Представления о самореализации у людей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Корельская М.М., Кубышкина М.Л.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 3-2 (12), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье описываются представления о самореализации у людей с ограниченными возможностями здоровья. В исследование включены 43 человека с разной группой инвалидности в возрасте от 18 до 49 лет, из них 23 женщины и 20 мужчин. Выявлен ряд характеристик семантического содержания представлений о самореализации, установлена их гендерная специфика и взаимосвязь с такими факторами жизнедеятельности людей, как семейный статус, группа инвалидности, уровень образования, физическая мобильность.
Социальные представления, самореализация, люди с ограниченными возможностями здоровья
Короткий адрес: https://sciup.org/140108492
IDR: 140108492
Текст научной статьи Представления о самореализации у людей с ограниченными возможностями здоровья
В России дети и взрослые, имеющие инвалидность, часто изображаются объектами заботы, и в то же время представляются как некое бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Однако, существует и другой подход, который основывается на идее активной жизненной позиции самих инвалидов. В ситуациях повседневной жизни очень часто люди с ограниченными возможностями здоровья считают, что не имеют шансов на самореализацию и успешную жизнь. В связи с этим возникает вопрос о том, как они представляют себе самореализацию, каким смыслом наполняют это понятие.
Анализ научных трудов показал, что в настоящее время эмпирические исследования, посвящённые данному вопросу, практически отсутствуют.
Вместе с тем, социальные представления являются важной частью регуляции социального поведения личности [1,2,3,4]. Представления человека о самореализации, в значительной степени определяют то, какие именно жизненные цели он будет ставить, какие пути выбирать для их достижения.
В настоящее время остаётся совершенно не ясным, какой образ (какая семантика) самореализации существует в сознании людей с ограниченными возможностями здоровья, какие цели самореализации они ставят, насколько эти представления связаны с особенностями их Я-концепции и объективными характеристиками их жизнедеятельности.
Целью нашего исследования стало изучение содержательных характеристик представлений о самореализации у людей с ограниченными возможностями здоровья и их взаимосвязи с различными объективными параметрами жизнедеятельности.
Исследование проходило в период с февраля по апрель 2014 года. Респондентами стали жители г. Северодвинска, г. Архангельска, волонтеры и гости Паралимпиады-2014 в г. Сочи. Общая выборка составила 43 человека в возрасте от 18 до 49 лет, из них 23 женщины и 20 мужчин. 14 человек имеют первую группу инвалидности, 19 – вторую, 10 – третью.
Для сбора данных использовалась анкета, позволяющая анализировать различные стороны жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья. Она была разработана на основе предварительного теоретического анализа научных материалов и нормативных документов, касающихся людей с разной группой инвалидности. Кроме того, использовался ассоциативный эксперимент [5], позволивший изучить семантическое содержание представлений респондентов о самореализации. Ассоциативный ряд ограничивался пятью единицами.
Данные ассоциативного метода обрабатывались с применением процедуры контент-анализа, после чего выявленные контент-категории были внесены в базу данных как переменные для изучения их взаимосвязи с объективными характеристиками жизнедеятельности респондентов. Статистическая обработка данных осуществлялась в среде SPSS 20. Использовались описательные статистики, критерий χ2-Пирсона для сравнения независимых групп по номинативным и критерий U-Манна-Уитни – по интервальным переменным. При проверке статистических гипотез критическим уровнем значимости был принят р < 0,05.
Анализ характеристик жизнедеятельности изучаемой группы показал, что 24 респондента (74%) заняты трудовой или учебной деятельностью (полный или неполный рабочий день, свободный график), 19 человек (26%) опрошенных на момент исследования не работают. Трудовой стаж варьируется от 1 года до 24 лет ( M =7,5; SD=3,4). У всех респондентов имеется основное образование, каждый обучался в школе или специализированных учреждениях для получения основных знаний, навыков и умений. 9 человек (21%) имеют среднее образование, 13 (30%) – среднее профессиональное, 16 опрошенных (37 %) имеют высшее образование или получают его на момент исследования.
Только 35 % (15 человек) имеют брачные отношения, то есть состоят в официальном или «гражданском» браке, остальные 65% (28 человек) не имеют пары. У 17 человек (39,5%) есть постоянное хобби, 18 респондентов (42%) постоянно участвуют в общественных акциях, 24 человека (56%) являются членами общественных организаций, 26 человек (60%) посещают курсы дополнительного образования.
Важной характеристикой жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья является их мобильность, то есть желание и возможность физического передвижения в пространстве. 23 человека изучаемой группы (53,5%) покидают пространство своего жилища каждый день, то есть являются довольно мобильными, 9 человек (21%) не более 2-3 раз в неделю, 6 человек (14%) делают это редко, не чаще 1-2 раз в месяц, 5 респондентов (11,5%) стараются вообще не покидать своё жилище.
Таким образом, изучаемая группа респондентов в целом достаточно активна, имеет определённые возможности для социальной активности и самореализации, однако у значительной части группы сохраняется тенденция к изоляции от общества.
Контент-анализ ассоциативного материала позволил выделить следующие контент-категории, отражающие семантику представлений о самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья: труд (встречается у 21 человека - 49%), карьера (20 человек - 46,5%), семья (19 человек - 44%), общественная деятельность (17 человек - 39,5%), создание чего-то значительного (13 человек - 30%); хобби (7 человек - 16 %), спорт, спортивные достижения (4 человека - 9%).
Очевидно, что представления о самореализации у изучаемой группы содержат акцент на сферах, в которых человек может достичь значимых целей, но полностью лишены значений, связанных с областью Я и отражающих суть явления, таких, как «саморазвитие», «раскрытие себя», «потенциал», то есть самореализация людьми с ограниченными возможностями здоровья связывается с реализацией жизненно важных ценностей, но остаётся вопрос и месте в их ценностной иерархии таких ценностей, как поиск своего предназначения, раскрытие и развитие личностного потенциала.
Сравнение представлений у мужчин и женщин (табл. 1) показало, что женщины более склонны связывать самореализацию с семьёй и общественной деятельностью,тогда как мужчины видят самореализацию, прежде всего, в карьере и труде. Можно сказать, что представления о самореализации опрошенной группы людей с ограниченными возможностями здоровья отражают гендерный стереотип, но лишь частично, поскольку женщины более склонны связывать самореализацию с общественной деятельностью, что, с точки зрения стереотипа, характерно для мужчин.
Таблица1. Различия в представлениях о самореализации у мужчин и женщин с ограниченными возможностями здоровья (г.Архангельск, 2013, n=43)
Контент- |
Мужчины n=20 |
Женщины n=23 |
χ2 |
p-level |
категория |
Человек и % |
Человек и % |
||
семья |
5 – 25% |
14 - 61% |
5,58 |
0,02 |
общественная |
4 – 20% |
13 – 56,5% |
5,97 |
0,01 |
деятельность |
||||
карьера |
15 – 75% |
5 – 22% |
12,19 |
<0,001 |
труд |
13 – 65% |
8 – 35% |
3,91 |
0,05 |
Дополнило полученную картину сравнение представлений о самореализации людей с разной группой инвалидности. В целом каких-либо явных особенностей представлений, связанных с группой инвалидности, выявлено не было, кроме одной, но очень важной. Было обнаружено, что чем тяжелее группа инвалидности, тем меньше человек связывает самореализацию с семьёй (χ2=8,17; p= 0,02) (рис. 1).

есть ассоциации с семьёй
-
□ 1 гр.инвалид.
-
□ 2 гр.инвалид.
-
□ 3 гр.инвалид.
Рисунок 1. Ассоциации понятия «самореализация» с семьёй у людей с разной группой инвалидности
Вместе с тем, фактическое наличие брачных отношений оказалось никак не связанной со степенью тяжести инвалидности. Мы полагаем, что для объяснения полученного факта необходимо изучить представления не только во взаимосвязи с группой инвалидности, но и с учётом того, когда человек её получил и как долго является инвалидом, в частности, является ли он инвалидом с детства, или стал им в зрелом возрасте. Полагаем, что полученная картина может также частично объясняться данными, представленными в таблице 2, отражающими представления о самореализации у респондентов с разным семейным статусом.
Таблица 2. Представления о самореализации у людей с ограниченными возможностями здоровья с разным семейным статусом
Контент-категория |
(г.Архангельск, 2013, n=43) Имеют брачного Не имеют χ2 p-level партнёра n=15 брачного партнёра Человек и % n=28 |
семья общественная деятельность |
Человек и % 10 – 67% 10 – 36% 3,76 0,05 10 – 67% 7 – 25% 7,09 0,008 |
Очевидно, что ассоциации самореализации с семьёй чаще встречаются у людей, уже состоящих в брачных отношениях, причём именно те, у кого есть брачный партнёр, в целом дают гораздо больше ассоциаций по всем выделенным контент-категориям, то есть демонстрируют более богатую семантику сознания (табл.3).
Похожая закономерность наблюдается при изучении представлений о самореализации у людей с разным уровнем образования. Респонденты с средним профессиональным и высшим образованием показали разнообразие ассоциаций и большее их количество по сравнению с имеющими основное и среднее образование (табл.3).
Таблица 3. Различия в количестве ассоциаций к понятию «самореализация» у респондентов с разным семейным статусом и уровнем образования (г.Архангельск, 2013, n=43)
Физическая мобильность людей с ограниченными возможностями здоровья оказалась связана только с представлениями о возможности самореализации в спорте (χ2=3,84; p=0,05). Однако, анализ контент-единиц показал, что чем более физически мобилен человек, тем семантически богаче и разнообразнее его представления о самореализации (то есть присутствует большее разнообразие контент-единиц в пределах одной контент-категории).
Таким образом, можно сделать вывод, что представления о самореализации у людей с ограниченными возможностями здоровья опрошенной группы находятся в пределах социального стереотипа, демонстрируя, однако, весьма ограниченный репертуар семантических значений, среди которых ведущими выступают: труд, карьера, семья, общественная деятельность, создание чего-то значительного; хобби, спорт, то есть представления охватывают сферы, в которых человек может достичь значимых целей, но лишены значений, связанных с областью Я.
Представления о самореализации у изученной группы людей во многом отражают гендерный стереотип, расходясь с ним только в том, что женщины с ограниченными возможностями здоровья значительно чаще мужчин связывают самореализацию с общественной деятельностью.
Из всех рассмотренных параметров жизнедеятельности наиболее связаны с представлениями о самореализации группа инвалидности и семейный статус. Чем тяжелее группа инвалидности, тем менее человек связывает самореализацию с семьёй. Состоящие в брачных отношениях люди с ограниченными возможностями здоровья более склонны ассоциировать самореализацию с семьёй и общественной деятельностью.
Семантическое разнообразие представлений о самореализации у людей с ограниченными возможностями здоровья связано с уровнем их образования, семейным статусом и физической мобильностью. Люди с высшим образованием, имеющие брачные отношения, сохраняющие мобильность (вне зависимости от группы инвалидности) имеют более разнообразные по содержанию представления о самореализации.
Проведённое исследование подтверждает необходимость расширения возможностей для включения людей с ограничениями здоровья в жизнь общества. Это позволит не только сделать их жизнь более интересной и полноценной, но и обогатит их картину мира, побудит ставить более амбициозные и индивидуально-своеобразные цели самореализации.