Представления о видах зависти в современной психологии
Бесплатный доступ
В статье анализируются различные позиции авторов, отражающие их представления о видах зависти. Отмечается, что наиболее популярной классификацией зависти, на уровне как обыденного, так и научного сознания, является спектральная классификация (белая и черная зависть). Однако ею авторы не ограничиваются. Показывается, что основаниями для иных классификаций могут являться: направленность на себя / на Другого; преобладающие эмоции и последствия; различные противоречия в отношениях «Я - Другой»; уровень мотивационной готовности и особенности поведенческих характеристик субъекта зависти.
Зависть, психология, классификация, виды, белая, черная, неприязнь, уныние
Короткий адрес: https://sciup.org/140278083
IDR: 140278083
Текст научной статьи Представления о видах зависти в современной психологии
Анализ научной литературы свидетельствует об устойчивом междисциплинарном интересе к феномену зависти. Рефлексия зависти осуществлена в различных отраслях научного знания: философского - как феномена социального бытия человека (от античных мыслителей до современных философов); христианского - как греха и человеческого порока; социологического и экономического - как эффекта, сформированного под воздействием ряда социально-экономических условий и причины негативных общественных явлений.
Признавая безусловную значимость для познания феномена зависти авторских изысканий, имеющих столь длительную научную историю, одновременно отметим и недостаточную разработанность данной проблемы в психологической науке, что подтверждается мнением отечественных и зарубежных исследователей (например, «Есть проблемы, которые, пронизывая всю человеческую историю, остаются, тем не менее, как бы в тени. Ученые обходят их, быть может, считая не столь уж важными, недостойными специального анализа. Так не повезло теме зависть» [3, с. 48]).
Немаловажным при изучении зависти становятся выделенные авторами разновидности зависти и основания для их выделения. Многочисленные попытки классификации зависти предпринимались с античных времен (Гесиод, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Э. Рега). Продолжаются они и сейчас. В настоящее время наиболее распространенной классификацией является «спектральная», основанная на представлениях об амбивалентности зависти и представленная хорошо известными на уровне обыденного сознания видами – белой и черной [10, с. 119] (рис. 1).

Рис. 1. «Спектральная» дифференциация зависти
Данные виды зависти в психологической литературе имеют множество синонимов. Так белая зависть именуется соревновательной, восхищенной, незлобной; черная – враждебной, злобной. Каждый из представленных синонимов, безусловно, имеет свой семантический нюанс, но общим в них является наличие оценки (хорошая / плохая). Выделение белой зависти и определение ее стимулирующего воздействия на развитие личности является одной из наиболее дискуссионных тем, а также главной причиной терминологической размытости данного понятия. Анализ феномена белой зависти показывает, что она представлена в литературе в двух смысловых содержаниях, первое из которых образует желание субъекта достичь того же, что и Другой, второе – восхищением им.
В.В. Филипенко и Л.Л. Черняев полагают, что сущность белой зависти состоит в том, что человек, наслаждаясь завистью и своим несовершенством, осознает свою мечту, которая порождает «желание достигать, получать, отдавать, оперировать с ценностями окружающего и собственного мира достигать» [12, с. 70]. Не оспаривая тезис о том, что зависть «маркирует»
значимые для субъекта предметы, позволим себе усомниться в том, что кто-либо может получать истинное наслаждение от зависти и своего собственного несовершенства.
Ю.В. Щербатых [14, с. 126] считает, что в основе белой зависти находится первоначальное логическое соотнесение субъектом своих возможностей и возможностей превосходящего Другого, а также своих возможностей и своих способностей. Сущность же белой зависти, по мнению автора, заключается в желании субъекта достичь подобного, не испытывая негативного отношения к Другому, что выражается в предложенной им формуле, определяющей долю «белой» зависти в общем количестве зависти:
Умение находить конструктивный подход
Белая зависть = Зависть*
Недоброжелательное отношение к людям
Данная формула, представляющая оригинальный взгляд на сущность белой зависти, имеет существенный недостаток, который состоит в том, что автор не дает четкой трактовки самому феномену зависти, в результате чего вопрос «На что умножается дробь?» остается открытым.
Е.П. Ильин, сопоставляя «черную» и «белую» зависть, выделяет целый ряд критериев для ее дифференциации: а) восприятие чужих успехов (неадекватное (успехи другого – причина моих неудач) / адекватное (успехи другого – результат его усилий)); б) причина появления зависти (ущемленное самолюбие / восхищение другим); в) личностные особенности (тщеславие, гипертрофированное стремление к справедливости / доброжелательность, эмпатичность); г) эмоции (враждебность, злость, ненависть / сожаление, огорчение, сочувствие); д) желание (хочу, чтобы у него этого не было / хочу, чтобы у меня это было); е) действие (навредить объекту зависти, унизить его / желание возвысить себя) [4, с. 53]. Нам видится, что при суммировании всех признаков «белой» зависти, образуется нечто иное, а не зависть.
Другие же авторы полагают, что выделение белой зависти есть не что иное, как наивная попытка «нарядить» одну и ту же фигуру в одежды разного цвета, имеющее в своей основе неточность использования понятий. Так Е.В. Золотухина-Аболина отмечает: «То, что именуется «белой завистью», на самом деле совсем другое. Это может быть соревновательность, или элегическое сожаление по поводу отсутствия у себя неких благ и качеств, присущих другим людям, или стремление быть лучше через подражание идеалу. Однако во всех этих случаях понимание собственного несовершенства предполагает доброжелательное отношение к людям, к их достатку и успеху. Здесь нет обвинений мира, судьбы в несправедливости, претензий и ярости» [3, с. 50]. Дж. Эпштейн, рассуждая по поводу терминологической неопределенности понятия «зависть», пишет: «По-видимому, должно существовать слово, обозначающее промежуточное звено между завистью и восхищением <…>. Должно, но не существует. Язык так несовершенен» [15, с. 60]. Г. Шек [13, с. 22], являющийся автором фундаментального труда «Зависть: теория социального поведения», также отмечает наличие подмен различных возвышенных и конструктивных переживаний и отношений концептом зависти, считая, что в данном случае просто неверно выбираются слова. Анализируя научные представления о зависти Р. Париса, С.Г. Ким пишет: «“белая зависть” на самом деле не является ее положительным вариантом, а выступает иным чувством. <…> Следовать примеру кого-то <...>, чтобы самому достичь его положения, не является выражением чувства зависти» [6, с. 68].
Ни в стремлении достичь того же, ни в восхищении объектом каких -либо достижений, нет ничего порицаемого, что отчасти объясняет ту легкость, с которой человек произносит фразу: «Как я тебе завидую!», уточняя при этом: «…белой завистью», смысловая нагрузка которой может быть весьма разнообразной – чаще всего так выражают особого рода комплимент Другому или же данная фраза равнозначна другой – «Я тоже этого желаю (хочу)». Признаться же в зависти, которая мучает и не дает покоя, бесспорно, сложнее, так как это равносильно признанию в том, что другой человек лучше тебя. Используя «спектральную» терминологию, предполагаем, что именно о белой зависти говорят в лицо, а о черной предпочитают молчать (ибо она и есть зависть). По мнению Г. Шека, «человек может говорить о своей зависти только тогда, когда ситуация между участниками разговора, по крайне мере ее «официальная версия», исключает возможности для настоящей, деструктивной, злобной зависти» [13, с. 26].
На наш взгляд, проведение четкой и однозначной границы между белой и черной завистью, методологически некорректно, поскольку способы нивелирования превосходства Другого и установление субъективного равенства не являются статичными, а могут как неоднократно трансформироваться друг в друга, так и использоваться в комбинированном виде. Подтверждением данного тезиса является мнение В.А. Лабунской о том, что если для субъекта, начавшего прообразовывать свою жизнь путем подражания превосходящему объекту и следования за ним, «такая задача становится непосильной, то субъект зависти переходит к характерным для него действиям (отобрать, разрушить то, что ему не принадлежит), преобразуя, как он думает, свое бытие» [7].
Столь популярное деление зависти на белую и черную провоцирует авторов продолжать спектральную дифференциацию. Так А.Б. Орлов и Н.А. Орлова [9] в рамках триалогического подхода к человеку выделяют кроме белой и черной зависти еще красную и зеленую. Раскроем более подробно данные виды. Черная зависть (зависть-ненависть), являясь теневым аспектом личности, ассоциируется со злыми мыслями и характеризуется деструктивной направленностью. Более приемлемая белая зависть (зависть-подражание) выражается в соревновательности и конкуренции; ее порождает Персона, представляющая наше «официальное лицо». Еще более положительная красная зависть (зависть-обожание) связана с поклонением объекту зависти как идолу; ее привносит в жизнь Лик. И наконец, зеленая зависть (зависть-любовь), порождаемая актуализацией Самости, является редким переживанием состояния подлинной влюбленности, катарсиса и характеризуется силой, многогранностью, плодотворностью и неиссякаемостью. Признавая неординарность данной классификации, все же выразим сомнения по поводу ее обоснованности и несогласие с тем, что к обожанию и любви как самостоятельным психологическим феноменам в виде приставки добавляется зависть.
Несмотря на то, что «спектральная» классификация зависти, является наиболее популярной на уровне как обыденного, так и научного сознания, существуют и другие классификации, в которых отсутствует деление зависти на положительную и отрицательную. В их основу положены иные критерии ее дифференциации. Так К.Ф. Седов [11, с. 106] предлагает дифференцировать зависть в зависимости от направленности переживаний (на самого себя или на объект зависти) различать эгоцентрическую и конфликтную зависть.
Весьма неожиданная классификация зависти представлена у К. Наранхо [8], выделяющего «сухую» и «мокрую» зависть. Сухая зависть -апатична и внешне безмолвствует, она может вызывать бессилие, апатию, уныние; мокрая - страстна. Если первую он сравнивает с пустыней, то вторую - с трясиной.
Т.К. Касумов, не ставя перед собой специальной задачи классифицировать зависть, тем не менее, весьма отчетливо прописывает ее возможные виды, говоря о том, что перед завистью «раскрываются две дороги: путь скорби и печали и путь агрессии. Первый путь - это путь самоедства и саморазрушения, обусловленные успехами другого. Здесь Эго не сдает своих еще окончательно свои позиции зависти и тем самым лишает возможности зависти действовать разрушительно в отношении другого. По этому пути идут обычно люди хоть и самовлюблённые, но не способные к интригам и козням. Второй путь - это путь разрушения объекта зависти с помощью различного рода интриг и козней. На этом пути Эго подчиняется зависти, став её союзницей в достижении главной цели» [5, с. 7].
Отметим, что, несмотря на использование различных аллегоричных характеристик зависти, в классификации К. Наранхо и Т.К. Касумова, есть много общего. В основу дифференциации зависти они, прежде всего, выносят преобладающие эмоции и так называемые последствия зависти.
В основе классификации зависти, предложенной Л.С. Архангельской и В.А. Лабунской, выделяющих зависть-требовательность, зависть-соперничество и зависть-безнадежность, лежат разные типы противоречий в отношениях Я - Другой (между ожидаемыми отношениями и отношениями Другого).
В основе зависти-требовательности находится противоречие между «ожиданием любви и отвержением, неверностью со стороны другого» [1]. То есть, субъекты «завидуют тому другому, который получает признание, подтверждение со стороны значимого для них партнера» [7]. Зависть-требовательность проявляется «в наращивании требований, предъявляемых объекту зависти, в увеличении жестокой критики, в полном отсутствии «заслуженных» позитивных характеристик другого, в постоянных обвинениях, в ревнивом отношении к успехам, в раздражительности и озлобленности, появляющейся в результате того, что объект зависти «не понимает» сформулированные к нему требования и «не в состоянии» их выполнить» [7].
Зависть-безнадежность основана на несколько ином противоречии -между ожидаемыми от Другого заботливым отношением и отвержением
(игнорированием, невниманием) со стороны другого. По мнению авторов, этот тип зависти «сопровождается отказом от общения, уходом в себя, одиночеством» [1, с. 143]. «Субъект чувствует себя неуверенным, обиженным, отчаявшимся, бессильным что-либо изменить. Он избегает открытых действий, характерных для активного субъекта зависти (отобрать, присвоить, разрушить), уходит в себя, переживает чувство одиночества, вынашивает планы мести и понимает, что они не осуществимы. Его охватывает отчаяние, переходящее в чувство безнадежности достижения того, что стало предметом зависти, но зависть не оставляет такого человека, она трансформируется, превращается в ненависть, сопровождается уничижающими выпадами как в свой адрес, так и в адрес другого, более успешного» [7].
В основе зависти-соперничества (стремления к превосходству) находится противоречие между ожиданием любви и демонстрацией превосходства, отвержения, высокомерия со стороны другого. Подобная зависть «обнаруживает себя, прежде всего, в агрессивном, враждебном отношении к другому, в желании превзойти его любым способом, но чаще всего, прибегая к клевете, обману, унижениям, к присвоению достижений другого» [7].
Наши авторские представления о разновидностях зависти сводятся к выделению зависти-неприязни и зависти-унынию , которые нашли свое отражение в диагностическом опроснике «Методика исследования завистливости личности» [2]. Основания для подобной дифференциации представлены в табл. 1.
Таблица 1
Критерии дифференциации |
Зависть-неприязнь |
Зависть-уныние |
Преобладающие эмоции и их направленность |
раздражение, злость, гнев, направленные на превосходящего объекта |
грусть, уныние, отчаяние в связи с осознанием своего более низкого положения |
Уровень мотивационной готовности к нивелированию превосходства Другого |
желания и намерения нивелирования превосходства Другого |
мечты и грезы о нивелировании превосходства Другого |
Особенности поведенческих характеристик |
активные действия, направленные на прямое или косвенное (сплетни, клевета, критика, очернительство) лишение Другого предмета превосходства |
пассивные действия: игнорирование достижений Другого; намеренное восхваление достоинств менее достойного человека; смещение сфер сравнения |
Виды завистливости и критерии дифференциации
Мы полагаем, что соотношение характеристик неприязни или уныния не является статичным: они могут сменять друг друга и существовать в паритетном виде.
Таким образом, анализ психологической литературы показывает, что авторы выбирают различные критерии для выделения видов зависти (конструктивность / деструктивность; направленность на себя / на Другого; преобладающие эмоции и последствия; различные противоречия в отношениях «Я – Другой»). Безусловно, приведенные нами основания для классификации зависти, требуют не только теоретического осмысления, но и тщательной эмпирической проверки.
Список литературы Представления о видах зависти в современной психологии
- Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: Дис. …. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2004.
- Бескова, Т.В. Методика исследования завистливости личности // Вопросы психологии. № 2. 2012. С. 127-141.
- Золотухина-Аболина Е.В. Зависть // Молодой коммунист. 1989. № 7. С. 48-56.
- Ильин Е.П. Психология зависти, враждебности, тщеславия. СПб.: Питер, 2014.
- Касумов Т.К. Зависть на пути к агрессии // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия: общественно-политические науки. 2012. № 3 (9). С. 5-22.
- Ким С.Г. Парис Р. К характеристике чувства зависти // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. Реферативный журнал. 2007. № 3. С. 68-75.
- Лабунская В.А. Зависть, безнадежность и надежда как способы преобразования бытия субъекта// Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. Краснодар: КГУ, Просвещение - Юг, 2005. С. 120-137.
- Наранхо К. Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего / Пер. с англ. Воронеж: МОДЭК, 1995.
- Орлов А.Б., Орлова Н.А. Феномен зависти (триалогическая трактовка) [электронный ресурс]. URL: http://www.trialog.ru/distribution/index.php?id=38&rash=distrarch (дата обращения 17.03.2017).
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
- Седов К.Ф. Зависть и стратегии построения межличностного общения // Психология социального взаимодействия в изменяющемся мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Саратов, 7-8 октября 2010 г. / Под ред. Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой. Саратов: Наука, 2010. Часть II. С. 103-110.
- Филипенко В.В., Черняев Л.Л. Зависть и уныние // Гештальт 2004. М.: МГИ, 2004. С. 67-72.
- Шек Г. Зависть: теория социального поведения / Пер. с англ. В. Кошкина, под ред. Ю. Кузнецова. М.: ИРИСЭН, 2010.
- Щербатых Ю.В. Психологический анализ чувства зависти // Инновационные процессы в экономической, правовой и гуманитарной сферах: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Часть 2. Воронеж: ВФ МГЭИ, Истоки, 2010. С. 126-129.
- Эпштейн Дж. Зависть / Пер. с англ. О.И. Сергеевой. М.: АСТ: Астрель, 2006.