Празднование нового года в Византии

Бесплатный доступ

Введение. Первый день новолетия во многих культурах считается праздничным и предполагает совершение особых ритуалов и обрядов. Традиции новогодних торжеств отражают характер той или иной цивилизации, ее исторический опыт, религиозные и мировоззренческие константы. Это в полной мере относится и к византийской цивилизации. Цель статьи - реконструировать общий сценарий официальных торжеств, проследить его эволюцию, а также рассмотреть народную традицию, с ним связанную. Методы и материалы. Основные источники исследования - богослужебная литература, церемониальные трактаты, эпистолография. Анализ. В Византии Новый год отмечали 1 сентября на разных уровнях - церковном, государственном, общенародном. Несмотря на свое «гражданское» происхождение, этот праздник являлся для византийцев прежде всего религиозным - им открывался не только новый годичный цикл, но и церковный календарь. К X в. сложилось чинопоследование, приуроченное к первому дню нового года. Патриарх служил особые литургии в храме Св. Софии и совершал крестный ход. Участие императора в церковных обрядах не предусматривалось. В поздней же Византии кульминацией новогоднего ритуала стал молебен, совершаемый на столичном форуме Константина, в присутствии императора. В церемониальном протоколе было зафиксировано обязательное участие правителя в новогодней службе. Праздник широко отмечался и простыми византийцами, которые в тот день посещали храмы, ходили в гости, обменивались поздравлениями.

Еще

Византия, праздник нового года, византийский дворцовый церемониал, императорская власть, церковные праздники, праздничная культура византии

Короткий адрес: https://sciup.org/149144520

IDR: 149144520   |   DOI: 10.15688/jvolsu4.2023.6.24

Список литературы Празднование нового года в Византии

  • Veselovskiy A.N. Genvarskiya rusalii i gotskie igry v Vizantii [January Rusalies and the Gothic Games in Byzantium]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of Public Education], 1885, September, pp. 1-18.
  • Zabelin I.E. Domashniy byt russkogo naroda v XVI–XVII v. T. 1: Domashniy byt russkikh tsarey v XVI i XVII stoletiy [Russian People’s Home Life in the 16th – 17th Century. Vol. 1. The Home Life of the Russian Tsars in the 16th and 17th Centuries]. Moscow, Tovarishchestvo tip. A.I. Mamontova Publ., 1895. 751 p.
  • Kuzenkov P.V. Khristianskie khronologicheskie sistemy. Istoriya letoschisleniya v svyatootecheskoy I vostochnokhristianskoy traditsii III–XV vekov [Christian Chronological Systems. The History of Chronology in the Patristic and Eastern Christian Tradition of the 3rd – 15th Centuries]. Moscow, Rus. izd. tsentr im. Sv. Vasiliya Velikogo Publ., 2014. 992 p.
  • Polyakovskaya M.A. Frakiyskiy dnevnik molodogo intellektuala (avgust–sentyabr 1346 g.) [Thracian Diary of a Young Intellectual (August– September 1346)]. Vizantiiskii vremennik [Byzantina chronika], 1994, vol. 55 (80), no. 2, pp. 206-211.
  • Polyakovskaya M.A. Vizantiyskiy dvortsovyy tseremonial XIV v.: «teatr vlasti» [The Byzantine Palace Ceremonial of the 14th Century: “The Theater of Power”]. Yekaterinburg, Izd-vo Ural. un-ta Publ., 2011. 334 p.
  • Syuzyumov M.Ya. Khronologiya vseobshchaya [Universal Chronology]. Sverdlovsk, Izd-vo Ural. un-ta Publ., 1971. 97 p.
  • Chicherov V.I. Zimniy period russkogo zemledelcheskogo kalendarya XVI–XIX vekov [Winter Period of the Russian Agricultural Calendar of the 16th – 19th Centuries]. Moscow, Izd-vo AN SSSR Publ., 1957. 236 p.
  • Angelov D. Imperial Ideology and Political Thought in Byzantium, 1204–1330. Cambridge, New York, Cambridge University Press, 2007. 453 p.
  • Bauer F.A. Stadt, Platz und Denkmal in der Spätantike: Untersuchungen zur Ausstattung des öffentlichen Raums in den spätantiken Städten Rom, Konstantinopel und Ephesos. Mainz, P. von Zabern Publ., 1996. 305 p.
  • Berger A. Streets and Public Spaces in Constantinople. Dumbarton Oaks Papers, 2000, vol. 54, pp. 161-172.
  • Berger A. Imperial and Ecclesiastical Processions in Constantinople. Necipoğlu N., ed. Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Life. Leiden, Boston, Köln, Brill, 2001, pp. 73-87.
  • Berger A. The Statues of Constantinople. Cambridge, Cambridge University Press, 2021. 76 p.
  • Blackburn B., Holford-Strevens L. The Oxford Companion to the Year. An Exploration of Calendar Customs and Time-Reckoning. Oxford, Oxford University Press, 1999. 937 p.
  • Bryer A. Chronology and Dating. Jeffreys E., Haldon J., Cormack R., eds. The Oxford Handbook of Byzantine Studies. Oxford, Oxford University Press, 2008, pp. 31-37.
  • Vogt A., ed. Constantine Porphyrogénète. La livre des cérémonies. Vol. 2. Paris, Société d’Édition “Les belles lettres”, 1967. 193 p.
  • Dagron G. Naissance d’une capitale. Constantinople et ses institutions de 330 à 451. Paris, Presses Universitaires de France, 1974. 578 p.
  • De Menoligio Basilii imperatoris. Migne J.-B., ed. Leonis Diaconi Historia. Paris, Imprimerie Catholique, 1894, cols. 13-613. (Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca; vol. 117).
  • Loenertz R.-J., ed. Démétrius Cydonès. Correspondance. Vol. 1. Città del Vaticano, Biblioteca apostolica Vaticana, 1956. 221 p.
  • Grabar A. Pseudo-Codinos et les cérémonies de la cour byzantine au XIVe siècle. Art et société à Byzance sous les Paléologues. Actes du colloque organisé par l’association internationale des études byzantines à Venise en septembre 1968. Venise, Stamperia di Venezia, 1971, pp. 193-221.
  • Grumel V. La Chronologie. Paris, Presses universitaires de France, 1958. 487 p.
  • Janin R. Constantinople byzantine. Développement urbain et répertoire topographique. Paris, Institut français d’études byzantines, 1964. 542 p.
  • Janin R. Les église et les monastères de Constantinople. Paris, Institut français d’études byzantines, 1969. 607 p.
  • Koukoules F. Byzantinōn bios kai politismos [The Byzantine Life and Civilization]. T. 2, fasc. 1. Athens, Institut français d’Athènes, 1948. 283 p.
  • Mateos J., ed. Le Typicon de la Grande Église. Ms. Sainte-Croix nº 40, Xe siècle. T. 1. Roma, Pont. Institutum Orientalium Studiorum, 1962. 389 p.
  • Mango M.M. The Porticoed Street at Constantinople. Necipoğlu N., ed. Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Life. Leiden, Boston, Köln, Brill, 2001, pp. 29-51.
  • Macrides R., Munitiz J., Angelov D., eds. Pseudo-Kodinos and the Constantinopolitan Court: Offices and Ceremonies. Farnham, Ashgate, 2013. 540 p.
  • Verpeaux J., ed. Pseudo-Kodinos. Traité des offices. Paris, Éditions du Centre national de recherché scientifique, 1966. 420 p.
  • Delehaye H., ed. Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae: e Codice Sirmondiano nunc Berolinensi; adiectis synaxariis selectis. Bruxellis, Apud Socios Bollandianos, 1902. 1181 p.
  • Kazhdan A.P., ed. The Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. New York, Oxford, Oxford University Press, 1991. 728 p.; Vol. 2. 1473 p.
  • Tinnefeld F. Der Blachernenpalast in Schriftquellen der Palaiologenzeit. Borkopp B., Steppan Th. Lithostrōton. Studien zur byzantinischen Kunst und Geschichte. Festschrift für Marcelle Restle. Stuttgart, Franz Hermann, 2000, pp. 277-285.
  • Treitinger O. Die oströmische Kaiser- und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im höfischen Zeremoniell. Vom oströmischen Staats- und Reichsgedanken. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1956. 237 p.
Еще
Статья научная