Пресса и послевоенная модернизация: возможности и пределы производственной пропаганды (1946-1950)

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу некоторых аспектов работы местных газет по пропагандистскому и организационному обеспечению процесса восстановления и развития промышленности Западной Сибири в чрезвычайно сложный период - в первое пятилетие после Великой Отечественной войны. Тогда политический режим - диктатура «позднего сталинизма» - эффективно реализовал свой модернизационный проект. Газетная периодика внесла немалый вклад в его агитационно-пропагандистское и организационное обеспечение.

Агитация, модернизация, пресса, промышленность, пропаганда, соревнование, трудовая активность

Короткий адрес: https://sciup.org/14737403

IDR: 14737403

Текст научной статьи Пресса и послевоенная модернизация: возможности и пределы производственной пропаганды (1946-1950)

Курс политического руководства Российской Федерации на модернизацию общества требует исследования исторической практики на этом направлении. Особый интерес вызывает модернизация России в советское время и, в частности, в условиях сталинизма. Обобщающих исторических исследований по данной теме пока нет. Однако из разнородных публикаций можно выделить ряд общих положений, в частности, что советское общество было оригинальной версией развитого общества модерна (см., например: [Пономарев и др., 2009. С. 3–8]). Подчеркивается также, что известные достижения советского периода «стали реальностью не благодаря сталинизму» [Заславская, 2004. С. 40–47].

Ценности существовавшей общественной системы воплощались в функционировании различных государственных и социальных институтов советского общества, в том числе и СМИ. Газеты как часть СМИ – важнейший инструмент управления государством и обществом. В послевоенный период они были частью политической и государственной системы в СССР и внесли свой вклад в мобилизацию всех сил страны на преодоление ее последствий.

В марте 1946 г. был принят Закон о пятилетнем плане восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг. В нем большое внимание было уделено развитию восточных районов страны, в том числе и Западной Сибири 1.

Местная периодическая печать динамично развивалась после Великой Отечественной войны: в 1946 г. в Западной Сибири издавалось 260 наименований газет (областных, краевых, городских, районных, многотиражных), а в 1950 г. – 300 [Семенов, 2011].

Приоритетным направлением деятельности печати стало информационно-пропагандистское обеспечение восприятия аудиторией государственных экономических программ. Уже в весенних номерах 1946 г. местные газеты опубликовали передовые статьи, интервью и подборки материалов, подготовленные и разосланные пресс-бюро ТАСС и газетой «Правда». Выступали политические и государственные деятели, хозяйственники, ученые, популяризировавшие перспективы политического, экономического и культурного развития страны в масштабах первого послевоенного пятилетнего плана. Например, только «Алтайская прав- да» поместила в апрельских номерах 1946 г. интервью министра связи, министра лесной и деревообрабатывающей промышленности, президента АН СССР, начальника Главного управления водного хозяйства 2.

Контрольные цифры развития ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства приводились в аншлагах, из них составлялись короткие «врезки». Во всех газетах подавалась фото-информация о процессе восстановления шахт Донбасса, Запорожья, машиностроительных предприятий Новокраматорска и т. п. Со второй половины 1946 г. большинство местных газет в каждом номере стали регулярно печатать колонки «По родной стране» или «По Советскому Союзу».

В областных газетах агитационно-пропагандистской направленностью выделялись специальные выпуски и тематические полосы, выходившие в 1946–1950 гг. в среднем 1–2 раза в месяц. Вот названия только трех апрельских тематических страниц первого года пятилетки, подготовленных «Советской Сибирью»: «План новой пятилетки – важнейшее государственное задание, кровное государственное дело», «Новоcтройки новой пятилетки», «Промышленность Новосибирска в четвертой пятилетке». Кемеровская областная газета «Кузбасс» в мае того же года дала четыре спецвыпуска под шапками «Расти, Кузбасс могучий, цвети, наш край родной», «Кузнецкий комбинат в четвертой пятилетке». «Дела и дни простых советских людей» и т. п. 3

Городские, районные и многотиражные печатные органы раскрывали разделы пятилетки, объемы плановых заданий в своих масштабах и с учетом отраслевой специфики. Например, городская газете «За уголь» (Кемеровская область) 19 апреля 1946 г. опубликовала «окно» под названием «За что трудящиеся г. Осинники будут бороться в новой пятилетке».

Определенный пропагандистский заряд несли печатавшиеся в газетах многочисленные отчеты с митингов, собраний и активов, где обсуждался Закон о пятилетнем плане.

Такую же роль играла и публикация ежемесячных, квартальных сводок о выполнении планов промышленностью, годовых бюджетов областей.

Большая ответственность в деле популяризации пятилетнего плана лежала на отделах пропаганды редакций местных областных газет «Алтайская правда», «Кузбасс», «Советская Сибирь», «Омская правда», «Красное Знамя», «Тюменская правда». Публикации, подготовленные работниками этих отделов, как правило, были широки по тематике, убедительно аргументированы. В них прослеживалось необходимое сочетание злободневного фактического материала и политических обобщений, диалектика их взаимосвязей.

Из года в год в течение всей четвертой пятилетки газеты наращивали подготовку и выпуск разнообразных по форме и жанрам агитационно-пропагандистских публикаций. Например, отдел пропаганды редакции газеты «Советская Сибирь» в 1946 г. напечатал 35 статей, а в 1947 г. – уже 72, большая часть которых была посвящена разъяснению Закона о пятилетнем плане, трудовому патриотизму народа, важным решениям политического и государственного руководства страны 4.

Рубрика «В помощь пропагандисту и агитатору» надежно «прописалась» в местной прессе. Так, систематически в 1948 г. пропагандистские материалы готовила газета «Ленинский шахтер». Она выпускала их дважды в месяц целыми полосами, сопровождая каждую номером и оригинальным заголовком. Например, страничка № 14 от 25 июня 1948 г. шла под «шапкой» «Миллион начинается с копейки». Рубрика «Цифры и факты» убеждала: «Снижение на 1 % себестоимости добытого угля на всех шахтах г. Ленинск-Кузнецка составила бы за год 2,9 млн руб. экономии государственных средств. А на эти средства можно было бы построить 2 дворца культуры или 18 восьмиквартирных домов». Статья «В борьбе за экономию» рассказывала как в повседневном труде, путем совершенствования его организации, внедрения изобретений и рационализаторства на шахте им. Ярославского, были созданы производственные накоп- ления. Заметки рабкоров «Цена обрезка металла», «5 литров горючего», «Когда сантиметр вырастает в кубометры», «Подумайте об этом» и другие помогали проникнуть в суть новаторского опыта.

В августе 1948 г. страна должна была впервые праздновать «День шахтера». В этой связи ценную инициативу проявил коллектив работников шахты «Комсомолец» треста «Ленинскуголь» в мае того же года. Он пересмотрел свой годовой план и взял на себя обязательство выполнить его досрочно к профессиональному празднику, при этом сэкономить не менее 700 тыс. руб. и поднять производительность труда на 10 %, выполнить государственный план по строительству жилья, благоустроить свой шахтерский поселок. Об этом читателям обстоятельно рассказала областная газета «Кузбасс» в номере за 9 мая.

На почин откликнулись и другие шахтеры городов Ленинск-Кузнецк и Прокопьевск. Городские газеты этих горняцких центров – «Ленинский шахтер» и «Ударник Кузбасса» – начали с публикаций встречных планов последователей названной инициативы, а затем активно повели разработку темы, регулярно публикуя материалы под рубрикой «Соревнование в честь Дня шахтера».

Газета «Кузбасс» поместила в рассматриваемый период тысячи материалов о планово-предупредительном ремонте, механизации основных и вспомогательных работ, технике безопасности, соблюдении экономической, технологической и трудовой дисциплины, о научно-техническом прогрессе и творчестве рабочих, ИТР и служащих. Только за второй квартал 1948 г. «Кузбасс» напечатала 2 передовые статьи, 17 заметок и корреспонденций о роли ИТР на производстве и о комплексных бригадах.

Концентрации внимания читателей на вопросах темы помогали вводимые на страницы газет «дневники», «хроники», «вестники». Расширению представлений читателя о географии соревнования способствовала ежедневная событийная информация, печатавшаяся под рубриками «В соревновании с соседней областью», «На стройках страны» и т. п. Наряду с центральной прессой, местные газеты пытались даже разработать одну из сложнейших тем – объективные норма- тивы соревнования. В своих публикациях они иногда поднимали вопросы расценок труда, среднепрогрессивных норм, оценок производства и т. п.

Пропагандируя передовой опыт, западносибирские журналисты подавали разнообразные по форме и жанрам материалы под заголовками «Школа передового опыта», «Трибуна соревнования» и т. п. Этому же посвящались специальные страницы, на которых велась открытая переписка участников соревнования в прессе, где они делились секретами своих успехов. Например, в Томской областной газете «Красное Знамя» с января по июль 1948 г. «Трибуна передового опыта» вышла 8 раз. «Трибуна стахановца» не сходила со страниц многотиражных газет промышленных предприятий Кемеровской области в 1947–1950 гг.

Местные газетчики сумели развить одну из самых главных тем публицистики о передовом опыте – показ социальной и воспитательной роли трудового состязания масс. Журналисты «открывали» героев трудовых будней, стремясь показать их внутри трудовых коллективов и в обычной жизни. В связи с этим фигурировали следующие характерные заголовки: «Хозяин огня», «Сила личного примера на производстве», «Они обгоняют время», «Каждый за двоих» 5.

Активно пропагандировала западносибирская печать стимулы соревнования. Она публиковала условия трудового состязания Всесоюзного и регионального уровней. По итогам их выполнения многие участники соревнования награждались орденами, медалями, государственными премиями и пр. На страницах прессы регулярно печатались«Доски почета» и списки передовиков. Например, только в 1949 г. на «Доску почета» многотиражной газеты «Знамя труда» завода «Сибсельмаш» было занесено 90 человек, выполнивших личные пятилетки и трудившихся уже в счет 1952–1953 гг. 6

Томская областная газета «Красное Знамя» только в октябре 1949 г. напечатала более 40 различных по жанрам и формам критических материалов, так или иначе связанных с соревнованием и руководством им, это было в два раза больше, чем за тот же месяц 1946 г.

Редакции местных газет свои печатные материалы в течение всей послевоенной пятилетки подкрепляли большой организационно-массовой работой. Они проводили взаимопроверки, слеты передовиков, смотры общественного производства, редакционные встречи, рассылали макеты стенгазет, организовывали учебу рабселькоров и т. п. За 1946–1950 гг. областные печатные органы Западной Сибири – газеты «Алтайская правда», «Советская Сибирь», «Кузбасс», «Омская правда», «Красное Знамя» организовали 70 выездных редакций на стройки, промышленные предприятия и на село. Они провели 60 крупномасштабных рейдов, сумев привлечь к их участию десятки тысяч человек. В Омской области в 1949 г., благодаря работе журналистов областной, городских и районных газет, действовало 850 редколлегий стенных газет, а в 1950 г. – уже 3,5 тыс. Если в 1946 г. редакции только областных органов получали 20–30 тыс. писем в год, то уже в 1950 г. – от 50 до 70 тыс. писем 7.

При этом наряду с позитивным опытом в работе местных газет по производственной пропаганде и развертыванию трудового состязания масс в различных отраслях промышленности Западной Сибири было немало и негативных фактов. Превалирование централистских и авторитарно-бюрократических начал позволяло «политическим верхам» управлять всей системой средств массовой информации, снизу доверху – от любого центрального органа до многотиражки, манипулировать информационным потоком в масштабах всей страны.

Пределы критических публикаций были жестко определены: в местной прессе критика должностных лиц крайне редко поднималась выше отдельных руководителей предприятий, организаций, секретарей парторганизаций низшего уровня. Страницы газет по этой тематике заполнялись в основном пропагандистскими материалами, нередко лакировавшими действительность. В таких условиях пресса не могла ставить многие острые вопросы, волновавшие людей [Сизов, 2001. С. 109].

В феврале и марте 1948 г. ЦК ВКП(б) принял постановления «О состоянии партийно-политической работы на угольных шахтах Донбасса» и «О состоянии партийно-политической работы на шахтах Кузбасса». Из них явствовало, что обнаружены «некоторые нарушения принципов соревнования», «на ряде шахт» социалистические обязательства рабочих готовились по трафарету 8. В данных документах назывались и многие другие проблемы, которые имели широкое распространение.

Итоги развития советского общества в рассматриваемый период были противоречивы. В 1950 г. соревнованием в регионе было охвачено более 90 % учтенных рабочих, что было на 30 % больше, чем в 1946 г. За пятилетку была модернизирована материально-техническая база многих отраслей промышленности, вырос профессиональный уровень рабочих и ИТР, а пятилетний план в области промышленности был выполнен уже в 1948 г. Почти полностью был восстановлен ее довоенный потенциал [Ульянов, 1979. С. 176–178]. Однако «сталинская» экономика консервировала отсталые, архаичные формы своего развития и управления [Ханин, 2002]. Неоднозначной в этом контексте представляется и деятельность прессы.

RESS AND POST-WAR MODERNIZATION:

POSSIBILITIES AND LIMITS OF INDUSTRIALIZATION PROPAGANDA (1946–1950)

Статья научная