Представительная власть Симбирска-Ульяновска: история и современность
Автор: Баишев Равиль Мансурович
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: История и историография
Статья в выпуске: 2 (8), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрен процесс становления и функционирования представительной власти в Симбирском крае как в дореволюционный период, так и в настоящее время. Затронуты некоторые вопросы бюджетной политики и принятия решений на местном уровне.
Реформы в области местного управления, представительная власть, бюджетная политика, муниципальные выборы, городская дума, законодательство по местному управлению
Короткий адрес: https://sciup.org/14113676
IDR: 14113676
Текст научной статьи Представительная власть Симбирска-Ульяновска: история и современность
Развитие местного самоуправления берет начало в XVI веке, когда происходит замена системы местного управления через наместников и волостелей, специальными органами самоуправления: губными и земскими учреждениями.
Выборные губные учреждения образовывались для преследования разбойников и суда над ними, а также решали дела о воровстве, заведовали тюрьмами и регистрировали приезжих и проезжающих людей. Выборы губных органов носили всесословный характер: в них принимали участие помещики, служилые люди, крестьяне, т. е. все население уезда. Земские учреждения, напротив, не имели всесословного характера. От участия в земских учреждениях были отстранены служилые люди. Земские органы действовали, как правило, в границах волостей. Земская власть осуществлялась земскими старостами, а также земскими дьяками и лучшими людьми (целовальниками, именуемыми также земскими судьями). Полномочия земских властей распространялись на все ветви управления: полицейское, финансовое, экономическое. Осуществляли они и судебную власть.
В XVII веке местное самоуправление бюрократизируется: устанавливается система приказно-воеводского правления на местах. Обе формы самоуправления (губные учреждения и земские) продолжали существовать при воеводской системе управления. Воевода, назначаемый центральной властью, первоначально осуществлял контроль за губными и земскими органами, не вмешиваясь в сферу их деятельности.
Начала земской системы местного управления наряду с бюрократической и сословной существовали и при Петре I. Затем магистраты упраздняются, и единственными носителями власти на местах остаются губернаторы и воеводы, хотя в городах и уездах сохраняется несколько выборных должностей, находящихся в полном подчинении воеводам. Но лишь при Екатерине II, в последней четверти XVIII века, были заложены основы само- управления, во многом определившие структуру местного самоуправления на весь последующий период, вплоть до введения земских учреждений в 1864 году. Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций — сословных обществ, которым было предоставлено право замещать по выбору значительную часть должностей губернской, городской и уездной администрации и суда. Были учреждены губернские и уездные дворянские собрания для выбора должностных лиц местной администрации и суда, а также для заведования сословными нуждами. Для управления сословными делами учреждались должности предводителей губернского и уездного дворянства.
В городах, кроме магистратов, за которыми была оставлена судебная функция, были созданы «общая Городская дума» и ее исполнительный орган — «шестигласная дума». Общая Городская дума являлась представительным органом и состояла из выборных от каждого из шести разрядов городских обывателей. Шестигласная дума, как постоянно действующая Управа, избиралась общей Городской думой. Дума на заседания собиралась один-два раза в месяц и рассматривала доклады Управы по всем вопросам. В 1882 году по случаю летнего времени собрания Думы посещались немногими, а поэтому до сентября были прекращены. Управа работала ежедневно, кроме воскресений и праздников. Прием посетителей проходил с десяти до двенадцати часов дня, а в случае надобности — и дольше.
Коллегиальные заседания не должны были мешать приему посетителей в приемные часы. В Управе были вывешены объявления о времени приема посетителей членами Управы и городским головой.
Заседания Думы и Управы в Симбирске протоколировались. Должность секретаря была ответственная и очень уважаемая. Меняли секретаря крайне редко. По требованию гласного И. С. Покровского журналы Думы (протоколы заседаний) с 1881 года издавались типографским способом без каких-либо сокращений. Количество гласных варьировалось от 30 до 72 человек. В первый состав Думы было избрано 63 гласных.
Дума обязана была «...доставлять жителям нужное пособие к прокормлению и содержанию, сохранять между жителями города мир, тишину, поощрять привоз в город всего, что к благу и выгодам жителей служить может», но Думе запрещалось вмешиваться в судебные дела. Каждое сословие имело свои выборные органы управления. Для мещан это были мещанские старосты, для ремесленников — Ремесленная Управа, податями ведал подат-ный староста и т. д. В их дела Дума вмешивалась только в случае конфликтных ситуаций.
За исполнением предписаний Думы и Управы следило полицейское управление, имевшее в каждой части города частного пристава. В Симбирске и других городах губернии до введения Городового положения 1870 года казна расходовала незначительную сумму на содержание органов муниципального управления. Дума была полностью подчинена губернскому управлению, которое назначало секретаря, бухгалтера и весь штат канцелярии. При этом расходы на канцелярские нужды не превышали 100 рублей, жалованье секретаря составляло около 200 рублей в год, а бухгалтера — около 150 рублей. На протяжении последующих двадцати лет оклады оставались практически неизменными. За счет городской казны содержался городской архитектор, таксатор (ведал городскими землями), врач, заведующий бесплатной больницей, ветеринар и базарный смотритель [1, с. 300].
Часто на заседаниях предстояло выбрать депутатов на различные общественные должности, а также решить вопрос, платить ли им жалованье и сколько. Повестка дня первого заседания довольно объемна — более двух десятков вопросов. И сразу же решается вопрос по составлению инструкции для Управы и определению времени, когда Управа должна представлять смету расходов. Для гласных Думы не было мелких вопросов, дотошно и обстоятельно обсуждалось все: кого выбрать в торговую депутацию, а кого — для оценки имущества, сколько истратить на печатание бланков в типографии, каким должен быть штат и жалованье канцелярии, во сколько станет приведение в приличный вид Дома городского общества и т. п. Что же касается расходов, которые назывались канцелярскими, то Дума, как правило, утверждала общую сумму на эти цели, а обязанность Управы была уложиться в нее. Всякие попытки Управы добиться увеличения суммы Дума решительно пресекала.
Была Дума сдержанна и в денежных благодарностях, в документах часто встречается «выразить устную благодарность», что тоже у горожан дорого стоило.
Городской бюджет пополнялся прежде всего арендной платой. На разные сроки и, как правило, с торгов сдавались заволжские «выгонные земли», рыбная ловля, сенокосные луга на волжских островах.
Ежегодно в октябре пересматривались условия работы трактирных заведений. Все содержатели городских трактиров, а их было около ста, составляли особое платежное общество, которому предоставлялось право внутренней раскладки суммы сборов, следующих в доход городу. На десять лет сдавался перевоз через Волгу, который в 1864 году от Покровского мужского монастыря перешел городу. К категории «доходы с недвижимости» относилась плата, получаемая с мест на пароходных пристанях, а также участков, сдаваемых под склады и причалы судов пароходным обществам. Немалый доход давали городу и ярмарки. Шли в доход городу и сборы с документов на право торговли и промыслов. Однако Городская дума не сочла возможным допустить открытие водочного завода на Базарной площади на том основании, что место это многолюдное, много разных «питейных и трактирных заведений», а в случае пожара при значительном количестве спирта горожане «будут в большой опасности» и понесут большие убытки. Не поощряли думцы «питейные» дела и на уступки шли крайне неохотно, выискивая различные предлоги для отказа просителям.
С введением в действие Городового положения 1870 года содержание личного состава Городской управы стало одной из самых крупных статей расходов (от 10 до 24 %). В Симбирске эта статья расходов составила 12 % всего бюджета. В Алатыре, Сенгилее, Ардатове — 16—18 %, в Буинске, Курмыше, Карсуне и Алатырском посаде — 20—24 % и только в Сызрани немногим превышало 10 %. Здесь необходимо отметить, что произошло резкое увеличение жалованья городских должностных лиц: симбирский городской голова в конце века стал получать жалованье в размере 3000 рублей в год, члены Управы и городской секретарь — по 1500 рублей, городской архитектор — 1200 рублей, городской инженер — 500 рублей. На канцелярию
Думы и Управы и на канцелярские расходы тратилось 10,5 тыс. рублей [1, с. 296].
Содержание полиции и пожарной команды стало другой крупной статьей расходов в городах Симбирской губернии. Расходы городов составляли от 13 до 39 % бюджета. Город не только выплачивал жалованье членам пожарной и полицейской команд, но и оплачивал или нанимал для них квартиры (квартирное довольствие), выделял средства на разъезды, содержание лошадей, обмундирование, отопление и освещение служебных помещений. Кроме того, по Городовому положению на города возлагалась обязанность по содержанию тюрем. Ежегодно на отопление и освещение тюрем городами Симбирской губернии расходовалось от 0 до 2 % денежных средств города [1, с. 304].
Что касается экологических проблем города, то уже в конце прошлого века воду в Волге стали считать достаточно грязной, употребляли ее лишь в крайних случаях. Водой из Свияги не пользовались вообще. Поэтому создание городского водопровода стало очень актуальным и требовало больших средств.
За счет городского бюджета содержались приходские школы, выдавались пособия гимназиям, училищам, содержались благотворительные и другие «общеполезные заведения». В честь визита государственных деятелей в Симбирск или какого-либо события в царской семье учреждались стипендии.
2000 рублей в год стоило отопление симбирских тюрем. Статья расходов, о которой нельзя не упомянуть, — это так называемые «расходы по военной части» и благотворительные взносы и пожертвования. Получив возможность самостоятельной деятельности, Дума на протяжении десяти лет имела бездефицитный бюджет с постоянно возрастающим доходом.
В наше время сложились условия для формирования новой системы местного самоуправления. Решением первой сессии городского Совета от 18 апреля 1990 года утверждена структура городского Совета, куда вошли председатель, заместитель, специалисты, а впоследствии созданы отделы.
Конституция РФ 1993 года признала и гарантирует местное самоуправление, выступая в качестве правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местного самоуправления.
В 1994 году распоряжением главы администрации Ульяновской области было принято Положение о местном самоуправлении. Поскольку в нем содержались нормы, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, ряд общественных организаций Ульяновской области обратился в областной суд с иском о признании ряда статей этого Положения недействительными. Суд удовлетворил иск, в связи с чем за неделю до объявленных выборов в органы местного самоуправления распоряжением главы администрации области они были отменены.
Ссылаясь на отсутствие федерального закона о выборах органов местного самоуправления, до 1996 года выборы вообще не назначались, а вопросы местного значения в городе Ульяновске решались мэром города единолично.
В августе 1995 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который значительно расширил полномочия субъектов Российской Федерации в области правового регулирования вопросов местного самоуправления.
17 сентября 1990 года Законодательное Собрание Ульяновской области приняло закон «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области», согласно которому и была избрана Ульяновская Городская Дума первого созыва.
Порядок выборов в органы местного самоуправления был определен законом Ульяновской области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ульяновской области». В соответствии с этими законами в декабре 1996 года были проведены выборы представительного органа — Ульяновской Городской Думы — и выборного должностного лица — мэра города Ульяновска.
Городская Дума первого созыва была избрана 22 декабря 1996 года на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в составе пятнадцати депутатов. Ими стали А. Х. Балакишиева, А. Н. Баландин, В. А. Барт-кайтис, О. В. Белокуров, В. А. Гвоздев, В. И. Ермоленко, В. Н. Журавлев, В. К. Залалдинова, Б. А. Илюшин, В. А. Логунов, Л. В. Мороз, Ю. А. Симанский, А. В. Скала, Г. В. Смолянки-на, М. В. Урясов.
3 января 1997 года, после восьмидесятилетнего перерыва, Городская Дума возобновила свою работу. На своем первом заседании Городская Дума приняла Временный регламент Думы: избрала председателем Думы Гвоздева Василия Анатольевича, заместителем по экономическим вопросам Урясова Михаила Николаевича, заместителем по юридическим вопросам Мороз Людмилу Васильевну, заместителем по социальным вопросам Смо-лянкину Галину Викторовну; сформировала пять постоянных комитетов.
Депутаты сразу же приступили к разработке Устава города, сформировав рабочую группу, в которую вошли не только депутаты, но и представители администраций города и районов, ученые-правоведы, представители общественных организаций.
В январе 1998 года председатель Ульяновской Городской Думы В. А. Гвоздев по личному заявлению подал в отставку. Отставка была принята Думой. Председателем был избран А. Н. Баландин.
Для осуществления эффективного контроля за управлением муниципальной собственностью был принят блок нормативных правовых актов по приватизации. В Устав города была включена оговорка о том, что бюджетное устройство сохраняется на переходный период в неизменном виде, т. е. в виде бюджетов района и города.
Городская Дума в 1997 году приняла Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Ульяновске, в которое в 1998 году были внесены изменения, установившие единый городской бюджет с целью консолидации всех финансовых ресурсов. С целью дальнейшего развития предпринимательства в городе была принята Программа развития предпринимательства на 1998—2000 гг., создан Комитет по развитию предпринимательства при мэрии города.
За время отсутствия в городе представительного органа местного самоуправления главами администраций районов, города был принят ряд нормативных актов по местным налогам и сборам, что не входило в их компетенцию. Городская Дума разработала и утвердила новое Положение о местных налогах и сборах, упорядочила процедуру предоставления льгот по налогам и сборам, установив обязательную предварительную экспертизу комиссией при финансовом управлении мэ- рии, определив перечень категорий налогоплательщиков, которые могут на заявительной основе претендовать на предоставление тех или иных льгот.
Федеральное законодательство возложило на представительный орган задачи контроля за исполнением законодательства о местном самоуправлении.
Городская Дума разработала и приняла Положение о муниципальной службе, которое детально определило статус, права, обязанности, ответственность, гарантии деятельности муниципальных служащих города, уравняв их в правах с государственными служащими.
С 8 декабря 2011 года вступили в силу изменения, касающиеся нового порядка избрания Главы города Ульяновска. Согласно этим изменениям, мэрия г. Ульяновска переименована в Администрацию г. Ульяновска. В связи с этим обращения от граждан, которые ранее направлялись на имя мэра г. Ульяновска по вопросам его компетенции, теперь следует направлять на имя Главы администрации, а до его назначения — на имя исполняющего обязанности Главы администрации г. Ульяновска.
Ульяновская Городская Дума и сегодня продолжает свою деятельность уже в новых сложившихся условиях нашего региона.
1. Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования / П. Л. Мартынов. Симбирск, 1898.
Список литературы Представительная власть Симбирска-Ульяновска: история и современность
- Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования/П. Л. Мартынов. Симбирск, 1898.