Предварительные результаты исследования химического состава цветного металла VIII-X вв. из Подболотьевского могильника
Автор: Сапрыкина И. А.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Средневековье
Статья в выпуске: 236, 2014 года.
Бесплатный доступ
Публикация посвящена результатам исследования химического состава цветного металла из эталонного памятника муромских древностей VIII-X вв. - Подболотьевского могильника. Находки исследовались методом РФА-спектрометрии с корректировкой данных по содержанию свинца. В выборке выделены высокопробные серебряные сплавы, корреляция «висмут - золото» указывает на возможный источник серебра - арабские дирхемы. Имеется большая группа сплавов на основе меди, основная часть вещей изготовлена из многокомпонентных сплавов, свинцовой латуни и свинцово-оловянной бронзы. Особенностью этих сплавов является стабильно низкое содержание цинка и стабильно высокое содержание олова и свинца. По этим параметрам сплавы на основе меди Подболотьевского могильника сходны со сплавами раннего этапа древнемордовского Крюковско-Кужновского могильника.
Мурома, цветной металл, химический состав, рфа-спектроме-трия, типы сплавов
Короткий адрес: https://sciup.org/14328080
IDR: 14328080
Текст научной статьи Предварительные результаты исследования химического состава цветного металла VIII-X вв. из Подболотьевского могильника
С 2012 г. возобновились археологические исследования эталонного для муромских древностей памятника - Подболотьевского могильника (автор раскопок – О. В. Зеленцова 1) (Зеленцова, 2014). Материалы из первых раскопок этого памятника, проводившихся в начале ХХ в. В. А. Городцо-вым, послужили основанием для выделения наиболее характерных черт погребального обряда древней муромы (Городцов, 1914). Несмотря на постоянный научный интерес к материалам Подболотьевского могильника, использование их в многочисленных реконструкциях материальной культуры древней муромы, целенаправленное изучение производственных традиций, связанных, в частности, с цветной металлообработкой, практически не проводилось 2. Раскопки последних лет, проведенные на территории могильника и Вербовского селища (Зеленцова, 2013), позволили получить обширный материал, комплексное исследование которого дает нам качественно новую научную информацию.
Одним из направлений такого исследования является, прежде всего, изучение техники изготовления и химического состава цветного металла предметов, в частности, сопутствующего погребального инвентаря. Анализ химического состава цветного металла выполнялся методом РФА на спектрометре M1 Mistral (Bruker) 3 , расчет спектров выполнялся автоматически на соответствующем программном обеспечении.
В рамках данной статьи публикуются предварительные результаты исследования химического состава цветного металла из погребений Подболотьевского могильника, исследованных в 2012-2013 гг. В настоящее время выборка насчитывает 210 проб, полученных для типологически разных украшений VIII–X вв., отличающихся наилучшей сохранностью металла. К сложностям анализа можно отнести практическое отсутствие в выборке предметов без патинированной поверхности, что приводит к определенному искажению результатов анализа по методу РФА, в частности, по содержанию свинца. С целью минимизации этого эффекта было предпринято исследование по нескольким точкам на предварительно очищенной механическим способом поверхности; в большинстве случаев содержание свинца удавалось скорректировать проверкой. В то же время, мы отдаем себе отчет, что полученные результаты по большей части отражают качественную характеристику металлов и сплавов, использовавшихся в VIII–X вв. для изготовления украшений из Подболотьевского могильника4. Однако в качестве предварительных результатов они имеют несомненную научную ценность и могут быть использованы при первичном анализе производственных традиций муромы.
Ранжирование выполнялось по принятой методике, где порог легирования металлов и сплавов определяется в 1,0% (Ениосова и др., 2008. С. 128–131. Табл. 2.8). Полученную выборку можно разделить на две большие группы: предметы, изготовленные из сплавов на основе меди, и предметы, изготовленные из серебра или из серебряных сплавов. В качестве микропримесей в исследованном металле зафиксированы следующие элементы: железо, никель (в сотых долях процента, в части выборки), серебро (в сплавах на основе меди), цинк (в части выборки), сурьма, а также висмут и золото (преимущественно в серебряных предметах).
Серебряные сплавы Подболотьевского могильника составляют менее 5% от исследованной выборки: из них изготовлены нагрудная дисковидная бляха с крышечкой (п. 57), перстни (п. 95, 100, 113, 123, комп. 97), лунницы (п. 113, комп. 123), ажурная поясная застежка (п. 57), височные кольца (п. 97, 107), браслет с перевязанными концами (п. 97), пронизь (п. 67). Сплавы этой группы также ранжируются внутри группы по процентному содержанию серебра. Из двухкомпонентного низкопробного серебра изготовлена бляха с крышечкой из п. 57, при этом микропримеси висмута и золота в этом сплаве не зафиксированы. Эти элементы стабильно встречаются в двухкомпонентном высокопробном (Ag>90%) серебре, из которого изготовлена половина выборки, а также в «желтом» многокомпонентном серебре, где, помимо меди, присутствуют также олово и цинк, что позволяет говорить об использовании, вероятно, тройных латуней для разбавления серебра. Наличие стабильной связки «висмут - золото» в серебре украшений Подболотьевского могильника для VIII-X вв. косвенно указывает на возможный способ получения металла путем переплавки серебряных арабских дирхемов ( Eniosova , 2012).
Сплавы на медной основе (95% аналитической выборки) в Подболотьевском могильнике представлены несколькими типами. Основное количество проб (50% от этой выборки) относится к многокомпонентным сплавам, из которого изготовлены такие категории украшений, как: гривны, височные кольца, детали поясного набора, нагрудные накладки с привесками, сюльгамы, шумящие и зооморфные подвески, перстни, элементы накосников, детали ожерелий, нагрудная дисковидная бляха с крышечкой и т. д.
Характерной особенностью многокомпонентных сплавов является широкая вариабельность содержания свинца в сплаве (от 1,23 до 53,07%). С одной стороны, такая вариабельность свинца может отражать степень загрязнения металла и не отражать его реального содержания, с другой стороны – обращает на себя внимание наличие в выборке нескольких групп многокомпонентного сплава по содержанию свинца. Первая группа характеризуется содержанием свинца до 10%, вторая - до 20%; третья группа демонстрирует возможное наличие в выборке многокомпонентного сплава с повышенным содержанием свинца в пределах 20–50%. По количественному соотношению они примерно равны друг другу. В то же время, эти сплавы характеризуются таким же распределением олова: часть выборки демонстрирует стабильно низкое содержание олова до 5%; часть содержит олово в концентрациях до 15%, а третья часть отличается повышенным содержанием олова до 25–30%. Содержание цинка стабильно низкое (до 5-7%). На наш взгляд, в ходе дальнейших исследований нам удастся скорректировать полученные данные, однако уже сейчас можно сказать, что по этим параметрам многокомпонентные сплавы Подболотьевского могильника коррелируют с данными, полученными для раннего периода Крюковско-Куж-новского могильника ( Сапрыкина и др. , 2011. С. 324).
Достаточно большая часть выборки (около 25%) относится к свинцовой латуни: это перстни, детали головных венчиков, фибула скандинавского типа (с позолотой), гривны, браслеты спиральные, подвески, височные кольца и другие типы украшений Подболотьевского могильника. Содержание цинка в сплаве стабильно низкое: до 4–6%, отдельные пробы относятся к сплавам с 10%-ным содержанием цинка. Содержание свинца также достаточно стабильное и варьирует в пределах от 5 до 20%; единичные пробы содержат высокие концентрации свинца (от 23,49% до 66,61%), не исключено, что здесь мы имеем дело с сильным загрязнением поверхности.
Другая часть выборки (около 15%) представлена свинцово-оловянными бронзами, из которых изготовлены шумящие подвески, височные кольца, детали ожерелий, привески и т. д. Этот сплав характеризуется высоким процентным содержанием свинца (от 1,62 до 57,16%; среднее значение в пределах 10–30%); содержание олова колеблется от 1,30 до 46,34%, среднее значение его фиксируется в пределах до 5%, однако достаточное количество проб из выборки (не менее 40%) относится к сплаву с повышенным содержанием в пределах 25–40%.
Единичными пробами в анализируемой выборке из Подболотьевского могильника представлены предметы, изготовленные из меди, свинцовой бронзы, двойной латуни и оловянной бронзы (в совокупности не более 10% выборки сплавов на основе меди). Изделия из «меди» изготовлены из «чистой меди» (98,69–99,71%), предметы из латуни характеризуются низким содержанием цинка (до 5%), а свинцовая и оловянная бронзы отличаются повышенным содержанием легирующего компонента: в свинцовой бронзе содержание свинца варьируется от 2,51 до 42,77%, а для оловянной бронзы отмечается повышенное содержание олова – 24,9–26,19%.
Несмотря на вероятную корректировку данных по содержанию свинца, которую необходимо провести, можно говорить о том, что металл Подболотьевского могильника выделяется высокими концентрациями легирующих компонентов (как свинца, так и олова), стабильно низким содержанием цинка и использованием высокопробного серебра, полученного, вероятно, путем переплавки арабских серебряных дирхемов. Дальнейшие исследования позволят получить качественно новую информацию о типах металлов и сплавов, использовавшихся для изготовления украшений VIII–X вв. из Подболотьевского могильника, что, в свою очередь, повлияет на наши представления о системе производственных связей в рассматриваемый хронологический период и о степени включенности древней муромы в социально-экономическую жизнь региона.
Список литературы Предварительные результаты исследования химического состава цветного металла VIII-X вв. из Подболотьевского могильника
- Городцов В.А., 1914. Археологические исследования в окрестностях г. Мурома. М. 385 с. (Древности. Труды Императорского Московского Археологического Общества; т. XXIV).
- Ениосова Н.В., Митоян Р.А., Сарачева Т.Г., 2008. Информационная система «Цветные металлы и их сплавы на территории Восточной Европы в эпоху средневековья»//Цветные и драгоценные металлы и их сплавы на территории Восточной Европы в эпоху средневековья/Отв. ред. Н.В. Рындина. М.: Восточная литература. С. 121-132.
- Зеленцова О.В., 2013. Отчет о проведении научных охранных археологических исследованиях Вербовского (Подболотьевского) могильника в Муромском районе Владимирской области в зоне строительства мостового перехода через р. Оку с обходом г. Мурома (II этап): В 5 т.//Архив ИА РАН.
- Зеленцова О.В., 2014. Новые исследования Подболотьевского могильника//КСИА. Вып. 236.
- Маух М.Е., 2008. Кузнечные и ювелирные инструменты в погребениях на территории Восточной Европы в V-XIII веках//Археология Подмосковья: материалы научного семинара/Отв. ред. А.В. Энговатова. М.: ИА РАН. Вып. 4. С. 93-98.
- Сапрыкина И., Митоян Р., Никитина Т., Зеленцова О., 2011. Результаты химико-технологического исследования поясных наборов второй половины VIII -начала XI вв. из могильников Среднего Поволжья//Congressus XI. Internationalis Fenno-Ugristarum. Piliscsaba, 9-14/Red. S. Csúcs et al. Pars VIII. Dissertationes sectionum: Literatura, archeologica et historica. Piliscsaba: Reguly Társaság. P. 312-332.
- Eniosova N., 2012. Tracing the routers of silver procurement to the early urban centre Gnezdovo in the 10th/early 11th centuries//Die Archäologie der Frühen Ungarn. Chronologie, Technologie und Methodik: Internationaler Workshop des Archäologischen Instituts der Ungarischen Akademie der Wissenschaften und des Römisch-Germanischen Zentralmuseums Mainz in Budapest am. 4 und 5 Dezember 2009/Hrsg. Bendeguz Tobias. Rgzm-Tagungen Band 17. Herstellung: Strauss GmbH, Mörlenbach. Mainz: Verlag des Römisch-Germanischen Zentralmuseums. P. 261-267.