Преступления против несовершеннолетних с использованием интернета
Автор: Ляшина Г.В.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 11-1 (27), 2018 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена исследованию проблемы доведения несовершеннолетних до самоубийства путем вовлечения их, в так называемые, группы смерти. А также необходимость своевременного выявления, расследования, а главное, предупреждения подобных преступлений. Анализируются нововведения в уголовном законодательстве, регулирующие ответственность за преступления, совершаемые с использованием интернет-ресурсов.
Несовершеннолетний, преступление, ответственность, интернет, самоубийство
Короткий адрес: https://sciup.org/140280235
IDR: 140280235
Текст научной статьи Преступления против несовершеннолетних с использованием интернета
Особое внимание стоит уделить проблемам выявления преступлений против несовершеннолетних, совершаемых с использованием интернет-ресурсов.
В настоящее время киберпреступность - широко распространяющееся и развивающееся явление. К наиболее популярным преступлениям, которые совершаются с использованием сети Интернет, можно отнести хищения, преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, преступления экстремистской направленности, а также преступления против половой неприкосновенности.
Так, особую остроту в последнее время приобрела проблема доведения несовершеннолетних до самоубийства путем вовлечения их в так называемые группы смерти.
По данным Следственного комитета Российской Федерации ситуация с подростковым суицидом становится все хуже и хуже: 1094 попытки было сделано в 2014 году и уже 1633 в 2017 году, 737 из них в 2014 году и 693 в 2017 году привели к смерти.1
Информация о существовании «групп смерти» в социальных сетях и об онлайн-игре, ведущей к подростковому суициду, появилась в мае 2016 года, когда было опубликовано расследование «Новой газеты». Тогда более 130 погибших детей были причислены журналистами к жертвам онлайн-игры, символ которой -«синий кит». Данная игра схожа с квестом, где необходимо методично выполнять различные задания: резать себе вены, делать себе больно, взбираться на крышу и стоять на краю и тому подобное. Последнее задание – самоубийство.
После появления информации о «группах смерти» в «Новой газете» Следственный комитет РФ начал свое расследование. В результате был задержан Филипп Будейкин, администратор одной такой группы, который общался в социальных сетях под псевдонимами Филипп Лис, Филипп Море и так далее. Ему было предъявлено обвинение в доведении до самоубийства 15 подростков.
7 июня 2017 года президент России Владимир Путин подписал закон об уголовной ответственности за создание так называемых «групп смерти» в интернете, призывающих несовершеннолетних к совершению суицида. Данные нововведения восполнили недостающие пробелы, в статью 110 УК РФ («Доведение до самоубийства») добавлен пункт о совершении этого преступления в отношении несовершеннолетних и беременных через СМИ, интернет и публично демонстрируемые произведения. За это предусматривается от пяти до восьми лет заключения. Также в кодекс добавлены новые статьи: 110.1 («Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства»), 110.2 («Организация деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства») и 151.2 («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего»).2
По статье 151.2 УК РФ ответственность в виде штрафа до 80 тысяч рублей или года тюрьмы грозит тем, кто уговаривает подростка сделать что-либо потенциально опасное для жизни. А тем, кто это делает через интернет, уже могут присудить до трех лет тюрьмы.
Ранее наука не предвидела новые виды склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства, а значит и ответственность не была урегулирована уголовно-правовым законодательством, именно поэтому широкий масштаб, оказавшись вне уголовно-правовой оценки, а значит, и вне мероприятий правоохранительных органов по выявлению организаторов такой деструктивной деятельности, своевременному пресечению их 3
действий, а также защите потерпевших.
Вопрос о форме вины, с которой может быть совершено доведение до самоубийства, в теории и практике уголовного права остается спорным. Это является одним из обстоятельств, вводящих правоприменителя в заблуждение при квалификации виновных действий как доведения до самоубийства. В ст. 110 УК РФ она прямо не закреплена. Это приводит к многочисленным спорам, а высказываемые специалистами мнения являются практически взаимоисключающими.
Некоторые авторы полагают, что доведение до самоубийства может быть
только умышленным, при этом умысел - по преимуществу косвенный.
Другие считают, что поскольку в диспозиции ст. 110 указание на форму вины отсутствует, то в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ вина в рассматриваемом составе преступления может быть как умышленной, так и неосторожной. Умысел при этом может быть как прямым, так и косвенным, неосторожность выражаться как легкомыслием, так и небрежностью.5
Известно, что сверхвозбудимость и сильная эмоциональность присуща несовершеннолетним в возрасте от 10 до 14 лет. Став объектом психологического насилия, они уходят из жизни, до конца не осознавая суть происходящего. Управление сознанием ребенка с целью его ухода из жизни, приведшее к самоубийству потерпевшего, должно рассматриваться как способ убийства человека. О.А. Градовская считает, что «уголовные дела о самоубийствах детей, погибших в результате психологического воздействия на их сознание, должны быть переквалифицированы по статье 105 УК РФ». Она указывает: «Заставляя людей в результате сложной манипуляции над их сознанием «накладывать на себя руки», преступник тем самым не доводит жертвы до самоубийства, а является организатором убийства потерпевших их же руками».6
В этом случае возникает вопрос: а можно ли управление сознанием ребенка, которое привело его к самоубийству, рассматривать не как доведение до самоубийства, а именно как убийство (или покушение на него) в форме посредственного причинения вреда? По мнению автора, можно, но не всегда. Посредственное причинение вреда, предусмотренное ч. 2 ст. 33 УК РФ, возможно лишь при условии, что сознание и воля потерпевшего в такой степени ограничены или ущербны, что он не отдает отчета своим действиям или не может ими руководить. Так, если взрослый человек скажет трехлетнему ребенку засунуть гвоздь в розетку и от удара током ребенок погибнет, то нет никаких сомнений, что это не самоубийство трехлетнего ребенка, а его убийство взрослым лицом. Малолетний просто не осознает смысл и последствия (как фактические, так и социальные) совершаемых им действий.
В юридической литературе имеет место дифференцированный подход, обусловленный возрастом несовершеннолетнего и (или) состоянием здоровья потерпевшего и напрямую предопределяющий их способность осознавать свои действия и ими руководить, в науке уголовного права этот подход считается общепризнанным.7
При проведении судебно-психологической экспертизы, специалисты утверждают, что в случае наличия у потерпевшего, достигшего 14 лет, психического расстройства, которое возникло в результате склонения его к самоубийству, при котором он не мог понимать смысл совершаемых им действий и ими руководить, необходимо вести речь о совершении убийства и квалифицировать такое склонение или доведение по ст. 105 УК РФ («Убийство»). А в случае склонения к самоубийству лица, не достигшего 14 лет, необходимо квалифицировать как убийство малолетнего по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ. По этому же пункту как убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, необходимо квалифицировать случаи склонения к самоубийству психически больных лиц, не отдающих отчета своим действиям либо не способных ими руководить. Это объясняется тем, что в силу ч. 2 ст. 33 УК РФ исполнителем признается не только то лицо, которое своими непосредственными действиями или актами бездействия совершило преступление, но и лицо, совершившее преступное деяние посредством использования других лиц, которые не подлежат уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости либо иных обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом.
Подводя итог, необходимо учитывать мягкость максимального наказания по недавно введенной ст. 151.2 УК РФ (лишение свободы на срок до трех лет), а значит данное преступление относится к категории небольшой тяжести. Также стоит отметить и значительную разницу в сроках наказания за преступления, на наш взгляд, которые имеют примерно одинаковую общественную опасность. Так, по п. "а" ч. 2 ст. 110 УК РФ за доведение до самоубийства несовершеннолетнего предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет (особо тяжкое преступление), а п. "а" ч. 3 ст. 110.1 УК РФ за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства несовершеннолетнего предусматривает только до четырех лет лишения свободы (преступление средней тяжести).
По мнению автора статьи, любое преступление в отношении несовершеннолетнего должно считаться насильственным, а в зависимости от обстоятельств и вида насилия - особо тяжким, ввиду того, что лицо, не достигшее 18 лет, независимо от вида насилия (психическое, физическое) уже может рассматриваться как находящееся в беспомощном состоянии в силу своего возраста, поэтому было бы целесообразно обсудить вопрос о единой категоризации всех преступлений против несовершеннолетних. В таком случае все перечисленные преступления - ст. ст. 110, 110.1, 110.2 (в случае совершения в отношении несовершеннолетних) и ст. 151.2 УК РФ необходимо отнести категории тяжких преступлений, а сроки наказания существенно увеличить соответственно степени общественной опасности преступлений.
Список литературы Преступления против несовершеннолетних с использованием интернета
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018г.)
- Федеральный закон от 29.07.2017 № 248-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
- Градовская О.А. Большинство подростковых самоубийств в России за полгода связаны с закрытыми группами "ВКонтакте" [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.pravmir.ru. - дата обращения 10.11.2018г.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 2015., с 213
- Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://sledcom.ru. - дата обращения 01.11.2018г.
- Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть // под ред. А.И. Рарога. М., 2014., с.176
- Шарапов Р.Д. Криминальная гипносуггестия: криминологические и уголовно-правовые аспекты // Государство и право. 2004. № 11., с. 44-47