Представление об Абгалдае - духе-помощнике бурятских шаманов
Автор: Гомбожапов Арсалан Гармазадиевич
Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры @vestnikvsgik
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 3 (7), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена комплексному исследованию духа-помощника бурятских шаманов Абгалдай. Исследуется традиция изготовления у бурят масок этого духа. Впервые публикуются фрагменты призываний, посвященных Абгалдаю, собранные автором во время полевых исследований у бурят Забайкалья. Дается научный перевод представленных поэтических текстов. Путем анализа опубликованных материалов по фольклору и этнографии, а также полевых и архивных материалов рассматривается происхождение духа-помощника шаманов. Дается описание его внешнего вида, характер и функции, характерные для этого шаманского духа-помощника.
Абгалдай, обрядовый фольклор, буряты, хамниганы, маски, обряды, духи-помощники
Короткий адрес: https://sciup.org/170189481
IDR: 170189481 | DOI: 10.31443/2541-8874-2018-3-7-5-18
Текст научной статьи Представление об Абгалдае - духе-помощнике бурятских шаманов
Традиционно каждая семья имела свою группу онгонов, которых условно можно разделить на три категории. Первая – это онгоны, переданные родителями своей дочери при ее замужестве. Вторая – онгоны, переданные родителями своему сыну. Третья – онгоны, которые были заведены в ходе существования новой семьи. Все они изготавливались из жести, дерева, глины, войлока, кожи, ткани, шерсти и волос и представ- ляли собой духов как небесного, так и земного происхождения. Они выполняли роль защитников, покровителей конкретной семьи.
В каждой бурятской семье, роду имелись свои почитаемые божества, духи-помощники, покровители. Наряду с ними у них были свои племенные и родовые, семейные, известные только им покровители. Некоторые из них выходили за рамки племени, рода, семьи.
Кроме таких семейных онгонов были те, которые почитались только шаманами. Бурятский шаман имел множество духов-помощников - онгонов. Их количество зависело от количества посвящения в шаманы и было показателем силы шамана. Проходя очередное посвящение, шаман увеличивал число своих духов-помощников, получал больше полномочий и прав, а так же дополнительные шаманские атрибуты. Во время проведения различных обрядов он приглашал своих духов-помощников и просил помочь в проведении обряда.
Слово онгон входит в состав словосочетания онго оруулха ‘войти в измененное состояние сознания’ (досл. ‘ввести в себя онгона’). Когда шаман находится в измененном состоянии - онго , он вселяет в себя определенного духа, и этот дух зачастую представляет собой некоего духа-онго-на [4, с. 45].
Одним из таких известных духов-помощников у бурят является Абгалдай. В наши дни сами верующие считают, что он встречается у хори-бурят [11, Ринчинов]. Тем не менее Ц. Ж. Жамцарано писал о наличии представлений об онгоне Абгалдае у балаганских бурят, у южных монголов в начале XX в., а датский ученый Х.Х. Кристенсен - у чахарских монголов. Одним он представлялся как страшный и некрасивый, злой дух [1, с. 71], другим - как дух, который разбалтывает все, что знает или же как белый онгон-тэнгри ( онго сагаан тэнгэри ) [2, с. 121], в представлении третьих он был великим и могущественным, знающим все [3, с. 35]. У современных хори-бурят Абгалдай считается очень могущественным онгоном , помогающим шаманам.
Следует отметить, что согласно легенде, записанной Ц.Ж. Жамца-рано, Абгалдай считался хамниганом, который любил курить табак, был женат на шаманке по имени hэтэрхээн - дочери Гуулин хана (корейского хана - прим. Г.А. ), имел единственного сына по имени Баахан . Когда жена ушла по своим шаманским делам, Абгалдай остался со своим сыном дома. У него закончился табак, и он пошел к соседям оставив спящего сына одного. Во время его отсутствия сын проснулся и вышел из дома, а в это время поднялся сильный вихрь, который подхватил его, бросил в реку и он утонул [7, с. 229].
Согласно легенде, по возвращении домой hэтэрхээн, рассердившись, мечом отрубила ему голову. По одним сведениям, бросила голову на развилке четырех дорог [11, Ринчинов], по другим отрубила золотым скребком (хэдэргэ) для очистки шкуры от мездры и бросила голову в реку Ангару [8, с. 136]. Второй вариант имеет продолжение: хозяин реки разгневался и напустил болезнь. Тогда верующие, договорившись, почтили голову Абгал- дая обрядом дэгдээхY (вознесения) и отправили духа умершего в Верхний мир. Во время наших полевых исследований знатоки традиционных обрядов сообщали, что перед тем, как бросить отрубленную голову Абгалдая на развилку дорог, его жена сказала: «Твое наказание - будешь помогать людям за водку и крепкий табак» [11, Гармажапова].
По данным Ц.Ж. Жамцарано в прошлом буряты маску Абгалдая изображали в натуральную величину в виде кожаной, медной и деревянной маски с бородой и красными глазами, в шапке с пером филина на макушке, с желтыми металлическими подвесками с шаманской железной короной [2, с. 121]. Традиция изготовления медной маски с бородой и подвесками не утрачена до настоящего времени. Иногда его миниатюр- ную личину из меди привешивают на ритуальную одежду шамана в качестве духа-помощника шамана. Другие изготавливают медную маску в натуральную величину с густой бородой и бровями, привязывают к нему разные ленты примерно шириной 20 см., длиной до 1 м. и ритуальные ха-даки - полосы ткани шириной около 30 см., длиной до 1,5 м. Третьи не используют маски, но все же призывают этого духа-помощника. При этом некоторые верующие не могут точно описать его, но отмечают, что по какой-то причине его наказала жена, и он любит табак.
В начале ХХ в. Ц.Ж. Жамцарано зафиксировал шаманское призывание, посвященное Абгалдаю, которое состоит из 79 стихотворных строк [7, с. 226-228]. Из содержания этого поэтического текста можно сделать вывод о том, что Абгалдай пребывает в юго-восточной стороне, является, Хозяином Черного моря - Зуун Урда зYгтэ Хара далайн эзэн .
Далее, в тексте описываются его внешние данные:
…Гутаар тэнгэриин хүбүүн Гуулин хаанай хүрьгэн Ел хара Ергэлдэй, Енгүү хара Абгалдай, Умадагтаа хүрэмэ hахалтай, Үбдэгтөө хурэмэ hүүрэлтэй Һахалта баабай, Дурдахадам дуулыш, Ооголходом ерыш!
..Сын Гутар тэнгрия
Зять Гулин хана
Чёрный-пречёрный Ергэлдэй, Язвительный черный Абгалдай, До промежности с бородой, До колен с волосами на мошонке Бородатый дедушка, Когда призываю - услышь!
Когда зову - приди!
[7, с. 226] [здесь и далее перевод - А. Г. ]
В этом фрагменте призывания имеется описание портрета Абгал-дая, из которого следует, что он имеет длинную бороду, является волосатым. Это вполне согласуется с современной традицией изготовления его медной маски с бородой и усами и почтительного обращения к нему «дедушка». Из другого призывания, посвященного Абгалдаю, можно узнать его возраст:
… Һэтэрхэн хаан hамгатай
Ерэн юhэн наhатай
Енгуу хара Абгалдай...
[11, Ринчинов]
.Женатый на hэтэрхэн Девяностодевятилетний Язвительный черный Абгалдай
Далее следует в этом тексте описание, чем обладает Абгалдай:
… Долоон боро моритой , |
…Семью серыми лошадьми обладаю- |
Дохолон ганса моритой , |
щий, |
Ерэн юhэн наhатай |
Одну хромую лошадь имеющий, |
Енгүү хара Абгалдай... |
Девяностодевятилетний |
[11, Ринчинов] |
Язвительный черный Абгалдай... |
Приведем другой фрагмент шаманского призывания, записанный Ц.Ж. Жамцарано у Санжи Зодбоева кубдутского рода, Угданского улуса:
…Абгалдай баабай, |
…Абгалдай дедушка |
Агууха буумал – |
Великий спускающийся [с небес] |
Ашта буурал аба, |
Благодетельный седовласый отец, |
Хөөтэй тогоо хүнхинүүлээд, |
По покрытому сажей котлу громы- |
Хөөрүү баабай, |
хающий, |
Танаа урибабди. |
Разговорчивый дедушка, |
[9, с.14] |
Вас мы пригласили! |
Верующие в своих призываниях обращались к Абгалдаю, используя слова: «дедушка», «седовласый отец», «разговорчивый дедушка»,
«язвительный».
Тексты призываний органично вплетают в себя благопожелания. Так, в образцах, записанных Ц.Ж. Жамцарано, содержатся пожелания вечного здоровья, долголетия и благоденствия:
Үбшэн танай эбдэржэ, Тахал танай тараг!
Үхэрэй шэнээн шулуунай Үйрэжэ үгы болотор
Үхэлэй заха бу үзэгты, Мориной шэнээн шулуунай Мухарижа үгы болотор
Муу юумэ бү үзэгты! [7, с. 228]
[Пусть] болезни ваши разрушатся, Ваши недуги развеются!
Пока размером с быка камень Не превратится в крошки [Пусть] не коснется вас смерть, Пока размером с лошадь камень, Покатившись, не изотрется, [Пусть] не коснутся вас невзгоды!
Выше приведённые образцы были записаны Ц.Ж. Жамцарано в пору активного бытования обрядового фольклора (1900-1909 гг.). Эти тексты отличаются полнотой в содержательном и поэтическом планах. В текстах, записанных нами в конце XX в., в 1990-х гг. благопожелания уже отсутствуют.
…Алтан шара хүбүүтэй Сэтэр хаан басагатай hэтэрхэн хаан hамгатай Ерэн юhэн наhатай Енгүү хара Абгалдай Ноен, ноен, ноен даа Ноен, ноен, ноен даа Ноен, ноен, ноен даа
…Единственного сына имеющий, [На] дочери Сэтэр хана
Һэтэрхэн женатый Девяностодевятилетний
Язвительный черный Абгалдай
Ноен, ноен, ноен даа
Ноен, ноен, ноен даа
Ноен, ноен, ноен даа
Долоон боро моритой
Дохолон ганса моритой Ерэн юhэн наhатай Енгүү хара Абгалдай Ноен, ноен, ноен даа Ноен, ноен, ноен даа Ноен, ноен, ноен даа…
Семью серыми лошадьми обладающий,
Одну хромую лошадь имеющий, Девяностодевятилетний
Язвительный черный Абгалдай
Ноен, ноен, ноен даа
Ноен, ноен, ноен даа
Ноен, ноен, ноен даа …
[11, Ринчинов]
Встречающееся в тексте современного призывания речевой штамп: «Ноен, ноен, ноен даа» не переводится, хотя дословно означает: «Господин, господин!» Но выражение используется для подчеркивания особой важности призывания. Вместо этого призывания заканчивается просьбой к Абгалдаю прибыть: …Наанаа hайхан дуулагты Эрьен байжа буугты даа Эндүүгүйхэн эрьегты!
…Внемлите, услышьте Навестить нас спуститесь Не ошибаясь, навестите!
[11, Ринчинов]
Как и в прошлом, в наши дни верующие во время проведения обрядов стараются быть учтивыми, т.к. считают, что проявление неуважения может помешать контакту с Абгалдаем. У современных бурят онгон вселяют обычно во время посвящения в шаманы. Верующие представляют его как онгона-сплетника ( хобууша онгон ) [11, Ринчинов]. К нему обращаются в тех случаях, когда не знают тонкостей, деталей проведения обрядов. Во время наших полевых исследований, проведенных с 1999 г. по 2016 г. у бурят Забайкалья, других случаев призывания его не было зафиксировано.
В прошлом у хоринских бурят Абгалдай изображался не только в виде грозной маски из кожи, дерева и металла, с большой бородой, но и в виде головы человека на рукоятке бубна [1, с. 71] Буряты обращались к Абгалдаю во время обряда для избавления от болезней [10].
По словам самих верующих, несмотря на то, что он считается весьма могущественным духом, очень боится своей жены из-за того, что не досмотрел за сыном. Во время проведения обряда шаман, в которого вселился дух Абгалдая, все время оглядывается, прислушивается. Когда верующие намекают, что идет его жена, он спешит уйти в свой мир. Считается, что Абгалдай помогает людям за щепотку табака, который обязательно выкуривает трубкой, а также за водку. Согласно опубликованным материалам, относящимся к началу XX в., наряду с табаком и водкой в качестве жертвоприношений ему подносили кусок бараньего жира [7, с. 230].
В ходе наших полевых исследований была получена информация от шаманки Г.Д. Дабаевой о том, что существуют разные ипостаси Аб-галдая: 1) язвительный старец; 2) девяносто девять мертвецов подавляющий, при спасении человека, находящегося на волоске от смерти; 3) про- низывающий тьму, невежество; 4) спасающий человека от смерти, вытаскивая его из мира мертвых; 5) черный небожитель; 6) один из сорока четырех небожителей.
По словам Г.Д. Дабаевой, Абгалдай является черным небожителем: «Он очень великий и грозный дух. Когда шаманы проводят какие-то большие обряды, обязательно задают вопросы всем перечисленным выше Абгалдаям. Когда мы начинали свою шаманскую деятельность и не могли напрямую спрашивать у небожителей ( тэнгриев ), то мы приглашали Абгалдаев. Мы, люди, находимся на самом нижнем уровне. На один уровень выше находятся наши предки рода, а над ними находятся множество Абгалдайев. Еще выше, на самом верху находятся небожители. Мы, шаманы, являемся посредниками. Мы с помощью бубна спускаем [их], просим. Они, спустившись, рассказывают все. Я родилась со способностями видеть невидимое и слышать то, что не слышат люди. Потому я и мои ученики, спустив их (вселив духов - Г.А. ) разговариваем с ними. Каждый Абгалдай имеет жену. Один из них, язвительный черный старец, имеет жену hэтэхээн , дочь hэмжээхэна . Единственного сына звали Зо-ригто. Когда жена уехала по своим делам, попросила Абгалдая присмотреть за сыном, но он не смог. Сын утонул. За это его жена отрубила ему голову и повесила на ветку вяза» [11, Дабаева].
Исходя из вышеописанного, можно сделать заключение, что в наши дни при хорошей сохранности основного сюжета наблюдаются некоторые новации. Так, Абгалдай рассматривается как группа духов-помощников (Г.Д. Дабаева), хотя согласно архивным и некоторым нашим полевым материалам, собранным у забайкальских хори-бурят, он традиционно представлен в единственном лице. Мы видим некоторую переработку сюжета, проявившуюся в том, что вместо золотого скребка для очистки шкуры от мездры его голова была отрублена мечом и была повешена на дерево, а не брошена на развилке дорог. В основном, эти версии были зафиксированы в Агинском районе Забайкальского края, где конкретно встречаются такие версии.
Можно предположить, что в связи с широкой известностью Аб-галдая у хори-бурят он является непременным участником обряда посвящения в шаманы, и является одним из ключевых духов-помощников шамана.
Зафиксированные образцы обрядового фольклора стилистически и композиционно выдержаны. Так, призывания, посвященные Абгал-даю, всегда начинаются с обращения к нему. Затем после вселения в тело шамана дух Абгалдая спрашивает у верующих, с какой целью, для чего они его позвали. На что они, поднося ему трубку с табаком, рассказывают о проводимом обряде, просят помощи, задают свои вопросы. Он, в свою очередь, отвечает на вопросы верующих, выкуривая эту трубку. При этом он всегда опасается своей жены и потому время от времени спрашивает: «Не идет ли hэтэрхэн?» Для того чтобы шаман вышел из измененного сознания, присутствующие на обряде начинают шептаться, что идет его жена, начинают шуршать, бренчать железками. В результате шаман начинает быстро собираться (встает в полусогнутую позу, начинает прыгать, бить в бубен, вздрагивать и кружиться). Перед тем, как уйти он успевает сказать благопожелания участникам обряда. Произнесение благопожелания является своеобразным кодом, показателем того, что Абгалдай собирается вернуться в свой мир.
В атласе «Маски народов Сибири» есть фотографии металлических масок конца XIX - начала XX вв. В работе представлены различные маски народов Сибири и Дальнего Востока, в том числе бурят. Там имеются зафиксированные у забайкальских эвенков натуралистичные овальные медные и железные маски высотой 14-16 см, с открытыми ртами, с прорезями для глаз, с прикрепленными в местах предполагаемых бровей и бороды кусочками медвежьего меха. По бокам были привязаны пучки тканей и ленты длиной более метра. Автор отмечает, что они олицетворяли духа-помощника шамана, чьими изображениями были, не выяснено [5, с. 26].
Среди упоминаемых масок, медные маски, по нашему мнению, олицетворяют собой Абгалдая. Наше предположение подтверждает тот факт, что они изготовлены из меди. В бурятском языке слово медь передается словом гуулин , а Абгалдай был сыном Гуулин хана. Как уже говорилось выше, в свое время известный бурятский ученый Ц.Ж. Жамцара-но в своих материалах отмечал, что Абгалдай был хамниганом.
Утверждение С.В. Иванова о том, что изображения медных масок имеют происхождение эвенкийское [5, с. 26], спорно. Прав Ц.Ж. Жамца-рано, который писал о том, что Абгалдай был хамниганского происхождения. По нашим наблюдениям, во время вселения в сознание шамана дух Абгалдая, камлающий шаман начинал говорить по-бурятски или по-хамнигански. В силу взаимопроникновения культур хамниган и бурят в Забайкалье, ассимиляции некоторой части хамниган бурятами представление о духе-помощнике Абгалдай широко распространилось в среде шаманистов хори-бурят. Со временем он стал рассматриваться как исконно бурятский шаманский дух-помощник.
В наши дни в Забайкальском крае живут хамниганы, которых иногда называют забайкальскими эвенками или конными тунгусами. Сами современные представители хамниган не считают себя ни эвенками, ни бурятами. «Лингвистические и этнографические сведения ХХ в. вполне позволяют говорить об «ононских хамниганах» как об определенном слое монгольского населения, являющегося коренными насельниками этого региона и носителями древнего дописьменного диалекта монгольского языка, на который значительное влияние оказал дагурский язык. Кроме того, вполне вероятно, что основная масса так называемых нерчинских хамниган является потомками дагурского населения, а возможно, и смешавшихся с ним маньчжуров, в значительной мере перемешавшихся как с ононскими хамниганами, так и с эвенками, под их влиянием также ставшими «конными тунгусами» [6, с. 108].
Итак, можно сказать, что Абгалдай в представлениях хори-бурят стал постоянным помощником шаманов. Описание его внешнего вида, характера и функций со временем меняется, но не кардинально.
Информаторы:
Ринчинов Баир Цырендоржиевич, 1954 г.р., с. Челутай Агинского района Агинского бурятского округа Забайкальского края, шаман.
Дабаева Галина Доржиевна, 1946 г.р., с. Сутай Мухоршибирского района Республики Бурятия, шаманка.
Гармажапова Б., 1967 г.р., с. Зуткулей Дульдургинского района Забайкальского края, шаманка.
Примечания
-
1. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск : Наука, 1987. 116 с.
-
2. Гомбожапов А. Г. Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX-XX вв.: истоки и инновации. Новосибирск : Наука, 2006. 184 с.
-
3. Гомбожапов А. Г. Устойчивость и изменчивость традиционного шаманских призываний бурят // Традиции и инновации в современном фольклоре народов Сибири : сб. науч. ст. и материалов / отв. ред. Г. Е. Солдатова. Новосибирск : Арта, 2008. С. 31-40 .
-
4. Дампилова Л. С. Функции духов-помощников шамана в тюркомонгольских обрядах // Вестник Бурятского научного центра СО РАН.. 2013. №4 (12). С. 45-50.
-
5. Иванов C. В. Маски народов Сибири. Ленинград : Аврора, 1975. С. 81 : ил.
-
6. Нанзатов Б. З. Урульгинский котел: взаимодействие дауров, солонов, монголов, маньчжуров, бурят и эвенков на востоке Бурятии // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2012. №3(7). С. 99-108.
-
7. Хүхэ мүнхэ тэнгэри = Сборник шаманских призываний. Кн. 1. Улан-Удэ, 1996. 272 с.
-
8. Цыбен Жамцарано. Путевые дневники: 1903-1907 гг. / отв. ред. Ц. П. Ванчикова ; сост. В. Ц. Лыксыкова. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 382 с.
-
9. Цыбен Жамцарано. Путевой дневник: 1908-1909 гг. / отв. ред. Ц. П. Ванчикова, сост. В. Ц. Лыксыкова. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 119 с.
-
10. Жамцарано Ц. Ж. Хэрэг абгалдай. Хори-бурятское шаманство : материалы 1908-1909 гг. // Архив Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН. Ф. 62. Оп.1. Д.15. Л.130.
-
11. Полевые материалы автора.
Список литературы Представление об Абгалдае - духе-помощнике бурятских шаманов
- Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 116 с.
- Гомбожапов А. Г. Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX-XX вв.: истоки и инновации. Новосибирск: Наука, 2006. 184 с.
- Гомбожапов А. Г. Устойчивость и изменчивость традиционного шаманских призываний бурят // Традиции и инновации в современном фольклоре народов Сибири: сб. науч. ст. и материалов / отв. ред. Г. Е. Солдатова. Новосибирск: Арта, 2008. С. 31-40.
- Дампилова Л. С. Функции духов-помощников шамана в тюрко-монгольских обрядах // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2013. №4 (12). С. 45-50.
- Иванов C. В. Маски народов Сибири. Ленинград: Аврора, 1975. С. 81