Предикативное употребление компаратива в поэзии А. А. Ахматовой

Бесплатный доступ

В статье предпринята попытка установить связь языковых особенностей поэтических текстов А. А. Ахматовой с основными идейными установками акмеистов, среди которых - требование внимания к вещным деталям и требование логичности. Приведены количественные данные об использовании компаративов в функции сказуемого (именной части составного именного сказуемого) с материально выраженной незнаменательной связкой быть и с нулевой связкой с целью создания четкой логической синтаксической структуры в поэзии Ахматовой. На большом иллюстративном материале показано, что связка быть представлена обычно: а) в двусоставных предложениях трех-(чаще) и двухкомпонентной (реже) структуры сравнения; б) в форме изъявительного наклонения прошедшего времени единственного числа: женского рода в конструкциях, где субъектом сравнения является 'я-поэтесса', 'я-лирическая героиня', и мужского рода - с субъектом сравнения, номинирующим лирического героя. Выявлено, что нулевую связку поэтесса чаще использует в двусоставных предложениях, не отдавая предпочтения трех- либо двухкомпонентным сравнительным конструкциям, употребляя их даже при одном и том же субъекте сравнения. Указано, что разнообразные субъекты сравнения при компаративах с нулевой связкой обозначены именами существительными, номинирующими лирического героя, части его тела, натурфакты и артефакты, абстрактное понятие. Отмечена наибольшая частотность в качестве субъекта сравнения при компаративе личного местоимения 1-го лица единственного числа, используемого А. А. Ахматовой для достижения акмеистической реалистичности при передаче через обыденное душевных переживаний 'я-поэтессы', 'я-лирической героини'. Автор приходит к выводу, что наибольшая частотность ком-паративов при нулевой связке в поэзии А. А. Ахматовой связана с акмеистическим принятием мира «во всей совокупности красот и безобразий», «здесь», «в русской современности». Результаты, полученные в работе, могут оказаться интересными для литературоведов, исследующих творчество А. А. Ахматовой, а также поэзию Серебряного века. Полученные результаты могут найти применение и в практике составления словаря поэтессы.

Еще

Акмеизм, компаратив, а. а. ахматова, вещность, глагол-связка, логичность

Короткий адрес: https://sciup.org/14729499

IDR: 14729499   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2017-1-77-86

Список литературы Предикативное употребление компаратива в поэзии А. А. Ахматовой

  • Акмеизм в критике. 1913-1917/сост. О. А. Лекманова и А. А. Чабана; вступ. ст., примеч. О. А. Лекманова. СПб.: Изд-во Тимофея Маркова, 2014. 544 с
  • Адмони В. Г. Лаконичность лирики Ахматовой//«Царственное слово». Ахматовские чтения. М.: Наследие, 1992. Вып. 1. С. 29-40
  • Артюховская Н. И. Акмеизм и раннее творчество А. Ахматовой (поэт и течение): дис.. канд. филол. наук. М., 1981. 198 с
  • Бурдина С. В. Архитектурный пейзаж Петербурга в зеркалах «Поэмы без героя» А. Ахматовой//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 2(8). С. 36-140
  • Бурдина С. В. Парадоксы хронотопа в «Реквиеме» А. Ахматовой//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С. 60-66
  • Васильева А. С. Категории пространства и времени в поэзии А. А. Ахматовой (на примере анализа одного стихотворения)//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Вып. 31(69). Аспирантские тетради: науч. журн. СПб., 2008. С. 46-48
  • Виноградов В. В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски)//Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М.: Наука, 1976. С. 367-459
  • Виноградов В. В. О символике А. Ахматовой//Литературная мысль. Альманах I. Пг.: Колос, 1922. С. 92-237
  • Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии//Антология акмеизма: Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки. Мемуары/вступ. ст., сост. и примеч. Т. А. Бек. М.: Московский рабочий, 1997. С. 202-207
  • Данькова Т. Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой: дис..канд. филол. наук. Воронеж, 2000. 214 с
  • Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М.: МГУ, 1961. 508 с
  • Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм//Русская мысль. М., 1916. № 12. С. 25-56. URL: http://postsymbolism.ru/joomla/index.php?option= com_content&task=view&id=20&Itemid=39 (дата обращения: 05.06.2016)
  • Жирмунский В. М. К вопросу о синтаксисе А. Ахматовой//Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. Статьи 1916-1926. Л.: Academia, 1928. C. 332-336. URL: http://matova.niv. ru/matova/kritika/zhirmunskij-k-voprosu-o-sintak-sise-matovoj.htm (дата обращения: 05.06.2016)
  • Кашкарова О. Н. Из стилистического арсенала ранней лирики А. Ахматовой//Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2010. № 2. С.49-54
  • Кихней Л. Г., Меркель Е. В. Семантика «границы» в картине мира Анны Ахматовой//Вестник ТвГУ. Сер. Филология. 2012. № 3. С. 55-62
  • Кормилов С. И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М.: МГУ, 1998. 128 с
  • Кудрина Н. В. Предметные фразеологизмы в поэзии Анны Ахматовой: дис..канд. филол. наук. Курган, 2008. 236 с
  • Кулаковский М. Н. Одоративная лексика в лирике Анны Ахматовой//Ярослав. пед. вестник. 2011. Т. 1, № 2. С. 209-213
  • Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М.: Высш. шк., 1976. 143 с
  • Мандельштам О. Э. Утро акмеизма//Собрание сочинений: в 4 т. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. Т. 1. URL: http://rvb.ru/mandelstam/01text/vol_1/03 prose/1_250.htm (дата обращения: 05.06.2016)
  • Метлякова Е. В. Лексический повтор как семантико-стилистическая категория организации лирического текста в раннем творчестве Анны Ахматовой: дис..канд. филол. наук. Ижевск, 2011. 230 с
  • Национальный корпус русского языка. URL: http://search.ruscorpora.ru/(дата обращения: 25.11.2015)
  • Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений). М.: Эдиториал УРСС, 2002. 232 с
  • Русская грамматика/под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980. Т. 1-2. URL: http://rusgram. narod.ru (дата обращения: 11.07.2016)
  • Синько Л. А. Функционирование местоимений: коммуникативно-дискурсивный подход//Вестник МГОУ. Сер. Русская филология. 2008. № 2. С. 21-27
  • Твердохлеб О. Г. Объекты сравнения в поэзии Н. С. Гумилева//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016а. № 3(35). С. 59-66
  • Твердохлеб О. Г. Простые формы сравнитель­ной степени прилагательных, наречий и слов ка­тегории состояния в поэзии акмеистов (статисти­ческие данные)//Научная интеграция: сборник научных трудов. 2016. М.: Перо, 2016. С. 1170-1172.
  • Твердохлеб О. Г. «Вещность» и объекты сравнения, выраженные формой родительного падежа имени, в поэтическом языке акмеистов: А. А. Ахматова//Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2016. № 2 (21). С. 43-53
  • Тименчик Р. Д. К семиотической интерпретации «Поэмы без героя»//Труды по знаковым системам. Т. VI. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1973. Вып. 308. С. 438-442
  • Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа//Эйхенбаум Б. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. С. 75-147
  • Яковлева Л. А. Апокалипсическая семантика в поэзии Анны Ахматовой: дис.... канд. филол. наук. Нерюнгри, 2014. 208 с
Еще
Статья научная