкавшая к памятнику Суворову, превратилась в площадь, названную его именем.
Одним из своеобразных каменных сооружений, появившихся в юбилейном году в Севастополе, стала Памятная триумфальная арка, установленная при въезде в город со стороны знаменитой Сапун-горы на улице генерала К. С. Мельника. Автором проекта стал архитектор А. Шеффер. Создавали арку рабочие «Севморзавода». В центре, на вершине арки изображена медаль Героя Советского Союза и орден В. И. Ленина, указывающие на звание города-героя. Слева и справа наверху выбиты даты: первая — год основания, вторая — год двухсотлетнего юбилея города. На боковых стенках арки созданы изображения двух советских наград, присвоенных Севастополю: ордена Красного знамени и Октябрьской революции. Таким образом, в данной конструкции присутствует исключительно советская символика. О дореволюционном периоде напоминает лишь дата основания Севастополя — 1783 г.
Список литературы Празднование двухсотлетней годовщины Севастополя в контексте политики памяти
- АГС. Ф. Р-183. Оп. 1д. Д. 28.
- АГС. Ф. Р-434. Оп. 18. Д. 65.
- АГС. Ф. Р-535. Оп. 6. Д. 11.
- АГС. Ф. Р-563. Оп. 9. Д. 16.
- Ассман, Я. Культурная память. Письмо, память и политическая идентичность в высоких культурах древности/Я. Ассман. -М.: Языки славянской культуры, 2004. -363 с.
- Барт, Р. Мифологии/Р. Барт. -М.: Академический проект, 2008. -351 с.
- Ванеев, Г. И. Севастополь: страницы истории, 1783-1983: справочник/Г. И. Ванеев. -Симферополь: Таврия, 1983. -207 с.
- Веникеев, Е. В. Архитектура Севастополя: путеводитель/Е. В. Веникеев. -Симферополь: Таврия, 1983. -208 с.
- Гармаш, П. Е. Севастополь -город-герой/П. Е. Гармаш. -М.: Воениздат, 1983. -128 с.
- Доронина, Э. Н. По улицам Севастополя/Э. Н. Доронина, А. А. Ляхович. -Симферополь: Таврия, 1983. -112 с.
- Доронина, Э. Н. Памятники Севастополя/Э. Н. Доронина, Т. И. Яковлева. -Симферополь: Таврия, 1987. -192 с.
- Дукачев, А. С. Курс на Севастополь: док. повесть/А. С. Дукачев. -Симферополь: Таврия, 1983. -271 с.
- За родной Севастополь: сб. -М.: Молодая гвардия, 1983. -287 с.
- Коваленко, А. Скульптор Станислав Чиж и его время/А. Коваленко. -Симферополь: Таврия, 2004. -200 с.
- Кучер, В. Черноморцы /В. Кучер. -Симферополь: Таврия, 1983. -560 с.
- Лезинский, М. Л. Живи, Вилор!/М. Л. Лезинский, Б. М. Эскин. -М.: Молодая гвардия, 1983. -112 с.
- Ляхович, А. А. У карты Севастополя: справочник/А. А. Ляхович, Л. А. Шорин, Е. В. Веникеев, В. Г. Шавшин. -Симферополь: Таврия, 1982. -224 с.
- Малышкин, А. Г. Севастополь /А. Г. Малышкин. -Симферополь: Таврия, 1983. -528 с.
- Митяев, А. В. Адмирал Нахимов/А. В. Митяев. -М.: Малыш, 1983. -32 с.
- Неверов, И. М. Севастополь: страницы героической защиты и освобождения города-героя, 1941-1944/И. М. Неверов. -М.: Политиздат, 1983. -206 с.
- Севастополь: энциклопедический справочник/ред.-сост. М. П. Апошанская. -Севастополь: НМГООС, 2008. -1120 с.
- Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого: альбом/авт.-сост. Н. А. Бендюкова и др. -Симферополь: Орiанда, 2013. -340 с.
- Севастополю 200 лет, 1783-1983: сб. док. и мат./сост. Г. И. Ванеев. -Киев: Наукова думка, 1983. -410 с.
- Сибиряков, И. В. Советские государственные награды Севастополя/И. В. Сибиряков//Вестник Брестского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». -2015. -№ 6. -С. 59-61.
- Староверов, Г. Д. Севастополь: путеводитель/Г. Д. Староверов. -Симферополь: Таврия, 1978. -112 с.
- Толстой, Л. Н. Севастопольские рассказы /Л. Н. Толстой. -М.: Современник, 1983. -221 с.
- Уортман, Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии: в 2 т./Р. Уортман. -Т. 1 . -М.: ОГИ, 2002. -608 с.; Т 2 . -М.: ОГИ, 2004. -796 с.
- Усольцев, В. С. Фома Фомич Мекензи/В. С. Усольцев. -Севастополь: Арт-Принт, 2001. -58 с.
- Филиппов, М. М. Осажденный Севастополь /М. М. Филиппов. -Симферополь: Таврия, 1983. -350 с.
- Фролова, В. С. Мы родом из подвига: очерки/В. С. Фролова. -Симферополь: Таврия, 1983. -160 с.