Предпринимательская деятельность самозанятых граждан: вопросы ответственности

Автор: Жилкин Максим Геннадьевич

Журнал: Имущественные отношения в Российской Федерации @iovrf

Рубрика: Гражданское право

Статья в выпуске: 11 (230), 2020 года.

Бесплатный доступ

Автор анализирует новую форму осуществления гражданами отдельных видов предпринимательской деятельности без государственной регистрации в рамках эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Рассматривает вопрос о юридическом приравнивании постановки лица на учет как плательщика этого налога к государственной регистрации лица как индивидуального предпринимателя. Делает вывод о том, что при выборе (или невыборе) лицом такой формы деятельности на него распространяются запреты, установленные статьей 171 и частями 5-7 статьи 159 УК РФ.

Предпринимательская деятельность самозанятых граждан, легализация деятельности по извлечению доходов, уведомительный порядок учета самозанятых граждан, налог напрофессиональный доход

Короткий адрес: https://sciup.org/170173107

IDR: 170173107   |   DOI: 10.24411/2072-4098-2020-11101

Текст научной статьи Предпринимательская деятельность самозанятых граждан: вопросы ответственности

Ведение предпринимательской деятельности в Российской Федерации предполагает выполнение ее субъектами определенных правил, без соблюдения которых такая деятельность является незаконной. Гражданин, желающий получать доход от продажи товаров, предоставления услуг, пользования имуществом не одноразово, а на постоянной основе, используя свои способности или собственность с целью извлечения прибыли, должен приобрести соответствующий правовой статус посредством прохождения процедуры государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (организации).

Приобретение предпринимательского статуса не дает каких-то льгот, или преимуществ перед остальными людьми, но позволяет государству осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, проводить эффективную фискальную политику, не допускать проявлений недобросовестной конкуренции, следить за качеством поступающих в оборот товаров и безопасностью предоставляемых услуг и в конце концов обеспечивать свободу предпринимательской деятельности посредством охраны соответствующих отношений. Регулятивная функция государства проявляется здесь в формировании четких и понятных правил доступа субъектов к сфере предпринимательства, предлагая лицам свободу выбора легализации деятельности по извлечению доходов, а также в установлении ответственности за нарушение требуемого правового режима.

В то же время гражданское законодательство предусматривает возможность осуществления гражданами отдельных видов предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 2 и абзац 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом государство проводит целенаправленную политику на вывод из «тени» свободных предпринимателей, так называемых «фрилансеров», и иных граждан, получающих доход от подобной деятельности.

Для реализации этой задачи, в частности, был принят Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (в редакции от 1 апреля 2020 года) (далее – Закон о самозанятых), который направлен на предоставление наиболее широкому кругу граждан возможности вести предпринимательскую деятельность в наиболее комфортных условиях, выбрав для этого такую систему налогообложения, как специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Такой режим налогообложения предоставляет «самозанятым» гражданам право легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме, а именно:

  • •    онлайн-регистрация, не требующая личного присутствия;

  • •    отсутствие отчетности;

  • •    ведение деятельности без контрольно-кассовой техники;

  • •    размер налоговой ставки 4 процента, если товары или услуги реализуются физическим лицам, или 6 процентов, если товары или услуги реализуются индивидуальным предпринимателям для ведения предпринимательской деятельности или юридическим лицам, вместо 13 процентов налога на доходы физических лиц.

Так, в соответствии с частью 6 статьи 2 Закона о самозанятых физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности. К таковым можно отнести, например, виды услуг, оказываемых самозанятыми гражданами, предусмотренные пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ):

  • •    присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

  • •    репетиторство;

  • •    уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.

Субъекты Российской Федерации, в которых проводится эксперимент, могут самостоятельно устанавливать другие виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Это могут быть услуги по ремонту техники и оборудования, услуги юридического характера, услуги по перевозке пассажиров и т. п.

Также Закон о самозанятых дает возможность легализовать свои доходы гражданам, реализующим произведенные своими руками товары или добытые самостоятельно объекты природного мира. Так, например, рыболов-любитель может реализовывать излишки рыбы, выловленной в соответствии с правилами любительского рыболовства, зарегистрировавшись в качестве самозанятого, в силу того, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» граждане приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы.

Кроме того, Закон о самозанятых не содержит ограничений на осуществление деятельности, для которой требуется получение специального разрешения (лицензии). Например, лицо для занятия медицинской деятельностью может встать на учет в качестве самозанятого и после этого обратиться в лицензирующий орган за получением соответствующих разрешений и лицензий. В таком же порядке можно осуществлять деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом и других видов деятельности, не требующих привлечения наемных работников.

Таким образом, существующее законодательство позволяет гражданам вести законную предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, при подключении к специальному налоговому режиму.

В связи с введением такой формы разрешенной предпринимательской деятельности возникает вопрос о наличии или отсутствии оснований привлечения к уголовной ответственности лиц, подпадающих под признаки самозанятых, которые фактически осуществляют предпринимательскую деятельность, получая при этом доход, пре- вышающий установленный в качестве кри-минооборазующего признака в статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) (2,25 млн р.), но при этом не соблюдают требования законодательства в этой сфере. Поиск ответа на этот вопрос осложняется еще и тем, что ни понятие, ни правовой статус самозанятых в существующем законодательстве не определены, неясно как соотносить деятельность самозанятых, с предпринимательской деятельностью 1.

Логическое и систематическое толкование понятия «самозанятые» позволяет сделать вывод о том, что это граждане, которые самостоятельно выполняют работы или оказывают услуги по гражданско-правовым договорам или без таковых и получают за это вознаграждение либо получают доход от использования имущества. При соблюдении ограничений, установленных в подпункте 6 пункта 2 статьи 18 НК РФ, части 1 статьи 1, частях 1, 6, 7 статьи 2, статье 4, части 2 статьи 6, статье 16 Закона о самозанятых, граждане имеют право на применение к ним специального налогового режима, который предусматривает существенно сниженную планку налога, по сравнению с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Законодательством установлен уведомительный порядок учета самозанятых граждан. Для этого гражданину, ведущему деятельность на территории любого субъекта Российской Федерации, где проходит эксперимент, нужно встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Датой постановки на учет считается дата направления гражданином соответ- ствующего заявления в налоговый орган одним из способов, указанных в Законе о самозанятых (ч. 1–10 ст. 5). Подтверждением постановки на учет в качестве субъекта специального налогового режима для самозанятых является сформированная в электронной форме и подписанная электронной подписью Федеральной налоговой службы справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Легализация статуса самозанятых, по всей видимости, должна снять проблему правовой неопределенности, которая ранее дезориентировала судебно-следственную практику применения статьи 171 УК РФ 2. И хотя Закон о самозанятых не предусматривает ответственности за незаконную деятельность самозанятых граждан, их фактическая предпринимательская деятельность независимо от регистрации не перестает таковой быть, что возлагает на самозанятого ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность 3. Физические лица, которые не зарегистрировались в налоговом органе в качестве самозанятых, могут быть привлечены к уголовной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации по статье 171 УК РФ 4.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, «...предпринимательская деятельность является объектом государственной защиты постольку, поскольку она осуществляется лицами, которые имеют соответствующий статус и выполняют обусловленные этим статусом предусмотренные законом и (или) не противоречащие ему экономические функции, направленные на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» 5. В связи с этим полагаю, что постановка самозанятого на учет в налоговом органе означает его фактическую регистрацию в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, при применении к нему специальных условий налогообложения и придание ему соответствующего правого статуса. Такой подход в целом основывается на положении, зафиксированном в пункте 6 статьи 2 Закона о самозанятых: «Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности».

Таким образом гражданин, намеревающийся осуществлять предпринимательскую деятельность, имеет право выбрать по своему усмотрению приемлемую ему форму государственного контроля над своей деятельностью – либо в форме учета налогоплательщика налога на профессиональный доход, либо в форме государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. И в том, и в другом случае лицо не нарушает позитивное право, а, следовательно, не может подлежать уголовной ответственности.

Если же лицо не выбирает одну из этих форм, но фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, то при наличии оснований оно должно нести ответственность по статье 171 УК РФ 6.

В связи с приведенным выводом возникает вопрос о применении разъяснения высшей судебной инстанции о том, что «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» (абзац 1 пункта 3 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» (в редакции от 7 июля 2015 года). Представляется, что эта рекомендация может распространяться только на лиц, обязанных пройти государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, и не может применяться к самозанятым гражданам, получившим соответствующий статус в установленном законом порядке. В этой части постановление Пленума о незаконном предпринимательстве необходимо уточнить, дабы не вводить правоприменителей в заблуждение относительно уголовной ответственности рассматриваемой категории граждан.

В связи с появлением самозанятых граждан как субъектов предпринимательской деятельности возникает еще один не менее важный вопрос: в случае совершения такими субъектами хищения чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, сопряженного с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, могут они быть привлечены к ответствен- ности по частям 5–7 статьи 159 УК РФ, предусматривающей привилегированную ответственности за мошенничество, либо – по общей норме, предусмотренной частями 1–4 статьи 159 УК РФ?

Профессор Н.А. Лопашенко в своем выступлении 9 июня 2020 года на конференции-практикуме «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», организованной Научно-образовательным центром применения уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), не исключила такой возможности 7.

Вместе с тем этот вопрос может быть решен не столь однозначно, как в описанном случае с незаконным предпринимательством. Дело в том, что в примечании 4 к статье 159 УК РФ указано, что действие частей 5–7 этой статьи распространяется на случаи, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Иными словами, законодатель совершенно четко ограничил субъектный состав указанных отношений, в котором места физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, к которым относятся самозанятые граждане, вроде бы нет.

Однако самозанятые граждане, выбрав соответствующую форму осуществления предпринимательской деятельности, с точки зрения возможности осуществления государственного контроля над их деятельностью находятся в более «открытом» для правоохранительных органов положении, чем незаконные предприниматели, скрывающиеся в «тени», в отношении которых ни при каких обстоятельствах не могут быть применены более мягкие нормы об уголовной ответственности за мошенничество, предусмотренные частями 5–7 статьи 159 УК РФ.

При таком подходе следует согласится с Н.А. Лопашенко, что самозанятые граждане, легализовавшие свою предприни- мательскую деятельность посредством постановки на учет налогоплательщика налога на профессиональный доход, должны признаваться субъектом мошенничества в сфере предпринимательства. В противном случае во многом теряется смысл государственной политики по введению рассматриваемой категории граждан в правовое поле, так как по содержанию их деятельность мало чем отличается от аналогичной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, который, к примеру, зарегистрировался в качестве такового лишь потому, что его доход превышает определенный законодательством порог в 2,4 миллиона рублей.

Таким образом, в понятие «индивидуальные предприниматели», использованное в примечании 4 к статье 159 УК РФ, на мой взгляд, применительно к рассматриваемым отношениям следует включать в том числе физических лиц, вставших на учет налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Список литературы Предпринимательская деятельность самозанятых граждан: вопросы ответственности

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  • О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»: Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ : в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 года. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ : в редакции от 24 апреля 2020 года // Собрание законодательства Российской Федерации, № 32, 2000. Ст. 3340. См. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xJ3v22hP5jw&feature=youtu.be
  • О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 25 декабря 2018 года № 475-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 53 (ч. I), ст. 8401.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-Ф3. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  • Павловская О. Ю. К вопросу о проблемах правового регулирования самозанятости // Право и экономика. 2018. № 12. С. 12-17.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824 (в редакции от 1 апреля 2020 года).
  • Левитин В. Б. Понятие незаконной самозанятости: уголовно-правовой и криминологический аспекты // Российский следователь. 2018. № 10. С. 41-45.
  • Куракин А.В., Карпухин Д.В. Самозанятость граждан: проблемы становления механизма правового регулирования административного принуждения в сфере обеспечения самозанятости // Административное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 38-46.
  • Шуваев Е. А. Статус гражданина, зарегистрированного в качестве самозанятого, и проблемы налогообложения доходов самозанятых лиц // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2019. № 2. С. 66-72.
  • Как самозанятым гражданам легализовать свою деятельность? // электронный журнал «Азбука права». 2020. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  • По делу о проверке конституционности положений статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 32-П // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 52 (ч. I), ст. 7784.
  • Трофимова Е. В. Государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: пустая формальность или насущная необходимость? // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 1. С. 7-11.
  • О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве : постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 23 : в редакции от 7 июля 201 5 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. № 1.
  • https://www.youtube.com/watch? v=xJ3v22hP5jw&feature=youtu.be (дата обращения: 19.06.2020).
Еще
Статья научная