Предметы культа как объект антирелигиозной борьбы в 1920-е гг. (на примере музея Пензы)

Автор: Соколов-Брехунцов Максим Александрович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 6, 2023 года.

Бесплатный доступ

Тема отношений власти и церкви в советский период в центре внимания исследователей уже более 30 лет. Антирелигиозная борьба стала квинтэссенцией государственно-конфессиональных отношений 1920-х гг. На основе архивных материалов и пензенской печати в статье анализируется деятельность местных властей по изъятию предметов культа и их хранению в антирелигиозном музее г. Пензы, работа которого строилась в том числе на показе экспонатов, связанных с именем преподобного Серафима Саровского, изъятыми в 1927 г. из Саровского монастыря. Этот святой был высоко почитаем в народе, поэтому разоблачение его святости было крайне значимым для антирелигиозных пропагандистов. Заключается, что подобного рода музеи были одним из способов идеологической борьбы советской власти с культом православия с целью утверждения коммунистических приоритетов в обществе.

Еще

Русская православная церковь, религия, преподобный серафим саровский, мощи, предмет культа, советская власть, антирелигиозная политика, антирелигиозный музей, пенза

Короткий адрес: https://sciup.org/149143075

IDR: 149143075   |   DOI: 10.24158/fik.2023.6.24

Список литературы Предметы культа как объект антирелигиозной борьбы в 1920-е гг. (на примере музея Пензы)

  • Алексеев В.А. Иллюзии и догмы: взаимоотношения советского государства и религии. М., 1991. 398 с.
  • Белкин А.И. Отделение церкви от государства или путь к уничтожению религии? (Несколько эпизодов из жизни Саровского монастыря в 20-е гг. Хх в.) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2018. № 4 (48). С. 58-64.
  • Вяткин В.В. Советский тип государственно-церковных отношений. Курс на разрушение церкви (1917-1939 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 322. С. 92-94.
  • Дубровский А.М., Шадоба К.С. Отношение власти, народа, церкви к политике «вскрытия мощей во всероссийском масштабе» (1918-1922 гг.) // Вестник Брянского государственного университета. 2022. № 1 (51). С. 78-95. https://d0i.0rg/10.22281/2413-9912-2022-06-01 -78-95.
  • Коган Ю. Практические задачи музейно-антирелигиозной работы // Антирелигиозник. 1931. № 11. С. 68-70.
  • Кулачков В.В. Культурная политика государства и крестьянство западного региона России в 1920-е гг. Брянск, 2013. 141 с.
  • Левандовский А.А. У истоков канонизации Серафима Саровского (полемика в периодической печати в связи с обретением мощей) // Человеческий капитал. 2019. № 11 (131). С. 46-53.
  • Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. М., 1976. 16 с.
  • Маслова И.И. Революция против Церкви: причины краха антицерковной политики в ХХ веке // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. СПб., 2018. С. 77-83.
  • Некрасова А.Н. Вера в разум. Антирелигиозный музей в Ленинграде как проект эпохи модерна // Музей. Памятник. Наследие. 2018. № 1 (3). С. 80-91.
  • Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. М., 2014. 424 с.
  • Пантюхин А. Антирелигиозная деятельность органов советской власти в первой половине 20-х гг. ХХ в. в свете документов региональных архивов Северного Кавказа // Вестник Ставропольской духовной семинарии. 2017. № S1 (4). С. 68-81.
  • Пименов В.Ю. Антирелигиозный музей как инструмент формирования антирелигиозного сознания в советской России // Sciences of Europe. 2017. № 22-2 (22). С. 3-6.
  • Рыков П. Музейная работа в Саратовской губернии за 10 лет // Нижнее Поволжье. 1927. № 10. С. 214-217.
  • Чайкин Т.К. «Комиссия по отделению церкви от государства и школы от церкви» в 1920-1921 гг. в Донской области: деятельность и результаты // Христианское чтение. 2021. № 2. С. 288-295. https://doi.org/10.47132/1814-5574_2021_2_288.
  • Шахнович М.М., Чумакова Т.В. Музей истории религии Академии наук СССР и российское религиоведение (19321961). СПб., 2014. 456 с.
Еще
Статья научная