Преподаватель высшей школы: современные вызовы, противоречия и перспективы профессии

Автор: Мартыненко Алла Валентиновна

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Статья в выпуске: 3 (37), 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена систематизации тех вызовов, которые выдвигает перед преподавателем вуза современность, и определению перспектив профессии. Стремительные социокультурные изменения все чаще становятся серьезным препятствием для поддержания в тонусе качества преподавания. В реальной практике вызовы современности вступают в противоречие с академическими традициями в преподавательской деятельности. В статье выделяются четыре категории основных вызовов современности применительно к профессии преподавателя: вызовы требований ФГОС ВО, экономические вызовы, поколенческие вызовы и вызовы новейших информационных технологий. Техническая сторона частых смен ФГОС ВО негативно сказывается на прямых обязанностях педагога как наставника студентов и ученого. Экономический вызов подразумевает сильные акценты на экономической выгоде от деятельности вузов, что на практике превращает работу преподавателя в погоню за рейтингами и отодвигает собственно преподавательскую функцию на второй план...

Еще

Университет, преподаватель высшей школы, современность, поколение, информационное общество, информационные технологии, педагогические технологии

Короткий адрес: https://sciup.org/14116316

IDR: 14116316

Текст научной статьи Преподаватель высшей школы: современные вызовы, противоречия и перспективы профессии

«Все течет, все меняется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» — эти изречения, приписываемые еще древнегреческому натурфилософу Герклиту, очень точно описывают ситуацию современного преподавателя высшей школы. Конечно, данная профессия всегда подразумевала перманентное развитие ее носителя, поддержание уровня соответствия своей квалификации культурно-историческим и политико-экономическим требованиям эпохи. Но за всю историю существования профессии преподавателя вуза социокультурные изменения не были столь стремительными, как сегодня, что все чаще становится серьезным препятствием для поддержания в тонусе качества преподавания.

Предмет исследования настоящей статьи не нов. За последние десять лет отечественные ученые-педагоги и педагоги-практики неоднократно подвергали научно-педагогическому анализу главную проблему современного преподавателя вуза — быть «в ногу со временем», стремясь высветить ее и предложить пути ре- шения [3, 4, 7—13]. Задача данной статьи — системно представить те вызовы, которые выдвигает перед преподавателем современность, и обозначить перспективы профессии.

Сущность профессии преподавателя раскрывается в различных справочных изданиях примерно идентично. Общими и обязательными местами таких определений являются следующие моменты:

  • 1)    преподаватель — это статус лица, обладающего специальной подготовкой;

  • 2)    работает в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования [1].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) среди профессиональных требований к преподавателю указываются:

  • —    высокий профессиональный уровень деятельности, что подразумевает обеспечение в полном объеме реализации преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля)

в соответствии с утвержденной рабочей программой;

  • —    развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;

  • —    формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира;

  • —    применение педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм, методов обучения и воспитания;

— систематическое повышение своего профессионального уровня [2].

Перечисленные моменты в определении преподавательской деятельности сущностны, но часто в реальной практике вызовы современности вступают с ними в противоречие.

Основные вызовы современности применительно к профессии преподавателя можно сгруппировать по четырем категориям:

  • — вызовы требований ФГОС ВО;

— экономические вызовы;

— поколенческие вызовы;

— вызовы новейших информационных технологий.

Почему требования ФГОС ВО можно назвать вызовом современности? В Федеральном законе «Об образовании в РФ» четко написано, что следование федеральным государственным стандартам является обязательным требованием к образовательным программам, и данное требование не ново. Однако федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования сегодня меняются очень быстро: последние пять-шесть лет в РФ это происходит едва ли не каждый год. Столь частая смена стандартов обусловлена рациональным стремлением государства перейти на западные образцы, чтобы приблизиться к европейским стандартам образования. ФГОС 3, ФГОС 3+, ФГОС 3++ осуществляют постепенное (насколько возможно) внедрение компетентностного подхода, в рамках которого задачей любого вуза является «формирование всего многообразия общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых будущему специалисту для успешной реализации в профессиональной деятельности, как важной составляющей жизненного успеха и самореализации в целом» [3].

Если же рассмотреть техническую сторону частых изменений в ФГОС ВО, то именно в ней кроется искомый «вызов»: переработка учебных планов, образовательных программ в соответствии с новыми стандартами — процесс весьма трудоемкий, отнимающий у преподавателей много сил и времени, которые могли быть использованы для работы со студентами, повышения квалификации, научной деятельности. Таким образом, частая смена стандартов порождает бесконечную бумажную работу, несущую моральную усталость и профессиональную неудовлетворенность педагогу, что негативно сказывается на его прямых обязанностях наставника студентов и ученого.

Экономический вызов вновь связан с ориентацией на Запад. Сейчас в отечественную систему высшего образования интенсивно внедряется концепция «научно-исследовательских университетов», суть которой состоит в принципиальном стратегическом значении для вузов научно-исследовательских программ и разработок в инновационных направлениях. На практике это означает, что преподаватели должны максимально сосредоточиться на научно-практической деятельности, которая имеет четкую практическую ориентацию и высокую экономическую отдачу. Иными словами, преподаватели должны активно зарабатывать деньги для своих alma-mater, а в учебном процессе — привлекать студентов к совместной исследовательской работе, чтобы поднять как индивидуальные, так и общевузовские рейтинги для повышения престижности.

Активная научная деятельность всегда являлась имманентной составляющей работы преподавателя, как и привлечение студентов и аспирантов к совместным научным разработкам на базе университета. Но современные тенденции управления высшим образованием гипертрофируют экономическую составляющую деятельности вузов до такой степени (пространные отчеты, привлечение внебюджетных средств, формально-статистический контроль над проведением научных исследований), что на практике работа преподавателя все больше превращается в погоню за «научными показателями» (количество публикаций, грантов, индекс цитируемости в журналах, объёмы финансирования исследований и др.) [4].

На этом фоне представляются весьма справедливыми критические замечания самих преподавателей и профессоров по поводу того, что подобное ревностное стремление к экономической выгоде отчуждает НПР от первоначальной и главной цели преподавания в вузе — обучения студентов, подготовки специалистов в различных областях. Собственно преподавательская функция оказалась сегодня отодвинутой на второй или даже на третий план.

Поколенческий вызов связан с кардинальными изменениями мировосприятия современного молодого человека, порожденного прежде всего актуальной информационной культурой, ориентированной на визуальное и виртуальное. «Они другие» — все чаще слышатся растерянные возгласы представителей предшествующего поколения (в том числе учителей и преподавателей). Ценностный разрыв между поколениями также является общим местом в педагогической практике, но современная ситуация снова не дает «расслабиться» преподавателю.

Интересно и продуктивно взглянуть на данную проблему в контексте так называемой «теории поколений», сформулированной в 1990-х годах американскими исследователями Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Изучая конфликт поколений как социальный феномен, ученые независимо друг от друга пришли к выводам о том, что у разных поколений не просто отличаются модели поведения, они еще и совершенно не похожи на модели поведения представителей другого поколения в том же возрасте [5]. Не вдаваясь в подробности данного исследования, результаты которого были изложены в книге «Поколения» (1991), отметим самое важное для нашей темы: современные студенты относятся к так называемым поколениям Y и Z (они же «миллениалы» и «цифровое поколение») — поколениям, «родившимся с кнопкой на пальце», т. е. воспитанным новыми цифровыми технологиями. На практике данный факт означает, что классические методы, приемы и средства обучения, в основе которых доминирует словесная форма подачи, в современных информационных условиях теряют эффективность, иными словами, «безнадежно устарели».

Как отмечают авторы исследования «Особенности восприятия информации современными российскими студентами», «у поколения современных студентов сформировались иные способы получения, восприятия и усвоения информации, а также способы мышления и понимания, чем у предшествующих поколений, что и является одной из основных причин тех проблем, с которыми сталкивается сегодня система высшего образования» [6].

Среди особенностей восприятия и мышления современных молодых людей, которые следует учитывать при выборе методов и приемов их обучения, следует назвать такие:

  • —    «клиповость» мышления, когда информация подается и воспринимается фрагментарно, в сжатой, но яркой форме (как лента новостей в соцсети «ВКонтакте»);

  • —    как следствие «клипового мышления» — плохое запоминание (фиксируют свое внимание на информации не более восьми секунд);

  • —    неспособность воспринимать большие объемы словесной информации без визуализации (от пространных академических лекций они быстро устают);

  • —    неспособность выделять главное в прочитанном (отделить «воду» от сути);

  • —    неспособность искать, отбирать, анализировать и обобщать словесный материал научной литературы;

  • —    инфантилизм, неусидчивость, нетерпеливость (хотят «все и сразу» без усилий) и др.

Причиной данных особенностей мышления и восприятия современного молодого человека является тот факт, что информация сегодня представляет собой бескрайний океан, простирающийся прямо перед глазами, достаточно протянуть руку, точнее, «кликнуть мышкой» — и нет нужды идти в библиотеку (к слову, большинство современных студентов даже не знают, где таковая находится), электронные базы данных предоставят прямо на месте доступ к обширным информационным ресурсам. Однако все это нужно еще прочитать, проанализировать, отобрать нужное, затем выработать свою позицию и аргументировать ее. Современный студент буквально боится такой кропотливой работы, боится «утонуть в океане» информации, если попытается «нырнуть» глубже. Гораздо проще и порой интереснее скользить по поверхности — пролистать чье-то краткое изложение увесистого философского или научного труда, скачать кем-то уже скомпилированную, прими-тивизированную и «разжеванную» информацию, т. е. воспользоваться готовым или полуфабрикатом анализа и обобщения.

В данном контексте старшему поколению (в первую очередь преподавателям и учителям) может показаться, что современные молодые люди бездарны и поверхностны. На самом деле их одаренность заключается в другом:

  • —    они умеют отлично работать с любой информацией (способны очень быстро найти необходимое и включиться в их интересующее);

  • —    при наличии интереса быстро развиваются;

  • —    великолепно ориентируются в новых гаджетах и их интерфейсах;

  • —    легко и даже весьма глубоко воспринимают визуально преподнесенную информацию: например, легко могут найти идеально подходящую иллюстрацию под ту или иную мысль или понятие;

  • —    способны анализировать и структурировать визуальные ряды, схемы, графики или даже провести их достаточно сложный анализ;

  • —    легко и с удовольствием участвуют в интерактивных мероприятиях, играх, стремятся к лидерству;

  • —    не выносят ничего скучного (толстые книги «без картинок», какими бы содержательными они ни были, их удручают и отталкивают; длинные однообразные лекции даже высокопрофессиональных преподавателей также наводят на них тоску и скуку);

  • —    не признают авторитетов. «Старшие поколения уже не являются важнейшими носителями информации, они утратили свою роль единственных источников знаний и опыта. Для новых поколений главными, подчас единственными, источниками информации становятся Интернет и телевидение» [6].

Отечественные академические традиции университетов оказываются малоэффективными в обучении поколений «миллениалов» и «цен-тениалов». Новые механизмы мышления и восприятия современных учащихся и студентов с необходимостью определяют использование новых методов, приемов и технологий преподавания, среди которых основополагающими являются следующие:

  • —    преобладающее использование интерактивных методов обучения (деловые игры, дискуссии, презентации, кейс-метод и т. п.);

  • —    оснащение учебных аудиторий современными гаджетами с обязательным выходом в Интернет;

  • —    замена печатных изданий электронными учебниками и книгами;

  • —    изменение формы подачи словесного учебного материала: электронные и видеопрезентации с минимумом текста и обилием иллюстративной наглядности (фото, инфографика и т. п.);

  • —    текущий контроль должен быть частично в форме компьютерного тестирования или компьютерной игры;

  • —    преподаватели должны в идеале быть практиками;

  • —    стиль общения преподавателя со студентами должен быть не авторитарный, а демократический (стиль сотрудничества).

Перечисленные методы и технологии уже внедряются и используются, но пока не представляют собой стройной системы преподавания.

Вызов новейших информационных технологий подразумевает «активное привлечение компьютера, Интернета, электронных и мультимедийных продуктов для проведения занятий, про- верки результатов обучения, развития у студентов навыков самостоятельного получения знаний, внедрение дистанционного обучения, использование интерактивных методов обучения и др.» [4].

Информационные технологии сегодня существенно меняют роль современного преподавателя, который уже не является единственным источником знаний, а скорее выступает в качестве эксперта-консультанта в сфере самообразования студентов: не передает новые знания, но «формирует навыки эффективного поиска нужной информации, умения ею воспользоваться» [7]. Кроме того, постоянно обновляющиеся компьютерные программы и появляющиеся новые помогают существенно обогатить содержание образовательного процесса. Эти технологии обеспечивают рост доступности и открытости информационных ресурсов и средств коммуникаций, что радикально изменяет все элементы общественной жизни и, как следствие, определяет существенные изменения роли преподавателя в этом процессе [7].

Распространение онлайн-курсов, дистанционного обучения, вебинаров, обучающих видеофильмов и электронных презентаций высвечивает новую необычную перспективу в работе преподавателя: эта профессия в привычном для нас виде постепенно уходит в прошлое и все больше сводится к сугубо методической работе авторов онлайн-курсов, разработчиков обучающих электронных дистанционных программ и т. п.

Но такая перспектива видится радикальной. Живое общение молодого поколения с педагогом-профессионалом, мастером-наставником, знатоком своего дела не сможет быть полностью заменено электронными учебниками и он-лайн-курсами.

Перечисленные же «вызовы современности» представляют собой не проблему, а скорее мощный стимул к развитию, к активному поиску новых форм, способов и принципов преподавательской деятельности. Если в предыдущие эпохи преподаватели высшей школы имели тенденцию к застою (уже разработанные курсы могли читаться студентам «по инерции» достаточно долгое время с незначительными дополнениями в виде учета новых открытий и достижений в данной области), то сегодня стремительные темпы развития всех сфер жизни и культуры не позволяют расслабиться и настойчиво выдвигают требования столь же быстрых изменений не только в информационной составляющей преподавания, но и более глубоко — в методике, педагогических технологиях, подходах.

Список литературы Преподаватель высшей школы: современные вызовы, противоречия и перспективы профессии

  • Преподаватель // Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - URL: http://didacts.ru/termin/prepodavatel.html (дата обращения: 17.03.2019).
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 06.03.2019). Ст. 48.
  • Андреева М. А. Личность преподавателя вуза как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов / М. А. Андреева // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 304-306. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1527 (дата обращения: 11.03.2019).
  • Розов Н. X. Преподаватель российского вуза / Н. X. Розов // Университеты в евразийском пространстве: моногр. / редкол.: В. А. Садовничий [и др.]. - М.: ООО "МАКС Пресс", 2017. - С. 242-255. - (Сер. "Евразийские университеты XXI века")
  • Новиков С. Теория поколений / С. Новиков. - URL: https://svblog.ru/teoriya-pokoleniy (дата обращения: 16.03.2019).
  • Карпушкина Г. И. Особенности восприятия информации современными российскими студентами / Г. И. Карпушкина, И. Ю. Лясина, К. С. Дьяконова, Р. В. Соколов // Студенческий научный форум: материалы VI Междунар. студенческой науч. конф. - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014007329 (дата обращения: 11.03.2019).
  • Марус Ю. В. Изменение роли преподавателя вуза в современных условиях / Ю. В. Марус // Электронный научно-методический журн. Омского ГАУ. - 2017. - № 2(9), апрель-июнь. - URL: http://ejournal.omgau.ru/images/issues/ 2017/2/00348. pdf.
  • Харченко Л. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель / Л. Харченко. - М.: Директ-Медиа, 2014.
  • Попова О. И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования / О. И. Попова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - С. 112-119.
  • Совершенствование преподавания в современном вузе: теория, практика, анализ и оценка: материалы Междунар. науч.-практич. конф. (1-2 ноября 2012 г., Минск) / редкол.: О. Л. Жук [и др.]; под ред. В. В. Самохвала. - Минск: Изд. центр БГУ, 2012.
  • Сунцова М. С. Современные тенденции развития профессионально-педагогической подготовки преподавателей вузов в США, Германии и России: организационно-педагогические аспекты: дис.. канд. пед. наук / М. С. Сунцова. - Казань, 1999.
  • Бушкова-Шиклина Э. В. Направления модернизации института высшего образования в условиях информатизации общества / Э. В. Бушкова-Шиклина // Десятые Ковалевские чтения: материалы науч.-практич. конф. (13-15 ноября 2015 г.) / отв. ред. Ю. В. Асочаков. - СПб.: Скифия-принт, 2015. - С. 840-843.
  • Кириллова Е. П. Жизненные стратегии и временная перспектива у преподавателей вуза / Е. П. Кириллова, Ю. Ю. Юкляева // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практич. конф. - № 2. - Омск, 2015.
Еще
Статья научная