Пределы возможного
Автор: Мусорина Виктория
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Реальный сектор
Статья в выпуске: 7 (111), 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142170187
IDR: 142170187
Текст обзорной статьи Пределы возможного

SHUTTERSTOCK/PHOTASSTOCK
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ФАВОРИТИЗМ
Председатель консультативного совета ГК «Техносерв» Алексей Ананьев называет другую конкурентную для россиян сферу — офшорное (ориентированное на экспорт) программирование. «Конкурентные преимущества российской школы программирования — это углубленная академическая математическая подготов-
Структура российского IT-рынка, 2010 г. (всего 498 млрд руб.), %

Компьютеры
Программное обеспечение
ка, высококвалифицированные кадры системных архитекторов и программистов». Западные заказчики охотно тратятся на покупку прикладных продуктов, сделанных русскими программистами, в особенности их привлекают лингвистические решения по распознаванию речи.
А вот как у производителя ПО у России шансов закрепиться на мировом рынке немного: любой крупный западный производитель (от Microsoft
IТ-услуги
Прочее
и IBM до Intuit и BMC) экспортирует больше, чем вся Россия вместе взятая.
Председатель совета директоров ГК АйТи Тагир Яппаров подтверждает, что российские IТ-компании в меньшей степени ориентированы на создание соб- ственных технологий и продуктов, чем наши зарубежные конкуренты. «Мы преимущественно перерабаты- ваем чужие технологии для российских заказчиков: настраиваем, адаптируем, локализуем, дорабатываем, улучшаем, — говорит Тагир Яппаров. — Но не создаем собственные уникальные технологии в том объеме, который позволил бы соперничать с нашими коллегами из более развитых стран. Недостаточная капитализа- ция наших IТ-компаний не позволяет делать достаточных вложений в НИОКР».
Развитие НИОКР — одно из условий, при которых человеческий ресурс российской IТ-индустрии был бы способен работать на мировом уровне, сходятся во мнениях наши эксперты.
Правила конкуренции
«Доля отечественного инновационного продукта на глобальном рынке будет иметь тенденцию к увеличению только тогда, когда у российских предприятий появится финансовый стимул развивать НИОКР, — уверен Алексей Ананьев. — И первый из них — освобождение НИОКР от налогов. Такая практика существует во многих западных странах. В России средства на финансирование НИОКР отвлекаются из оборота компаний вплоть до окончания работ, никак не уменьшая при этом налоговую нагрузку». По мнению Алексея Ананьева , учесть инвестиции при расчете налога на прибыль компания вправе лишь по завершении работ, при наличии регистрации прав на продукт и в течение определенного законодательством времени (год и более). Только тогда они становятся частью себестоимости продукта, что на конкурентном рынке, где маржа имеет явную и жесткую тенденцию к снижению, это является заградительным барьером. «Поэтому очень немногие компании могут позволить себе отвлекать средства на R&D-разработку, какой бы инновационной она ни обещала быть», — говорит г-н Ананьев .
Привлечению средств на НИОКР может способствовать проект «Сколково». Отечественным компаниям не хватает именно государственных инвестиций, а в рамках «Сколково», будут разрабатывать модели, которые позволят запускать долгосрочные исследовательские и инновационные проекты. «Взаимодействовать с организациями, направляющими в высокотехнологичный сектор бюджетные инвестиции, очень непросто, — свидетельствует Тагир Яппаров . — Трудный и затратный документооборот, избыточная отчетность, сложности с определением степени «венчурности» или «инновационности» проектов. Но все же это работающие инструменты».
Инвестирование в НИОКР — лишь одно из условий, способных помочь ресурсу отечественных IТ конкурировать на мировом уровне. Артак Оганесян считает, что в первую очередь это восстановление и укрепление фундаментальной научной школы и обеспечение комфортной среды для свободного предпринимательства, раскрывающей возможности для экспериментирования. В ряд важнейших условий наши эксперты также поставили привлечение инвестиций в IТ-стартапы, стимулирование внутреннего потребления и поощрение экспорта IТ на государственном уровне. Все они сходятся в одном: если «Сколково» поможет в реализации этих пунктов, то его миссия будет выполнена. «Сколько бы мы ни говорили о несовершенстве законодательства, самый серьезный барьер для развития инновационных продуктов — финансовый, — заключает Алексей Ананьев . — Именно он не пропускает подавляющее большинство предприятий к инновациям, а те, кто все-таки решается на них, работают крайне точечно, в нишевых сегментах, что не позволяет им реально соперничать с западными коллегами и выводить на рынок конкурентоспособные продукты».