Представления о ведьме в культуре славянских народов

Автор: Тихонова Екатерина Петровна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 8, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье определяется содержание представлений о ведьме, бытующих в культуре славянских народов. Проанализированы труды С.В. Максимова, В.И. Даля, А.Н. Афанасьева, еще в XIX в. изучавших представления о ведьмах в славянской мифологии. Одним из основных источников изучения представлений о ведьмах названа устная народная словесность, рассказы о персонажах низшей мифологии. Выделен ряд признаков, на которые следует обращать внимание при анализе данных рассказов: название ведьмы (отражает, какая деятельность для нее характерна), место жительства (близость или отдаленность от человека), внешность, характер, магическая деятельность, связь с нечистой силой, направленность деятельности (не всегда отрицательная), происхождение силы. Отмечено, что в славянской демонологии отсутствуют персонажи, обладающие тождественным набором вышеперечисленных признаков. Рассмотрены типы славянской ведьмы, выделенные Л.Н. Виноградовой: полесская ведьма, карпатская босорка (босорканя), южнославянская вештица и сибирская ведьма.

Еще

Ведьма, колдунья, представления о ведьме, полесская ведьма, карпатская босорка, сarpathian bosorka, южнославянская вештица, сибирская ведьма, славянская культура, низшая мифология, демонология

Короткий адрес: https://sciup.org/149133781

IDR: 149133781   |   DOI: 10.24158/fik.2018.8.39

Текст научной статьи Представления о ведьме в культуре славянских народов

Тихонова Екатерина Петровна

Представления о ведьме настолько укрепились в славянской фольклорной традиции, что ведьма превратилась в своеобразный символ славянской традиционной культуры.

Еще в XIX в. эти представления привлекли к себе внимание ученых. В них нашла свое отражение неоднородность облика и деятельности ведьмы. Согласно этнографу С.В. Максимову [1], можно выделить представления о двух типах ведьм – малорусской и великорусской. Исследователь полагает, что родоначальницей ведьм стала малороссийская ведьма. Внешность ведьм имеет существенные различия. Ведьмы Малороссии внешне отличаются от ведьм северной лесной территории. «Если в малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы» [2, с. 113], обладающие потрясающей красотой, то в северной части страны веселые красавицы превращаются в безобразных, «старых, иногда толстых, как кадушка, баб…» [3, с. 114]. Волосы их зачастую растрепаны и седы, а руки худы и костлявы. Еще одно отличие – синий нос. Самым главным отличием ведьмы, как малорусской, так и великорусской, от обычной женщины выступает наличие небольшого хвостика.

Другой исследователь XIX в. В.И. Даль [4] обращает внимание на то, что ведьмы в основном обитают на Украине и легендарная Лысая Гора находится именно под Киевом. Собирались ведьмы в основном на коляду, в купальскую ночь и в ночь с 30 апреля на 1 марта. Единственным отличием ведьмы от других женщин, согласно материалам В.И. Даля, является хвостик. Ведьмой может быть и старуха, и девушка, и женщина средних лет, не выделяющаяся на фоне других. Вся деятельность ведьмы направлена исключительно на причинение вреда. Если ранее ведьма была больше фольклорным персонажем, то здесь же ее отличает связь с нечистой силой, обязательное наличие черных кошки и петуха.

Еще одним исследователем, внесшим огромный вклад в изучение ведьмы в славянской культуре, является А.Н. Афанасьев [5]. В своих изысканиях ученый затрагивал такие вопросы, как происхождение ведьм, этимология слова «ведьма», других слов, связанных с ней и ее магической практикой.

Согласно А.Н. Афанасьеву, «ведун, ведьма (ведунья, вещица - от корня “вед”, “вещ”)» [6, с. 376] - это люди, обладающие даром предвидения, способные прорицать и исцелять. Названия эти обозначают то же, что и слова «знахарь» и «знахарка». А.Н. Афанасьев приводит следующие синонимы слова «ведьма»: колдунья, чародейка, кудесница, вещая женка, чаровница, баба-кудесница и волхитка. Ведьмы способны наводить чары - обряды, направленные на изгнание нечистой силы, лечение болезней, приобретение семейного счастья и благополучия или же на причинение вреда и бед врагу. Отсюда еще один синоним слова «ведьма» - «чаровник - тот, кто умеет совершать подобные обряды, кому ведомы и доступны заклятия, свойства трав, корений, различных снадобий» [7, с. 96]. В травах сокрыта величайшая сила, использовать которую могут только чародеи. Они понимают язык трав, а травы сами рассказывают, как их можно использовать.

Большое значение для магической деятельности ведьм имеет слово. Заговоры и заклятья стали основным способом влияния на окружающий мир. Многие заговоры произносятся шепотом, поэтому глагол «шептать» приближается по значению к глаголу «колдовать», следовательно, слово «шептун» становится синонимом слова «колдун».

Следующий вид магической деятельности - наузы. Наузы - различные привязки из травы, ко-рений, соли, серы, угля и даже частей животных, таких как засушенные крылья летучих мышей, змеиные головки, змеиная или ужовая кожа, иногда зашитая бумажка с написанным на ней заговором, которая пришивалась к шейному кресту. Наузы могут представлять собой просто веревку с узлами.

Одним из наиболее важных источников для изучения представлений о ведьмах у славянских народов является устная народная словесность. Рассказы о персонажах низшей мифологии до сих пор бытуют на территории проживания славян и других народов. При изучении рассказов о ведьмах стоит обратить внимание на следующие моменты.

Первый - название, то, как называют местные жители ведьму. Встречаются различные наименования, например: зелейница (встречается еще в судебных процессах XVI в., «может насылать болезни, внушать любовь и отвращение, заколдовывать промыслы» [8, с. 60]); ведающая, знающая (характерно для XIX-XX вв.); ведуница, ведунья, ведёма, ведмица, ведьмовище, ведьмачка, вещель, вещейка, вещица, вещеуйка, вещунья, ворогушиха, ворожея, ворожейка, во-рожбитка, ворожейка, гадала, гадатель, еретица, закликуха, кликуха, знахарица, знахарка, ку-десья, оборотка, обертиха и др. По тому, какое имя приписывали ведьме на определенной территории, можно узнать, какая деятельность для нее наиболее характерна: предсказание или лечение травами и заговорами, насылание порчи или что-то другое.

Второй - место жительства. Она может жить среди людей, на окраине поселения либо где-то в отдалении, на краю деревни, в крайнем доме, рядом с лесом. Все зависит от того, насколько она приближена к обществу людей. Прослеживается закономерность: чем ближе ведьма к людям, тем меньше ее сила.

Третий - внешность. В последнее время ведьма ничем не отличается от обычной женщины. Иногда встречаются рассказы, в которых ведьма предстает старухой или молодой девушкой. К наиболее распространенным отличиям внешности относятся глаза, которые могут быть «как у волка», или косые, или черные, лупатые, или злые, «гореть как огонь»; нос часто с горбинкой; бородавка на лице; нерасчесанные, растрепанные волосы; горб [9, с. 132]. Отличается манера одеваться и вести себя.

Четвертый - характер. Характер ведьмы всегда необычен и выделяет ее среди окружающих. Чаще всего она склочная, злопамятная, вредная. Также упоминаются гордые и независимые ведьмы, держащиеся холодно и отстраненно. Как правило, они неразговорчивые. Часто с ведьмой ассоциируются безнравственные, сварливые и завистливые старухи, у которых «дурной язык»» [10].

Пятый - магическая деятельность. Она может быть абсолютно разнообразная, но стоит выделить оборотничество, так как именно в нем наиболее ярко проявляется мифологичность ведьмы. Ведьмы могут превратиться в любого животного, гада, птицу, предмет.

Шестой - связь с нечистой силой, демонами. Со временем демонизирующие ведьму характеристики (способность летать, похищать сердца, становиться животными и птицами) встречаются все реже. Большее внимание уделяется качествам и действиям, присущим любому человеку и не вызывающим удивления. Магические действия «наговорить», «забрать», «насыпать», «посмотреть» и прочие может выполнить любой. Это свидетельствует о полном отсутствии разделения и разграничения ведьм и обычных людей. Если раньше ведьмой мог стать далеко не каждый - для этого нужно было либо родиться ей, либо перенять дар, либо попасть под проклятие, то теперь ведьмы - простые люди.

Седьмой - направленность деятельности. Не всегда деятельность ведьм направлена только на зло и причинение вреда.

Восьмой - происхождение силы. Может перейти к женщине по наследству (от матери или бабушки); после вступления в сговор с чертом или нечистой силой (тогда ведьма сама отождествляется с нечистью); может передаться от другой ведьмы. Перед смертью ведьме обязательно нужно передать кому-то свою силу, иначе она будет испытывать страшные муки. Для этого достаточно простого прикосновения к самой ведьме или предмету, принадлежащему ей.

Так как в пространстве разноэтнического материала может изменяться каждый пункт этой схемы, то в конце концов часто утрачивается ясность, какой из вариантов следует признать самым типичным, в наибольшей степени соответствующим понятию «ведьма», а какой - наибольшим отклонением от нормы.

В демонологии всех славян известно множество персонажей, в той или иной степени обладающих набором признаков, указанных ранее. Однако полного их тождества обнаружить не удается.

Л.Н. Виноградова выделяет несколько локальных типов славянской ведьмы [11].

Полесская ведьма. Среди синонимов преобладают названия eidbMa , вэдзьма , ведьмарка . Представления о внешности почти не встречаются. Чаще всего распущенные седые волосы, старая, неопрятная, иногда у нее хмурый или потупленный взгляд. Отличительный признак - усы у женщины, сросшиеся брови, два ряда зубов, есть хвостик. Связана с чертом. Способна оборачиваться в различных животных, гадов, птиц и предметы (колесо, решето, стог сена, палка и т. д.). Поведение зависит от периодов календаря. В особые дни: купальская ночь, Юрьев день, зеленые святки, Благовещение - ведьма перестает притворяться обычной женщиной и показывает свою настоящую суть, меняет ипостась, начинает вредить людям и летит на шабаш. Привычное занятие - сбор трав и кореньев по определенным праздникам. Ведьмы часто пребывают в злаковом поле в обнаженном виде с распущенными волосами. Интересно то, как они могут получить магическую силу: во время церковной службы прикасаются к церковным атрибутам или одежде священника. Возможно, отсюда берут корни ведовские практики, когда ведьма при свершении магических ритуалов пользуется церковными атрибутами, в том числе свечами, считая, что важна энергия, а не религиозная принадлежность [12, с. 232-236].

Карпатская босорка (босорканя) - карпатская разновидность ведьмы. Она обладает признаками двоедушника, зморы (например, удушение спящих, воровство у них крови) и богинки (подменяет детей). При дневном свете она красивая девушка, а после захода солнца - безобразная, криворотая, красноглазая старуха с волосатыми ногами. Босорканя может предстать женщиной с плоской грудью, худыми руками, тонкими ногами, иногда даже куриными лапами в белом платье. Встречаются поверья, в которых у нее шесть пальцев. Есть маленький хвостик. Босоркой становилась женщина, если в нее вселился дух умершего; седьмая по счету девочка; дочка босорки. Босорка могла оборачиваться насекомыми и становиться невидимой. Она подменяет детей, вместо новорожденного оставляет своих некрасивых, плаксивых, горбатых детей, живущих семь лет. На шабаше босорки веселятся вместе с упырями. Могут летать на помеле, метле, мялке, бочке, в возке, который везут черные кошки, или передвигаться верхом на человеке, превращенном в коня. Знает свойства трав [13, с. 236-237].

Южнославянская вештица. Совмещает в себе свойства реальной женщины и демона. Сближается с такими демоническими персонажами, как мора, стрига, самодива, вампир. Преимущественно это старая женщина с седыми волосами, горбом, волосатыми ногами, бросающимися в глаза усиками, сросшимися бровями, часто с косоглазием или глубоко сидящими глазами, злобным взглядом, длинным носом. Иногда имеет хвост или крылья под мышками. По сербским данным, вештицей становится женщина, в которую вселился «дьявольский дух» или которая вступила в сделку с чертом, продала свою душу. Девочка может стать вештицей по достижении зрелости, если была зачата родителями в недоброе время, в канун большого праздника; если была рождена в «кошульке кровавого цвета; если появилась на свет в последнюю фазу луны. По западно-сербским поверьям, девушка-мора после замужества становилась вештицей, а после своей смерти превращалась в вампира. По болгарским данным, вештицей могла стать старая женщина, которая не может больше иметь детей, изредка - молодая девушка, если она была бездетной. Она приобретала магическую силу с помощью колдовских трав или содействия злого духа, дьявола. Он может вселиться в тело женщины в виде черной с красными точками бабочки. Также если при попытке оживить мертворожденную девочку на нее дули, то в зрелом возрасте она станет вештицей. Вештицы управляют стихиями и связаны с небесными светилами. Интересно, что при разоблачении вештица теряла свою магическую силу, становилась обычной женщиной [14, с. 237-241].

Полесская ведьма в большей степени относится к «человеческому» полюсу, а босорки и вештицы - к «демоническому». Это видно уже при описании внешних признаков (ноги с куриными лапами и шесть пальцев на руках у босорки, крылья под мышками у вештицы) и особенно в поверье о происхождении карпато-балканских персонажей. «По характеру оборотнических свойств различия сводятся к двум типам преобладающих ипостасей: животных и птиц - для ведьмы, насекомых и птиц - для вештицы (промежуточное положение занимает босорка). При общем сходстве злокозненных функций по-разному проявляются вампирические склонности персонажей: единичные свидетельства для полесской ведьмы (ее душа летает пить человеческую кровь); характерное занятие босорки – душить спящих людей, сосать их кровь, оставляя на теле синяки; одна из основных функций вештицы – способность поедать младенцев, сердца людей, пить кровь, питаться мертвечиной. Значительно более интенсивно проявляется способность управлять стихиями у южнославянских персонажей, которые, кроме того, могут воздействовать на небесные светила. Существенным отличием карпато-балканской традиции следует считать почти полное отсутствие календарно приуроченных обрядов изгнания и символического уничтожения вештицы и босорки, столь характерных для полесской ведьмы» [15, с. 242].

Сибирская ведьма. Наводит порчи на людей, на скот, на предметы. Часто выступает повелительницей различных животных, насекомых и гадов. Натравливает их на скот, поля. Может распоряжаться и нечистой силой. Она может помочь в охоте, рыболовстве, предсказании судьбы, излечении. Летает на шабаш. Носит названия ведьма , хомутница , ворожея , знахарка , шаманка , колдунья , колдун . Более последовательно за термином «ведьма» фиксируются мотивы ночных полетов на метле (причем не обязательно на шабаш, таким образом она вылетает из своего дома, чтобы вредить людям) и отбирания молока. Мотивы о повелевании зверями, змеями, нечистой силой в большей степени характерны для персонажей с названием колдун , колдунья . Однако в целом в каждой местности бытует особая комбинация признаков («блуждающих функций»), которые закрепляются то за одним, то за другим термином. Можно отметить то постоянное внимание к особенностям глаз или взгляда ведьмы, которое характерно для многих славянских традиций. Зачастую глаза, особенности взгляда являются основным признаком, по которому можно распознать ведьму (если отражение человека или предмета в глазах перевернуто, то это ведьма) [16, с. 244–245].

Таким образом, в представлениях о ведьме у славянских народов в устной народной словесности можно выделить следующие элементы, которые помогут отнести их к одному из видов. Это то, как местные жители называют ведьму, место ее жительства, внешнее описание, характер, магическая деятельность, связь с нечистой силой, направленность деятельности и происхождение силы. В славянской культуре можно выделить следующие локальные типы ведьмы (по Л.Н. Виноградовой): полесская ведьма, карпатская босорка (босорканя), южнославянская вештица и сибирская ведьма.

Ссылки:

избранные статьи / подгот. текста и коммент. Ю.М. Медведева ; вступ. ст. и общ. ред. Б.П. Кирдана. М., 1982. 464 с.

Список литературы Представления о ведьме в культуре славянских народов

  • Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. 448 с.
  • Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1994. 480 с.
  • Афанасьев А., Глинка Г. Волхвы, колдуны, упыри в религии древних славян. М., 2012. 320 с.
  • Афанасьев А.Н. Древо жизни: избранные статьи / подгот. текста и коммент. Ю.М. Медведева; вступ. ст. и общ. ред. Б.П. Кирдана. М., 1982. 464 с.
  • Власова М. Энциклопедия русских суеверий. СПб., 2008. 624 с.
  • Мухина М.А. Ведьма и домовой в мифологической прозе российско-белорусского пограничья // Традиционная культура. 2011. № 3. С. 130-141.
  • Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000. 432 с.
Статья научная