Применение металл-оксидных сорбентов для извлечения диазинона из воды

Автор: Шрейнер Е.В., Кельциева Ольга Александровна, Гафт С.С., Суходолов Н.Г., Рейнюк В.Л., Александрова М.Л., Подольская Е.П.

Журнал: Научное приборостроение @nauchnoe-priborostroenie

Рубрика: Приборостроение физико-химической биологии

Статья в выпуске: 2 т.30, 2020 года.

Бесплатный доступ

Проведено исследование степени экстракции инсектицида диазинона из водной матрицы на наночастицах оксидов титана, циркония и железа(III), полученных в ходе модифицированного золь-гель синтеза, в сравнении с коммерческим порошком TiO2 (P25). Степень извлечения диазинона для оксидов циркония и титана составила 86 и 77 % соответственно, для порошка TiO2 (P25) значение степени извлечения не превышало 46 %.

Металл-аффинная экстракция, металл-оксидные сорбенты, оксид циркония, диазинон

Короткий адрес: https://sciup.org/142223742

IDR: 142223742   |   DOI: 10.18358/np-30-2-i2732

Текст научной статьи Применение металл-оксидных сорбентов для извлечения диазинона из воды

Проведено исследование степени экстракции инсектицида диазинона из водной матрицы на наночастицах оксидов титана, циркония и железа(III), полученных в ходе модифицированного золь-гель синтеза, в сравнении с коммерческим порошком TiO 2 (P25). Степень извлечения диазинона для оксидов циркония и титана составила 86 и 77 % соответственно, для порошка TiO 2 (P25) значение степени извлечения не превышало 46 %.

Кл. сл. : металл-аффинная экстракция, металл-оксидные сорбенты, оксид циркония, диазинон

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с усложнением задач, решаемых аналитической химией, все более востребованными становятся методы специфичной экстракции соединений из сложных матриц. К таким методам относится метод металл-аффинной хроматографии, реализуемый с использованием металл-аффинных сорбентов [1]. Этот метод основан на принципе Пирсона [2], согласно которому гетероатомы в молекуле органического соединения имеют специфическое сродство к ионам металлов, входящим в состав сорбента, что делает данный метод более селективным по сравнению с общепринятыми жидкостно-жидкостной и твердофазной экстракциями. Так, ранее нами был предложен протокол металл-аффинной экстракции хлорсодержащего инсектицида дильдрина на монослоях стеарата никеля [3].

Одним из распространенных типов сорбентов, используемых в металл-аффинной хроматографии, являются металл-оксидные сорбенты (МОС), представляющие собой нанопорошки оксидов металлов [4]. На сегодняшний день металл-аффинная хроматография чаще всего используется в проте-омных исследованиях, а именно в фосфопротеомике [5]. При этом практически отсутствует информация об исследованиях взаимодействия ме-талл-аффинных сорбентов с другими фосфорорганическими соединениями, к которым относится широко применяемый и разнообразный класс пестицидов.

В качестве объекта для исследования был выбран инсектицид диазинон (O,O-диэтил-O-(2-изопропил-6-метил-пиримидин-4-ил) тиофосфат). Во-первых, диазинон широко используется в сель- ском хозяйстве для борьбы с различными вредителями. В классификации Всемирной организации здравоохранения диазинон относят к инсектицидам среднего риска (класс II) с LD50 285 мг/кг. Кроме того, предварительная оценка опасности крупнейшим агентством по охране окружающей среды EPA на основе сбора данных о мониторинге пресноводных потоков, озер, различных резервуаров показала, что широкое использование данного инсектицида приводит к загрязнению поверхностных, сточных и грунтовых вод, включая питьевую воду [6]. Во-вторых, в молекуле диазинона содержится фосфорная группа, которая проявляет сродство к ионам таких металлов, как титан, цирконий и железо. В то же время структура диазинона отличается высокой устойчивостью и достаточно долго остается неизмененной при попадании в различные среды [7].

Таким образом, целью данной работы было исследование возможности извлечения диазинона из водных образцов с помощью металл-оксидных сорбентов.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, МЕТОДИКА

Ранее с помощью разработанного метода, основанного на модифицированном золь-гель способе соосаждения аморфного прекурсора с дальнейшим самораспространяющимся синтезом, индуцированным микроволновой термообработкой, нами были получены и охарактеризованы три нанок-сидных структуры (рис. 1, микрофотографии), являющиеся жесткими кислотами Льюиса: оксид титана, оксид циркония [8], оксид железа [9, 10]. На первом этапе нашей работы было проведено

Рис. 1. Микроф о то г рафии образцов ок с ида титана ( а), ок с ида цирко ни я ( б ) и оксида ж ел е з а ), полученные метод о м сканирующе й эле к тронной мик р оск о пи и (СЭМ Inspect SEM FEI (Thermo Fisher Scien t ific , США))

ср а в н е н ие с пе ц и фичности с и нтез и р о в а н н ы х окс идов (М ОС) к д и а з и н ону . Для сравнения четвертой фазой был в ы б ран к оммерче с к и доступный нан о поро ш ок окс и да титана TiO 2 P25 (Sigma Aldrich), который ча с то и с п ол ь зуется д ля ре ш ени я зада ч фосфопротеомики [ 11 , 12].

Пр едварител ь ная валид а ц и я м е тодики включ а ла в се бя п о с троение градуир о во ч н о й зависимости концентрации раствора ди а зинона (5, 10, 15 , 20, 30 , 4 0 мкг/ м л, в вод и мый о бъем 1 м кл) от пл о щади хр о ма то гра ф ическ о го сигна л а (ГХ -ПИД, Shimadzu GC-2 010, Я п о ни я). Ра с считанное значение R2 сос тавило 0.99 в диапазо н е 0 .0 5–0.1 мкг на колонку. Относительное с т а ндартное отклонение (RS D ) площ а ди пика д и а зинона дем о нс тр и р ова л о выс о кую точ н о с ть и повторяем о сть м е т о д а (< 10 %). LOD со с тави л 5 мкг/ м л на колонку, LOQ — 8 м к г/мл н а коло н ку для с та ндартны х р а ств о ров д и а з и но н а . Ср е днедневное относительное ста ндартное о тк л онение составляло 5 %; междневное относ и те л ьное ста н д а ртное отклонение сос та в л яло 10 % . Ч и с л о из мер е ний n = 4.

Растворимость д иазинона в воде с оставля ет 40 мкг/мл [13 ], поэтому дл я ис с ледо в а н ия возмо ж ности с в язывания диазинона со р бентом бы л в ы б р ан на сыщ е нн ы й р а створ с концентрацией 40 мкг/мл.

Эксперимент (n = 4) проводили в спиновых колонках Supelco (25 см × 4.6 мм, 5 мкм, 22 Å, Supelco, Bellefonte, USA). В качестве буфера для сорбции использовали 0.01 % раствор трифторуксусной кислоты (ТФУ) в воде. Раствор диазинона (С = 40 мкг/мл) инкубировали с сорбентом (5 мг) в течение 20 мин в буфере для сорбции (рН 2.5; 25 °С). После отделения несвязанной фракции (здесь и в дальнейшем — центрифугирование микроколонок 5000 rpm, 5 мин) сорбент промывали буфером для сорбции, затем проводили десорбцию в течение 5 мин 0.015 % раствором пер-фтороктансульфоновой кислоты (ПФОСК) в 0.5 % водном пиперидине [10]. Объем каждой фракции составлял 100 мкл. Полученные фракции анализировали с помощью метода газовой хроматографии с пламенно-ионизационным детектором ГХ-ПИД (Shimadzu GC-2010, Япония), числовые результаты эксперимента были получены с использованием площадей пика аналита на хроматограмме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Диа г рамма извлечения диаз и нона из в о дной матрицы с п ом о щ ью иссле д уемых сор б ентов представлена на рис. 2.

□ Несвязанная функция В 0.015 % ПФОСК в 0.5 % пиперидине

Рис. 2. Диагр а мма извлечения д иа зинона и з в о дной матрицы на металл- окс ид ных стру к тур а х

Согласно представленным диаграммам, нано-оксид железа(III) и коммерческий нанопорошок оксида титана показали наименьшую степень извлечения аналита — 20 и 28 %, при большом содержании аналита в проскоке — 42 и 46 % соответственно. Эти сорбенты показали небольшую емкость в отношении диазинона, и в то же время десорбция сорбентов не прошла полно и потери составили 38 и 26 %. Такие значения показывают неэффективность этих материалов как сорбентов для экстрагирования, а значит, МОС Fe 2 O 3 и TiO 2 P25 неперспективны для проведения экстракции диазинона из водной матрицы.

С другой стороны, МОС TiO 2 показал высокую способность к связыванию диазинона со степенью извлечения аналита 77 %, потери на сорбенте составили 15 %. Наилучшие результаты в проведенном эксперименте показала система нанооксида циркония — потери на сорбенте были ниже 5 %, а степень извлечения достигла 86 %. Поэтому МОС ZrO2 был выбран для дальнейшего исследования.

Для дальнейшего определения сорбционных свойств были выбраны различные концентрации диазинона в водной среде (5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40 мкг/мл). 100 мкл раствора инкубировали с равными массами нанодисперсного оксида циркония (5 мкг). Количественный анализ фракций после проведения сорбции, как и ранее, проводили методом ГХ-ПИД. Определив количество диазинона в несвязавшейся фракции и промывке, нашли количество диазинона на сорбенте. На рис. 3 представлена зависимость количества диазинона на сорбенте после промывки от начальной нагрузки диазинона на сорбент.

Как следует из представленных данных, при концентрации аналита от 30 до 40 мкг/мл расчетная сорбционная емкость сорбента на основе на-нодисперсного оксида циркония для диазинона составляет 0.01 ммоль/мкг.

По результатам ранее проведенной валидации методики, концентрация диазинона 5 мкг/мл соответствует нижнему пределу обнаружения разработанной методики, т.е. качественному определению аналита в водных средах. Поэтому десорбцию диазинона проводили с сорбентов, инкубированных со следующими концентрациями диазинона: 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40 мкг/мл. Десорбцию проводили 0.015 % раствором ПФОСК в 0.5 % водном растворе пиперидина. На рис. 4 представлена зависимость площади хроматографического пика, полученного после анализа десорбированной фракции, от начального количества внесенного аналита на сорбент. Представленная зависимость укладывается в линейный динамический диапазон с R2 = 0.99, что свидетельствует о применимости метода металл-оксидной хроматографии для количественного определения диазинона в воде.

Для оценки степени десорбции при различных количествах аналита на сорбенте была построена зависимость количества элюированного вещества от количества вещества во фракции, полученной после проведения сорбции. Зависимость имеет линейный вид А = 0.9756 В – 0.012; R2 = 0.90 (где А — количество десорбированного диазинона на 1 мг сорбента (мкг/мл), В — количество сорбированного диазинона в пересчете на 1 мл раствора (мкг/мл)).

Рис. 3. Зависимость количества диазинона на сорбенте МОС ZrO 2 от нагрузки на сорбент

Рис. 4. Зависимость площади хроматографического пика диазинона в растворе, полученном после проведения десорбции, от нагрузки диазинона на сорбент

ВЫВОДЫ

Приведенный выше линейный вид зависимости десорбции позволяет сделать вывод о том, что разработанный метод выделения диазинона из водных сред с помощью нанодисперсного оксида циркония показывает воспроизводимые результаты во всем диапазоне выбранных концентраций.

Кроме того, высокая степень экстракции свидетельствует об эффективности предложенного элюента.

Таким образом, показано на примере диазинона, что полученные в ходе доступного и недорогого метода синтеза оксиды циркония и титана могут быть использованы для выделения фосфорсодержащих пестицидов из водных объектов.

Список литературы Применение металл-оксидных сорбентов для извлечения диазинона из воды

  • Zhi-gang W., Nan L., Wen-zhi B., Ji-lin Z., Jia-zuan N. Development of the affinity materials for phosphorylated proteins/ peptides enrichment in phosphoproteomics analysis // ACS Appl. Mater. Interfaces. 2015. Vol. 7, is. 16. P. 8377-8392. DOI: 10.1021/acsami.5b01254
  • Pearson R.G. Hard and soft acids and bases // J. Amer. Chem. SOC. 1963. Vol. 85, is. 22. P. 3533-3539. DOI: 10.1021/ja00905a001
  • Shreyner E.V., Alexandrova M.L., Sukhodolov N.G., Selyutin A.A., Podolskaya E.P. Extraction of the insecticide dieldrin from water and biological samples by metal affinity chromatography // Mendeleev Communications. 2017. Vol. 27, is. 3. P. 304-306. DOI: 10.1016/j.mencom.2017.05.030
  • Yang D.S., Ding X.Y., Min H.P., Li B., Su M.X., Niu M.M., Di B., Yan F. Design and synthesis of an immobilized metal affinity chromatography and metal oxide affinity chromatography hybrid material for improved phosphopeptide enrichment // J Chromatogr. A. 2017. Vol. 1505. P. 56-62. DOI: 10.1016/j.chroma.2017.05.025
  • Ruprecht B., Koch H.,Medard G.,Mundt M., Kuster B., Lemeer S. Comprehensive and reproducible phosphopeptide enrichment using iron immobilized metal ion affinity chromatography (Fe-IMAC) columns // Mol Cell Proteomics. 2015. Vol. 14, is. 1. P. 205-215. DOI: 10.1074/mcp.M114.043109
  • Garber K., Steeger Th. Problem formulation for the environmental fate and ecological risk, endangered species and drinking water assessments in support of the registration review of diazinon. USA EPA, 2008. 41 p. URL: https://www3.epa.gov/pesticides/chem_search/cleared_reviews/csr_PC-057801_26-Mar-08_a.pdf
  • Reregistration Eligibility Decision (RED) for Diazinon. US EPA, 2006. 138 p. URL: https://www3.epa.gov/pesticides/chem_search/reg_actions/reregistration/red_PC-057801_31-Jul-06.pdf
  • Селютин А.А., Колоницкий П.Д., Суходолов Н.Г., Шрейнер Е.В., Краснов Н.В., Подольская Е.П. Синтез и характеризация нанорегулярных сорбентов на основе оксида циркония // Научное приборостроение. 2013. Т. 23, № 1. С. 115-122. URL: http://iairas.ru/mag/2013/abst1.php#abst12
  • Гладилович В.Д., Фёдорова А.В., Подольская Е.П. Металл-оксидный сорбент на основе Fe2O3. Получение, изучение поверхностных и сорбционных свойств // Научное приборостроение. 2013. Т. 23, № 4. С. 63-65. URL: http://iairas.ru/mag/2013/abst4.php#abst8
  • Gladilovich V., Greifenhagen U., Sukhodolov N.,Selyutin A., Singerb D., Thieme D., Shirkin А., Bonitenko E., Majovsky P., Hoehenwarter W., Podolskaya E., Frolov A. Immobilized metal affinity chromatography on collapsed Langmuir-Blodgett iron(III) stearate films and iron(III) oxide nanoparticles for bottom-up phosphoproteomics // J. Chromatogr. A. 2016. Vol. 1443. P. 181-190.
  • DOI: 10.1016/j.chroma.2016.03.044
  • Jensen S.S., Larsen M.R. Evaluation of the impact of some experimental procedures on different phosphopeptide enrichment techniques // Rapid Commun. Mass Spectrom. 2007. Vol. 21, is. 22. P. 3635-3645.
  • DOI: 10.1002/rcm.3254
  • Fíla J, Honys D. Enrichment techniques employed in phosphoproteomics // Amino Acids. 2012. Vol. 43, is. 3. P. 1025-1047.
  • DOI: 10.1007/s00726-011-1111-z
  • Hornsby A.G., Wauchope R.D., Herner A.E. Pesticide properties in the environment. N.Y.: Springer-Verlag, 1996. 236 p.
Еще
Статья научная