Преображение действительности как внутренний сюжет "Доктора Живаго"

Автор: Кузнецов Илья Владимирович, Ляляев Сергей Васильевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Статьи и сообщения. Поэтика романа Б.Л. Пастернака "Доктор живаго"

Статья в выпуске: 2 (25), 2013 года.

Бесплатный доступ

Преображение действительности всегда было главным предметом творчества Б. Пастернака. Оно же является и главной темой романа «Доктор Живаго». Как и в ранней прозе писателя, в романе имеется два сюжета, «внешний» и «внутренний». Внешнее действие - жизнеописание Юрия Андреевича Живаго и ряда связанных с ним персонажей. Внутреннее, основное действие имеет главным событием преображение российской действительности, проявлениями которого стали исторические перипетии первой половины ХХ в. В конструкции внешнего сюжета используются многочисленные фабульные клише, свойственные авантюрному повествованию и отчасти волшебной сказке: похищение героя разбойниками, мнимая смерть и др. Связывает эти конструктивные приемы свойственный архитектонике музыкального сочинения принцип контрапункта, распространяющийся как на тематическую, так и на стилистическую организацию текста. Видимая хаотичность внешнего действия заставляет задуматься о его условности, указывающей на наличие второго, внутреннего действия, субъектом и героем которого является сама действительность. Такое внутреннее действие имелось в повестях Пастернака «Апеллесова черта», «Детство Люверс», «Воздушные пути», причем в последней преображение действительности прямо связывалось с революцией, предваряя трактовку этой темы в «Докторе Живаго». Внутренний сюжет передает последовательность превращений, происходящих с действительностью: некий статичный «уклад», революционный «порыв» к изменению, обнажение «содержания» действительности, «огранка» нового образа мира (терминология взята из ранних эссе Б. Пастернака). Оба сюжета «Доктора Живаго» опираются на архетипические модели протосюжета, глубинно друг с другом связанные: внешний - на «лиминальную» схему испытания героя смертью, внутренний - на «циклическую» схему инициации.

Еще

Проза пастернака, внешний сюжет, внутренний сюжет, преображение действительности

Короткий адрес: https://sciup.org/14914390

IDR: 14914390

Список литературы Преображение действительности как внутренний сюжет "Доктора Живаго"

  • Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: В 11 т. М., 2004
  • Поливанов М.К. Тайная свобода//Воспоминания о Б. Пастернаке. М., 1993. С. 507-508
  • Степун Ф. Б.Л. Пастернак//Литературное обозрение. 1990. № 2. С. 65-71
  • Livingstone A. Boris Pasternak. Doctor Zhivago. Cambridge, 1989. P. 5
  • Воздвиженский В. Проза духовного опыта//Вопросы литературы. 1988. № 9. С. 87
  • Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго//Перспектива-89: Советская литература сегодня. М., 1989. С. 289
  • Сухих И. Живаго жизнь: стихи и стихии (1945-1955. «Доктор Живаго» Бориса Пастернака)//Звезда. 2001. № 4. С. 222
  • Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго"//Новый мир. 1988. № 1. С. 6
  • Зотова Е.И. Как читать «Доктора Живаго»? М., 1998. С. 22-23
  • Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 131-145
  • Лавров А.В. «Судьбы скрещенья»: теснота коммуникативного ряда в «Докторе Живаго»//Новое литературное обозрение. 1993. № 2. С. 246
  • Лавров А.В. Указ. соч. С. 242
  • Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго»//Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ в. М., 1993. С. 243-244
  • Иоффе И.И. Синтетическая история искусств: введение в историю художественного мышления. Л., 1933. С. 475, 469
  • Лавров А.В. Указ. соч. С. 248
  • Лавров А.В. Указ. соч. С. 249
  • Витт С. Мимикрия в романе «Доктор Живаго»//В кругу Живаго: Пастернаковский сборник. Stanford, 2000. С. 89
  • Кретинин А.А. Роман «Доктор Живаго» в контексте прозы Бориса Пастернака: Автореф. дис… к.ф.н. Воронеж, 1995. С. 14
  • Куликова С.А., Герасимова Л.Е. Полидискурсивность романа «Доктор Живаго»//В кругу Живаго: Пастернаковский сборник. Stanford, 2000. С. 139
  • Пастернак Е.В. Из ранних прозаических опытов Б. Пастернака//Памятники культуры. Новые открытия. 1976. М., 1977. С. 106-118
  • Юнггрен А. Juvenilia Б. Пастернака: 6 фрагментов о Реликвимини. Stockholm, 1984. С. 1
  • Магомедова Д.М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака//Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. Т. 49. № 5. С. 414-419
  • Бахтин М.М. Указ. соч. С. 15
  • Юнггрен А. Указ. соч. С. 64
  • Горелик Л.Л. Ранняя проза Пастернака: Миф о творении. Смоленск, 2000. С. 36
  • Локс К. Борис Пастернак. Рассказы. Кн-во "Круг". М.-Л., 1925 г. 106 с. Рецензия//Красная новь. 1925. № 8. С. 287
  • Флейшман Л. К характеристике раннего Пастернака//Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. = Boris Pasternak in the Twenties. СПб, 2003. С. 370-371
  • Иоффе И.И. Указ. соч. С. 475
  • Флейшман Л. Указ. соч. С. 31
  • Горелик Л.Л. Указ. соч. С. 92
  • Тюпа В.И. Анализ художественного текста: Учеб. пособие. М., 2006. С. 36-41
  • Романова И.В. Семантическая структура «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа и лирики Б. Пастернака: Автореф. дис… к.ф.н. Смоленск, 1997. С. 14
  • Пастернак Е.В. Первые опыты Бориса Пастернака//Ученые записки Тартуского университета. Вып. 236. Труды по знаковым системам. IV. Тарту, 1969. С. 239-281
  • Седакова О.А. «Вакансия поэта»: К поэтологии Пастернака//Философская и социологическая мысль. 1991. № 8. С. 141
Еще
Статья научная