Применение эконометрической модели денежного рынка для развивающихся стран (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Украина)

Автор: Цыпкина К.Ю.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 4-5 (13), 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140110225

IDR: 140110225

Текст статьи Применение эконометрической модели денежного рынка для развивающихся стран (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Украина)

Для объяснения современных экономических событий, как в масштабах одного предприятия, так и в масштабах целой страны, важно проводить исследования и вести непрерывный анализ. Такие экономические явления могут быть изучены с помощью инструментов эконометрики, что впоследствии помогает оценить применимость той или иной экономической теории к изучаемому объекту. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена высокой эффективностью и информативностью применения эконометрических методов для изучения экономики.

Модель совместного равновесия товарного и денежного рынков является основой современной теории совокупного спроса. Согласно этой модели пересечение кривых равновесия товарного (IS) и денежного (LM) рынков дает единственные значения величины равновесной ставки процента R и равновесного уровня дохода Y. Данная модель была разработана английским ученым Дж.Р.Хиксом и в последствии совершенствовалась на основе анализа экономики США.

Данная модель активно применяется на Западе, в странах с развитой экономикой, в связи с чем, было решено проверить, возможно ли использование данной модели в условиях развивающейся экономики.

Цель проведенного исследования - определить, возможно ли применение отдельно взятого уравнения из модели денежного и товарного рынков к экономике развивающихся стран, таких как Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия и Украина.

Для анализа было выбрано уравнение денежного рынка, описывающее влияния реальной ставки процента и валовых внутренних инвестиций на ВВП. Таким образом, для расчетов были использованы статистические данные Всемирного банка по трем параметрам - валовый внутренний продукт, валовые внутренние инвестиции и реальная ставка процента за последние 15 лет. Все вычисления осуществлялись с помощью инструментов MsExсel с использованием метода наименьших квадратов для решения системы уравнений[2].

На первом этапе был проведен корреляционный анализ. В ходе корреляционного анализа, было установлено, что объем внутренних валовых инвестиций имеет сильную прямую взаимосвязь с объемом ВВП. Размер реальной ставки процента, в свою очередь, имеет незначительную взаимосвязь с объемом ВВП.

С помощью регрессионного анализа были найдены и оценены коэффициенты регрессии для каждой из вышеупомянутых стран. Изменение объема ВВП описывалось размером и знаком коэффициента стоящим перед экзогенными переменными (валовые внутренние инвестиции и реальная ставка процента). Выяснилось, что объем ВВП и валовых внутренних инвестиций имеет положительную зависимость - при изменении показателя валовых внутренних инвестиций на одну единицу, величина ВВП возрастет на величину коэффициента при переменной, что описывает характер изменения ВВП для всех выбранных стран. Однако, характер коэффициента реальной ставки процента был не постоянен. В моделях на основе данных Армении и Белоруссии изменение ВВП при изменении реальной ставки процента описывается отрицательными коэффициентами, в то время как в моделях на основе данных Азербайджана, Грузии и Украины – положительными. Данный факт говорит о невозможности выявить точную тенденцию влияния реальной ставка процента на ВВП, что подтверждается результатами корреляционного анализа.

Также, в уравнении регрессии для каждой из рассматриваемых стран были проанализированы коэффициенты. Коэффициент, относящийся к внутренним валовым инвестициям, оказался значимым для каждой из оцениваемых стран. Коэффициент, стоящий перед второй независимой переменной- реальной ставкой процента, оказался незначительным, что еще раз подтверждается слабой корреляционной зависимостью[2].

Далее эконометрическая модель подвергалась проверке на адекватность. Модель оказалась адекватной для Белоруссии и Грузии, однако в дальнейшем, после проведения нескольких видов тестов для подтверждения предпосылок о возможности использования метода наименьших квадратов для оценки данной модели, её применимость к этим странам не была подтверждена. Для Армении, Азербайджана и Украины модель оказалась неадекватной. Дальнейшие дополнительные расчеты подкрепили данную теорию - модель денежного рынка на основе экономических данных Грузии и Белоруссии также не может быть использована.

Осуществленные вычисления позволяют сделать вывод о том, что для оценки экономики развивающихся стран, модель денежного рынка использоваться не может, так как она разрабатывалась на основе экономических данных США и вероятнее всего не приспособлена к индивидуальным особенностям экономики прочих стран мира. Данная модель не является универсальной, так как ни для одной из исследуемых стран, предпосылки, о возможности использования метода наименьших квадратов, не были подтверждены полностью. Следовательно, модель денежного рынка не может использоваться для прогнозирования объема ВВП в развивающихся странах, таких как Армения, Азербайджан, Белоруссия и Украина.

Список литературы Применение эконометрической модели денежного рынка для развивающихся стран (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Украина)

  • Трегуб И.В. Алгоритм проведения вычислительного эксперимента при исследовании стохастических экономических систем//Современные проблемы прикладной математики и математического моделирования. Сборник научных трудов международной научной конференции (12-17 декабря 2005г.)/Воронежский гос. ун-т. -Воронеж: 2005. -6-10c.
  • Трегуб И.В. Математические модели динамики экономических систем: Монография. -М.: Финакадемия, 2009. -10-20c.
Статья