Применение эзофагопротектора в лечении послеожоговых сужений пищевода у детей

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14916664

IDR: 14916664

Текст статьи Применение эзофагопротектора в лечении послеожоговых сужений пищевода у детей

Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлевцева, г. Архангельск

В клинике детской хирургии АОДКБ в 1993-2006 годах произведено 824 плановых лапароскопических вмешательства больным в возрасте 1 суток - 22 лет. Лапароскопические исследования выполнялись у пациентов с подозрением на опухоль брюшной полости (61), с заболеваниями печени и желчевыводящих путей (38), с интерсексуальными состояниями (15). Биопсии образований и органов производились в 65 случаях, в 29 случаях - санация и дренирование брюшной полости, 6 разделалась спленопортография, 6 раз - чрезпеченочная пункция желчного пузыря (3 из них - у новорожденных с подозрением на атрезию желчных ходов). У 7 детей после ранее перенесенных операций проводился адгеолизис, по поводу стойкого болевого синдрома. Детям с желчекаменной болезнью и одном^ ребен^^ с полипом желчно^о п^зыря произведено 36 лапароскопических холецистэктомии. В 1 случае по ирригатору из брюшной полости в течение десяти дней отмечалось желчеистечение, которое остановилось самостоятельно.

У детей с заболеваниями ^рови было выполнено 3 лапароскопических спленэктомии. Еще у 2 детей, в результате возникших во время операции технических трудностей, осуществлялся переход к лапаротомии. У 4 детей успешно произведено удаление кисты селезенки, у 10 девочек - кисты яичника (одна из них дермоидная), в одном случае - пароовариальной кисты больших размеров.

В последнее время успешно внедряется в практику оригинальная методика ассистированной лапа-рос^опичес^ой ^станов^и ш^нта в брюшн^ю полость при гидроцефалии. Уже выполнено 4 операции. С помощью немецких коллег в нашей клинике положено начало лапарос^опичес^ой ф^ндопли^ации по Ниссену и лапароскопической мобилизации сигмовидной кишки при болезни Гиршпрунга.

С 1997 года в нашей клинике применяются ори-^инальные методи^и лапарос^опичес^ой ^орре^ции паховых и пахово-мошоночных грыж, водянок оболочек яичка и семенного канатика, которые позволяют избежать травмирования элементов семенного канатика. Таких операций произведено 486, из них 8 (1,6%) рецидивов.

Лапарос^опия позволила ^точнить а^енезию или аплазию яичка в 35,3%, а в 37,7% случаев выявить абдоминальн^ю форм^ дистопии яич^а и выполнить пересечение яичковых сосудов, как первый этап операции. В 27% случаев была диагностирована паховая дистопия, которая потребовала открытого вмешательства.

Эндоскопическое рассечение простого уретеро-целе (без удвоения почки) успешно выполнены у 11 больных. У 1 ребенка в последующем проводилось повторное эндоскопическое вмешательство, у 2 -открытая операция.

Эндоскопическое разрушение клапана выполнено с положительным результатом у 11 мальчиков, в 1 случае попытку пришлось отложить из-за отсутствия резектоскопа маленького калибра.

В 3 случаях под контролем цистоскопа в мочевой пузырь вводился лапароскопический троакар. Таким образом, из мочевого пузыря были успешно удалены инородные тела больших размеров. За последние шесть лет 11 мальчикам произведено эндоскопическое рассечение стриктуры уретры. У 3 пациентов эндоскопические попытки не удались, и им была произведена открытая пластика уретры.

С 2001 года в клинике применяются лапароскопические операции при варикоцеле с оставлением яичковой артерии. За этот период произведено 47 таких операций. Рецидивы составили 10,6%. По мере накопления опыта количество рецидивов сокращается.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЗОФАГОПРОТЕКТОРАВ ЛЕЧЕНИИ ПОСЛЕОЖОГОВЫХ СУЖЕНИЙ ПИЩЕВОДА У ДЕТЕЙ

Э.В. Сапухин, В.Н. Стальмахович

Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, Ир^^тс^ая ^ос^дарственная областная детс^ая ^линичес^ая больница

Обобщен опыт лечения 83 детей, поступивших в ИГОДКБ с химическими ожогами пищевода III степени и послеожоговыми сужениями, за 14 лет. Дети с химическими ожогами III степени и послеожоговыми сужениями пищевода разделены на 3 группы: в 1-ю группу (ГКС) вошло 32 ребенка (1991-1999),

^оторым проводили лечение с использованием «слепого» метода бужирования; во 2-ю группу (ГЛ=1) - 40 детей (1999-2005), у которых применяли в лечении метод бужирования по струне - проводнику; в 3-ю группу (ГЛ-2, 2002-2005) - 11 детей, у которых применяли в лечении разработанный в ^лини^е эзофагопротектор (патент на изобретение № 2225229 «Устройство для восстановление проходимости пищевода») в комплексе с локальным введением лекарственных препаратов в очаг поражения.

Выздоровление в 1-й и 2-й группах соответственно составило 65,5 ± 8,4% и 90 ± 4,7% детей, применение комплексного метода, разработанного в клинике (эзофагопротектор + «Куриозин»), позволило в 3-й группе детей в 100% случаев добиться выздоровления, снижения сроков лечения на 47,8 ± 8,8%, с^щественно со^ращая финансовые затраты на эт^ группу пациентов.

В настоящее время основным методом лечения и профилактики развития рубцового стеноза пищевода является бужирование пищевода. Данный метод основан на механическом растяжении тканей, разработан и внедрен в практику Sаlzer в 1920 году, применяется в настоящее время в различных модификациях. Попытки бужирования пищевода вслепую, приводящие зачастую к перфорации пищевода, привели ^ разработ^е и внедрению в пра^ти^^ лечения послеожо^овых стри^т^р пищевода б^жирования пищевода по струне-проводнику (Ванцян Э.Н, Тоща-ков Р.А., 1965). Недостатки приведенных методик послужили основанием для разработки устройства, позволяющего проводить дилатацию суженной, по врежденной химическим агентом части пищевода, и создать условия для длительной экспозиции лекарственного препарат в зоне пораженного пищевода, получившие название «Устройство для восстановления проходимости пищевода», патент на изобретение № 2225229 от 10.03.2004 года.

Использование устройства для восстановления проходимости пищевода у детей приводит к пролонгированному расширению суженной его части до возрастной нормы и создаёт условия для местного воздействия лекарственного препарата на раневую поверхность пищевода. Положительный исход лечения методом «слепого» бужирования пищевода для профи-ла^ти^и и лечения постожо^овых стри^т^р пищевода составляет 65,5 ± 8,4% и сопровождается осложнением в виде перфораций пищевода в 12,5 ± 5,8% случаев. Метод бужирования пищевода по струне-проводнику для профилактики и лечения постожоговых стриктур приводит к выздоровлению в 90 ± 4,7% случаев, однако требует длительных сроков лечения до 97,77 ± 19,98 койко-дней и проведение многократных бужирований - 19,47 ± 2,58. Лечение химического ожога III степени и постожоговых стриктур пищевода наиболее эффективно при использовании стен-тир^юще^о ^стройства в ^омбинации с ло^альным введением лекарственных препаратов, что позволяет предупредить перфорацию пищевода, сократить количество исследований и наркозов с 19,84 ± 2,88 до 8,54 ± 1,36, сократить сроки лечения с 107,18 ± 20,11 до 46,72 ±10,90 койко-дня и снизить затраты на лечение детей сданной патологией с 67 165 до 32 704 рублей на одного больного.

ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКТИВНО-ПЛАСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ЭКСТРОФИИ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ У ДЕТЕЙ

К моменту выполнения одномоментной реконструктивно-пластической операции при экстрофии мочевого пузыря (ЭМП) у детей наша клиника прошла несколько этапов своего развития. Традиционно мы придерживаемся физиологичного восстановления мочеиспускания путем восстановления анато-мичес^и нормальной синтопии мочево^о п^зыря и приближения лобковых костей.

Цель исследования

Обоснование выбора метода реконструктивнопластических операций при ЭМП.

Материалы и методы

За 1992 - 2006 годы в клинике ТашПМИ было исследовано 79 пациентов с диагнозом ЭМП. Из них 66 - мальчики (83,5%), 13 - девочки (16,5%). 73 больным выполнены реконструктивно-пластические операции собственными тканями.

Рез^льтаты и их обс^ждение

Первый этап продолжался до 1996 года. Мы применяли двухэтапную операцию: 16 больным первым этапом провели цистопластику, вторым этапом -сфинктеропластику.

С 1996 года второй этап развития реконструктивно-пластической операции: выполнение 57 больным одномоментной цистосфин^теро^ретропласти^и по

А. Т. Таджибаев, И.Х. Бобокулов

Таш^ентс^ий педиатричес^ий медицинс^ий инстит^т

Баирову, в собственной модификации, с поперечной пластикой передней брюшной стенки и Y-образным ушиванием задней стенки мочевого пузыря.

С 2003 года начался третий этап, т. е. выполнение одномоментной цистосфин^теро^ретропласти^и с приближением лобковых костей по собственной методике. Так как основной проблемой при ЭМП является ликвидация диастаза между лобковыми костями, то только после этого возможно достижение физиоло^ично^о анатомичес^о^о взаимоотношения внутренних половых органов, мочевого пузыря, апоневроза передней брюшной стен^и и прямых мышц живота. Нами был разработан метод приближения лобковых костей, без остеотомии лобковых и подвздошных костей. Проводя через запирательное отверстие лобковых костей синтетическую нить № 2,0, нам удалось максимально сократить размеры диастаза. Эффективность методики зависела от возраста больного и величины диастаза лобковых костей.

По данной методике оперировано 14 больных. После проведенного лечения удалось уменьшить диастаз между лобковыми костями в среднем до 4,0 см.

Выводы

Ближайшие рез^льтаты по^азывают хорош^ю эффективность одномоментной реконструктивно-

Статья