Преступления, совершаемые с использованием взрывоопасных предметов
Автор: Абдуллин А.Р., Суханов Г.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 12-1 (31), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140117117
IDR: 140117117
Текст статьи Преступления, совершаемые с использованием взрывоопасных предметов
Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства в уголовном законодательстве России могут выступать как в качестве предмета преступления и характеризовать объект преступного посягательства, так и являться средством совершения преступления, выступая факультативным признаком объективной стороны состава преступления.
В ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» под боеприпасами понимаются предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание1. К ним, как отмечается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5, относятся: артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т. п., независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом2.
Так, например, боеприпасы выступают в качестве предметов преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 222 (за исключением патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, а также к огнестрельному оружию ограниченного поражения); 223 (за исключением патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию3); 225; 226; 226.1; 349 УК РФ. Незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ч. 1 ст. 223 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, что позволяет относить это деяние к категории преступлений средней тяжести (ч. 3 ст. 15 УК РФ) и делает невозможным наступление уголовной ответственности за приготовление к нему (ч. 2 ст. 30 УК РФ). Части боеприпасов и средств для ведения боевых действий, например: 1) корпусы гранат, мин, бомб, снарядов и торпед; 2)
патронные гильзы и прочие части патронов, например, днища (из латуни), внутренние стаканчики и внутренние днища и гильзы (из металла или картона), пыжи (из фетра, бумаги или пробки и т. д.); 3) пули и свинцовая дробь как принадлежность к боеприпасам; 4) механические части к некоторым видам боеприпасов, такие как специальные движители и гироскопы для торпед;
-
5) боеголовки и камеры плавучести для торпед и т. п., – не могут быть предметами оконченных преступлений, предусмотренных ст.ст. 222, 223, 225, 226 УК РФ.
Вместе с тем незаконные действия в отношении частей боеприпасов могут квалифицироваться как приготовление к совершению тяжких и особо тяжких преступлений (например, ч.ч. 2, 3 ст. 223 УК РФ). Не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам: сигнальные, осветительные, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, кар- течи и т. п.) и не предназначенные для поражения цели (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5). Патроны к огнестрельному оружию ограниченного поражения, а также к газовому оружию могут быть предметом преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 223 УК РФ. Взрывчатые вещества – химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5). К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, пороха баллиститные, твердое ракетное топливо для ведения взрывных работ на открытых горных работах и сейсморазведке, гранипоры, граммониты, гелексы, гранулотол и т. п.5 Взрывные устройства – промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т. п.). Само по себе приспособление для инициирования взрыва не может быть предметом преступления, связанного с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, но при определенных обстоятельствах может свидетельствовать о приготовлении к соответствующему преступлению Боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства могут использоваться виновными лицами в качестве средства совершения таких тяжких и особо тяжких преступлений как: убийство, совершенное общеопасным способом (п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ); террористический акт (ст. 205 УК РФ); бандитизм (ст. 209 УК РФ); вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), а также организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ) и др.
Таким образом, для начала XXI в. также характерна тенденция роста преступлений, совершаемых с использованием взрывоопасных предметов. Их динамика и размах явились одной из наиболее актуальных и сложных проблем российского общества. Взаимосвязь между ростом количества оружия, находящегося в нелегальном обороте и вооруженностью криминальной среды с возрастающим количеством преступлений, совершаемых с его использованием, очевидна. Большинство из них имеют террористический характер и совершаются преимущественно на территории Южного федерального округа. Их раскрываемость не превышает 10-18%. 2000-2005 гг. оказались беспрецедентными не только по количеству преступлений, совершенных с использованием взрывоопасных предметов, но и по наступившим последствиям – гибель сотен людей, уничтожение и повреждение транспорта, техники, зданий и пр.
В течение последних 20 лет взрывоопасные предметы используются в качестве способа решения политических, социальных и бытовых вопросов. Среди причин, обусловивших такое положение, следует назвать:
-
- неэффективная деятельность правоохранительных органов в сфере контроля оборота взрывоопасных предметов;
-
- несовершенство правовых норм в вопросах изготовления, хранения и распространения взрывоопасных предметов и прежде всего боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ;
-
- присвоение крупных арсеналов вооружений бывшими союзными республиками, которые не установили действенный контроль в этой сфере, в результате чего взрывоопасные предметы активно используется в межнациональных и межгосударственных конфликтах, нелегально попадают в Россию;
-
- отсутствие действенной системы пограничного контроля на границах России со странами СНГ;
-
- кризисные явления, падение дисциплины и соответствующего контроля, коммерциализация хозяйственной
деятельности, коррупция в Вооруженных Силах России и СНГ;
-
- отсутствие в деятельности правоохранительных органов единого подхода, скоординированных действий, опыта в борьбе с массовыми вооруженными преступлениями.
Как отмечают эксперты-взрывотехники, такая тенденция объясняется: доступностью компонентов, простотой синтеза перекиси ацетона (знаний в области химии на уровне средней школы достаточно), его чувствительностью ко всем видам начального импульса (удар, луч огня, нагревание), относительной стабильностью, пригодностью для переработки, а также расширением сети Интернет, в которой имеется информация о способах изготовления, приводятся конструкции самодельных взрывных устройств многих типов и видов1.
Изучение следственной практики позволило выявить следующие наиболее характерные случаи такого рода. В г. Екатеринбурге при проверке документов был задержан 17-летний юноша, у которого был обнаружен «бумажный цилиндр 8-9 см в длину и 5 см в диаметре, заполненный белым порошком, наружу выходил огнеупорный шнур». Изъятый предмет был направлен на экспертизу в ЭКЦ ГУВД по Свердловской области, где было установлено, что объект является самодельным взрывным устройством мощностью в 30 г в тротиловом эквиваленте. Задержанным оказался студент первого курса химического факультета Уральского государственного университета. На допросе он показал, что по инструкции, найденной в Интернете, самостоятельно изготовил новогоднюю петарду, которую хотел взорвать вместе с друзьями. О мощности взрывчатки якобы даже не догадывался. Задержанному было предъявлено обвинение по ч.1. ст.223 УК РФ2.
Число жертв терактов на территории Российской Федерации, совершенных начиная с 1994 года составляет около 100 терактов, в результате которых погибло более 2100 человек, количество пострадавших исчисляется десятками тысяч. Кроме того, отметим, что точных статистических данных относительно преступлений, совершаемых с использование взрывоопасных предметов, не существует, поскольку учетные данные, которыми располагает ГИАЦ МВД России и ИЦ при МВД по субъектам РФ, касаются родовых преступлений. Так, учету подлежат «преступления, совершаемые с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов» и «преступления, совершаемые с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств». Таким образом, данных относительно преступлений, совершаемых с использованием боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, пиротехнических изделий, для целей нашего исследования не существует. При этом официальная статистика возбужденных и оконченных расследованием уголовных дел объективно не отражает реальной картины преступности, однако даже существующие цифры свидетельствуют о неудовлетворительных результатах борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием взрывоопасных предметов. Во многих крупных городах России криминальные взрывы стали одним из основных факторов, существенно дестабилизирующих оперативную обстановку и общественный порядок. Преступные взрывы, ставшие обычным явлением для крупных городов, в настоящее время получили распространение и в регионах с невысоким уровнем урбанизации.
Предприятия, производящие боеприпасы и взрывчатые вещества, всегда пользовались повышенным вниманием преступных формирований. Случаи хищения боеприпасов с их территории представляют наибольшую опасность, поскольку их совершению предшествует предварительная подготовка, в них вовлекается значительное число лиц. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»1 осуществляет лицензирование деятельности по производству, хранению, применению и распространению взрывчатых материалов промышленного назначения, выдает разрешения на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами.
В завершении обратим внимание на наиболее значимые положения. Преступления, совершаемые с использованием взрывоопасных предметов, получили распространение с начала 90-х гг. прошлого века. Несмотря на то, что количество зарегистрированных преступлений, совершаемых с использованием взрывоопасных предметов, незначительно варьируется, говорить о реальном снижении их уровня недопустимо, поскольку это связано с интенсивным ростом нелегального распространения предметов вооружения.
Распространенность преступлений, совершаемых с использованием взрывоопасных предметов, обусловлена противоречиями в социальной системе общества, которые детерминируют условия, когда предметом или орудием преступления выступают боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные и имитирующие их устройства, пиротехнические изделия.
В качестве наиболее распространенного вида орудия совершения преступлений выступают самодельные взрывные устройства, в том числе с использованием взрывателей на основе радиоэлектронных устройств.
Отмечается заметное увеличение количества самодельных взрывчатых веществ и смесей. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об острой актуальности, большой социальной и правовой значимости проблемы борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием взрывоопасных предметов.
«Экономика и социум» №12(31) 2016