Предрасполагающие факторы риска развития белково-энергетической недостаточности у детей раннего возраста
Автор: Хакимов Шарофуддин Каримович, Гафуров Адхам Анварович, Солиева Мавлюда Одилжановна, Инакова Зебинисо Таировна
Журнал: Re-health journal.
Рубрика: Педиатрия
Статья в выпуске: 2 (10), 2021 года.
Бесплатный доступ
Биз оқсил энергия етишмовчилигининг клиник белгилари бўлмаган 126 назорат гуруҳидаги оналардан туғилган болалар (назорат гурух) ва ОЭЕ билан касалланган 135 та (асосий гурух) оналарни болаларидан соғлигига оид клиник ва анамнестик малумотларни ўрганиб чиқдик. Оналарнинг бемор болалари орасида паст вазн ва оқсил энергетик етишмовчилигининг перенатал ва постнатал шаклланиши ривожланишига моил бўлган ҳавф омиллари сезиларли даражада тўпланган. Оналар саломатлиги ва болаларда протеин энергия етишмовчилигининг ривожланиши ўртасидаги боғлиқликни ўрганиллаётган омилларнинг нисбий ва обсалют ҳавф қийматларини хисоблаш учун маҳсус клиник анамнез ва статистик ёндашиш зарур. Чақалоқлар популяцияси ОЭЕ нинг (туғма ва иккиламчи орттирилган шаклларини камайтириш бўйича минтақавий дастурни яратиш мумкин).
Белково-энергетическая недостаточность, питание, матери
Короткий адрес: https://sciup.org/14125538
IDR: 14125538
Текст научной статьи Предрасполагающие факторы риска развития белково-энергетической недостаточности у детей раннего возраста
Белково-энергетическая недостаточность питания при низкой массе тела (БЭН) остается еще нередкой патологией детей раннего возраста многих стран мира [4,11]. Показано, что в основе классификации БЭН лежит время возникновения и различают его врожденные (анг.congenital), приобретенные (acquistion) и смешанные (анг. mixed) формы [7,10]. В литературе достаточно много внимание уделяется способствующим факторам БЭН у детей – частые соматические и инфекционные патологии, наследственные заболевания ЖКТ и ферментопатии, нарушения правила ухода и кормления и мн. др. [3, 2]. Между тем, исследователи недостаточно мало внимания уделяют предрасполагающим факторам риска развития БЭН во взаимосвязи со здоровьем матери до – и во время беременности, течения родов, изучение которых явилось основной задачей настоящего исследования.
Материал и методы исследования . Соблюдая принцип пропорциональности [9], нами изучены клинико-анамнестические данные здоровья матерей 126 детей без клинических признаков БЭН (контрольная группа) и 135 матерей больных детей с БЭН (основная группа). Диагноз БЭН устанавливался согласно общепринятыми критериями (Шабалов Н.П., 2004, Строганова А.А., Александрова Н.И., 1996) с учетом их генеза (первично - врожденные) и вторичные (приобретенные). Для дифференцировки первичных и вторичных форм БЭН нами использованы масса-ростовой показатель (МРП), индекс Тура (о.головы/о.груди), Пинье [ДТ (см) - МТ (кг)+о.груди (см)], Чулицкой («упитанности»)=три о.плеча+ о.бедра+о.голены – ДТ,см), Чулицкой («осевой») = длина ноги-длина туловища, см; Чулицкой («пропорциональности») = (о.груди/три.о. плеча + о.бедра+о.голени, см), учет наличия дизэмбриогенетических стигм (Чувакова Т.К., Михайличенко Н.П., 1996). При использовании этих методических подходов нами у 107 (79,3%) детей диагностированы вторичные, а у 28 (20,7%) детей первично-врожденные формы БЭН, соответственно асимметрический - 12 (8,89%), симметрический - 9 (6,67%) и диспластический - 7 (5,19%) варианты.
Средний возраст матерей здоровых (24,0±0,30 лет) и больных детей (24,6±0,24 лет) не различались статистически между собой (Р>0,05). Возрастное соотношение матерей здоровых и больных детей были сопоставимыми соответственно ≤ 20 лет (20,6±0,93% и 24,4±7,48%, Р>0,05), 21-29 лет (65,9±5,2% и 50,4±6,06%,Р>0,05) и ≥30 лет (13,5±8,29% и
25,2±7,45%,P>0,05). Доля перво
–
(34,1±7,23% и 41,5±6,58% Р>0,05) и
повторнорожавших (65,9±5,2% и 58,5 ± 5,54% Р>0,05) женщин среди матерей здоровых и больных детей с БЭН, также не имели статистических различий. Материал обработан на программе Microsft Office XP (2008), непараметрическим способом - точный метод Фишера (ТМФ) с учетом углевого преобразования (ф) для расчета относительных величин [5, 9]. Выявление степени связи между наличием определенного фактора у матери и вероятности возникновения БЭН у их детей рассчитывали на основании относительного риска (ОР), согласно формулы (3) : па' Nb ; где na и nb число неблагоприятных факторов риска соответственно в контрольной и основной группе, Na и Nb – общее число обследованных. Также рассчитывали атрибутивный риск (АР), суммарно характеризующего как уровень ОР, так и его частоты в обследованных группах [11], свидетельствующие насколько снизались бы частота БЭН у детей, если данный фактор прекратил бы своего существования в организме матери.
Результат исследования и их обсуждение. Изучение пре- и перинатальных факторов риска развития БЭН показало (таблица), что среди матерей больных детей существенно уменьшена доля женщин с профессией служащих (Р<0,001) и увеличена доля матерей с профессией рабочих фермерских хозяйств, в том числе домохозяек (77,7% против 58,7% Р<0,01). Соответственно этому у матерей больных детей с БЭН уменьшен образовательный ценз, т.е. снижена доля женщин с высшим образованием (20,72 против 33,5% контрольного Р<0,05) и увеличена доля женщин со средним и неполным - средним образованием (56,5% против 41,5% Р<0,01) хотя по среднему возрасту матерей здоровых и больных детей статистически между собой не различались
(см выше), однако наблюдается тенденция увеличению доле женщин в возрасте ≥30 лет среди матерей больных детей с БЭН (25,2% против 13,3% Р>0.05).
Количество беременностей и родов более 3 случаев соответственно увеличено среди матерей больных детей с БЭН (Р>0,05, Р>0,01). В семьях больных детей значительно нарушен психологический фон (Р<0,0101) во взаимоотношениях родителей (муж и жена) и их родителей (свекровь, сноха и т.д.). В их семьях также увеличено число членов семьи ≥7 (Р<0,05), что видимо служит обеднению пищевого рациона семьи и появлению семейных конфликтов на материально - бытовой основе. Среди вышеуказанных факторов наиболее значимыми были профессия матери (служащие ОР - 1,86, АР -76,8), малое количество беременностей (ОР-1.58, АР - 57,2) и родов (ОР - 1,64, АР - 57,0) и психологический комфорт в семьи (ОР - 1,73, АР -76,9) учет которых значительно снизил бы развитие БЭН в популяции детей.
Изучение особенностей акушерско-гинекологического анамнеза и частоты фоновых, экстрагенитальных заболеваний у матерей обследованных детей показали, что среди матерей больных детей с БЭН увеличена частота случаев преэклампсии беременных (Р<0,001), хронических заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной системы (Р<0,01- Р<0,001), заболеваний почек и мочевыводящих путей (Р<0,01), эндокринопатии (Р<0,05) и гинекологических патологий (Р<0,001). Изучая причинно-следственные связи между этими хроническими патологиями матери до - и во время беременности и рождением детей с БЭН, мы обратили внимание на их общие составляющие - хронические патологии сердечно-сосудистой системы (анемия, артериальная гипер- и гипотензия), ЖКТ и гинекологические патологии приводят к значительному дефициту маточно-плацентарного кровообращения, итогом которого является гипоксия и дефицит массы плода и задержка внутриутробного его развития [6,7]. Показано, что заболевания почек и мочевыводящих путей, ровно как анемия у женщин, значительно усугубляют течение преэклампсии беременных и отрицательно сказываются на течение родов [1, 10]. В данной группе риска у женщин наиболее приоритетными оказались хронические заболевания ЖКТ (ОР-2,36, АР- 92,7), преэклампсии беременных (ОР - 1,87, АР - 74,8), гинекологические заболевания (ОР -2,36, АР - 66,3) и хронические заболевания сердечно-сосудистой системы (ОР-2,71, АР-58,3).
Нами показано, что у матерей больных детей с БЭН существенно часто выявляются осложнения и патологии в родах, такие, как аномалия родовой деятельности (Р<0,05) преждевременное излитие околоплодных вод (Р<0,01) предлежание и ранняя отслойка нормально расположенной плаценты (Р<0,001), ее дефекты (плотное прилегание, кальцинаты, некрозы и т.д.), патологии пуповины (короткая, обвитие и т.д.). У них в родах часто применялись акушерские пособия (Р<0,01), происходило частое повреждение родовых путей (Р<0,01), при этом важно, что последние не были обусловлены акушерскими пособиями в родах, а были связаны с патологиями плаценты, аномальным течением родовой деятельности. В этих условиях у этой категории женщин в ходе течения родов часто развивалась гипоксия плода и асфиксия новорожденных (Р<0,001). Факторы риска развития БЭН у детей в связи с патологическим течением родов у их матерей распределялись соответственно по приоритету, в убывающем порядке - предлежание и ранняя отслойка плаценты и ее дефекты, патологии пуповины (ОР - 3,58, АР - 72,7), гипоксия плода и асфиксия новорожденных (ОР- 2,01, АР-61,1), повреждения родовых путей (ОР - 2,9, АР-60,0) и аномалии родовой деятельности (ОР -1,78, АР - 57,2).
Обсуждая вышеуказанные данные можно отметить, что пре- и перинатальные факторы риска, связанные со здоровьем матери до- и во время беременности, патологическим течением родов, на первый взгляд, как бы не имеют отношения к изучаемой проблеме – БЭН у детей. Тем не менее, нам представляется, что состояние здоровья матери и ребенка к моменту его рождения определяет время первого прикладывания детей к груди. У женщин с вышеуказанными факторами риска, дети частично или полностью, более или менее продолжительное время не прикладывались к груди в первые часы жизни, как требуют современные правила кормления ребенка [5,8,10] и в таких случаях у многих рожениц нередко развиваются признаки ранней гипогалактии, что является основой развития начала приобретенных форм БЭН и наслоения последних к его врожденным формам [1,8]. Причем, эти изменения преимущественно развиваются в раннем постнатальном этапе жизни (в первые 6 месяцев), а известно, что хронические формы БЭН, чаще всего (до 80%) проявляются в этом возрастном периоде [4,5,7]. Здесь просматривается очевидная роль нарушения принципа предобеспечения питанием и депонирования[4,11], требующего продолжению научных исследований в данном направлении.
Выводы. 1. Среди матерей больных детей значительно накоплены факторы риска, предрасполагающие развитию перинатальных и постнатальных форм белковоэнергетической недостаточности питания по типу доношенных новорожденных с малой массой тела.
2. Для изучения взаимосвязи здоровья матерей и развитием белковоэнергетической недостаточности питания с низкой массой тела у детей необходимы специальные клинико-анамнестические и статистические подходы с расчетом величин относительного и атрибутивного риска изучаемых факторов, что даст возможность создания региональных программ по снижению случаев первичных (врожденных) и вторичных (приобретенных) форм низкой массе в популяции детей грудного возраста.
Таблица Пре- и перинатальные факторы риска развития БЭН у детей раннего возраста с малой массой тела (%.)
4 |
Хронические заболевания почек и мочевыводящих путей (пиелонефрит, нефрит, инфекции мочевыводящих путей) |
16 |
12,7 |
29 |
21,5 |
2,63 |
<0,01 |
1,69 |
36,8 |
5 |
Эндокринопатии (заболевания щитовидной железы, яичников, надпочечников и т д) |
18 |
14,3 |
37 |
27,4 |
2,41 |
<0,05 |
1,92 |
52,6 |
6 |
Гинекологические заболевание (аднекситы, сальпингиты, эндометриты) |
15 |
11,9 |
38 |
28,1 |
3,35 |
<0,001 |
2,36 |
66,3 |
III. Факторы, связанные с патологическим течением родов у матерей |
|||||||||
1 |
Аномалии родовой деятельности (слабость родовой деятельности, дискоординированные роды, затяжные и быстрые роди и т д) |
21 |
16,7 |
40 |
29,6 |
2,17 |
<0,05 |
1,78 |
52,7 |
2 |
Преждевременное излитие околоплодных вод. |
11 |
8,73 |
27 |
20,0 |
2,65 |
<0,001 |
2,29 |
43,8 |
3 |
Отслойка нормальнорасположенной плаценты, дефекты плаценты, аномалии пуповины |
8 |
6,35 |
29 |
21,5 |
3,65 |
<0,001 |
3,38 |
72,7 |
4 |
Акушерские пособия в родах (ручные, акушерские щипцы, вакуум экстракция, эпизео-,перинеотомия, кесарева сечение) Повреждения родовых путей (трещины, |
14 |
11,1 |
28 |
20,7 |
3,09 |
<0,001 |
1,87 |
38,7 |
5 |
разрывы промежности, шейки матки и влагалища и т д ) |
9 |
7,14 |
28 |
20,7 |
3,25 |
<0,001 |
2,9 |
60,0 |
6 |
Гипоксия плода и асфиксия новорожденных |
19 |
15,1 |
41 |
30,4 |
3,01 |
<0,01 |
2,01 |
61,1 |
Примечание: *Приведены лишь статистически достоверные показатели: - (Р < 0,05 - 0,001) из всех изученных – (57 параметров). ОР- относительный и АР - атрибутивный риск
Список литературы Предрасполагающие факторы риска развития белково-энергетической недостаточности у детей раннего возраста
- Аршавский И.А., Немец М.Г. Роль типов питания и усвоения в онтогенезе.//Успехи физиологических наук -1996., т.29., №1, с.109-129.
- Ахмедова И.М. Характеристика механизмов задержки роста при энзимопатиях тонкой кишки у детей.//Педиатрия. - 2000. - №3-4., с.40-42.
- Брежезовский М.М. Эпидемиология неинфекционных болезней у детей.//Автореф. дисс. доктр. мед. наук. - М. - 1995. - 97 ст.
- Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Актуальные проблемы естественного вскармливания.// Педиатрия. - 1997. - №1, с.38-41.
- Кокарина Е.Р. Центральная регуляция лактогенеза и лактопоэза.// Физ. журнал им. И.М.Сеченова. - 1995. - т.81. - №1, с.54-63.