Применение противоспаечных барьеров при миомэктомии у женщин репродуктивного возраста
Автор: Кира Е.Ф., Левчук А.Л., Вязьмина К.Ю.
Журнал: Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова @vestnik-pirogov-center
Рубрика: Оригинальные статьи
Статья в выпуске: 2 т.4, 2009 года.
Бесплатный доступ
Изучена эффективность двух противоспаечных барьеров: антиадгезивной смеси, состоящей из полиглюкина, гепарина и дексаметазона, и препарата «Мезогель» у 106 пациенток. Противоспаечные препараты использовались у женщин репродуктивного возраста при традиционной и лапароскопической миомэктомии. Выполнено исследование раннего и отдаленного послеоперационного периода по следующему алгоритму: лабораторные показатели, анализ качества жизни больных с использованием опросника SF-36, оценка репродуктивной функции пациенток, гистеросальпинграфия, УЗИ малого таза. Сделано заключение о том что, антиадгезивная смесь и препарат «Мезогель» являются эффективными и безопасными противоспаечными средствами, способствующими улучшению результатов проведения органосберегающих оперативных вмешательств в гинекологии и репродуктивного прогноза. Summary. In 106 patients, the efficiency of two anti-commissural barriers were studied, namely, the anti-adhesive mixture composed of polyglukin, heparin and dexamethasone, and "Mezogel" drug. The anti-commissural compounds were used in females of reproductive age using the conventional and laparoscopic myomectomy. A study of the early and remote post-operation period was carried out according to the following algorithm: laboratory parameters, analysis of patients' quality of life using the SF-36 questionnaire, evaluation of patients' reproductive function, hysterosalpingography, and U/S examination of small pelvis. We came to conclude that the anti-adhesive mixture and "Mesogel" drug are efficient and safe anti-adhesion compounds that assist in improving the results of carrying out of organ-sparing surgical interventions in gynecology of reproductive forecast.
Противоспаечное средство, миомэктомия, репродуктивная функция, качество жизни, гистеросальпингография
Короткий адрес: https://sciup.org/140187747
IDR: 140187747
Текст научной статьи Применение противоспаечных барьеров при миомэктомии у женщин репродуктивного возраста
Миома матки является наиболее часто встречающейся солидной опухолью органов таза, которая возникает у 20–25% женщин репродуктивного возраста и у 30% женщин в возрасте старше 30–50 лет [6]. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества органосохраняющих оперативных вмешательств при миоме матки у женщин репродуктивного возраста для сохранения детородной функции [5].
Нередко выполнение миомэктомии ведет к образованию спаек. Причем спайки выявляются после миомэктомии, выполненной как путем лапаротомии, так и эндоскопическим методом [8]. Частота образования спаек после миомэктомии, найденных при контрольной лапароскопии по данным разных авторов находится в диапазоне от 16,6% до 100% [11].
Эта проблема является особенно актуальной, так как развитие спаечного процесса приводит не только к ухудшению качества жизни больных из-за возникновения болевого синдрома, увеличения риска повторных операций, но и способствует развитию трубно – перитонеального бесплодия у пациенток репродуктивного возраста. В структуре женского бесплодия частота перитонеальных форм варьирует в пределах – от 9,2 до 34% [3]. Это ставит перед хирургами актуальную проблему – предупреждение образования послеоперационных спаек.
Материалы и методы исследования
В качестве противоспаечного средства нами предложена и применена антиадгезивная смесь, состоящая из полиглюкина, гепарина и дексаметазона. Данная смесь сочетает в себе противоспаечный эффект полиглюкина, основанный на гидрофлотации, действие гепарина, влияющего на гуморальное звено адгезиогенеза, и дексаметазона, повышающего активность коллагеназы и распад новообразованного коллагена [1, 7, 9].
Отечественными производителями, в качестве противоспаечного средства, был предложен противо-спаечный препарат «Мезогель», разработанный на основе карбоксиметиллцелюлозы. В опытах на животных (доклинические исследования) и при применении на людях (клинические исследования) установлено, что метилцел-люлоза нетоксична даже при длительном введении и не влияет на иммунологическую реактивность организма [4, 10]. Результаты микробиологических исследований показали, что гель метилцеллюлозы не способствует росту и размножению микроорганизмов. Противоспаечная активность «Мезогеля» основана на «принципе скольжения». Этот препарат вызывает расслоение и скольжение относительно друг друга участков поврежденных тканей, предупреждая на время реэпитализации их слипание за счет своей вязкости [2].
Целью нашего исследования явилось создание протокола использования и оценки эффективности двух противоспаечных барьеров: антиадгезивной смеси, состоящей из полиглюкина, гепарина и дексаметазона и препарата «Мезогель».
В отделении гинекологии ФГУ «НМХЦ им. Пирогова» Росздрава за период с 2005 по 2008 г. выполнено 106 миомэктомий у пациенток репродуктивного возраста. Из них у 89 (83,9%) миомэктомия была произведена лапароскопическим способом и у 17 (16,1%) пациенток – лапаротомным доступом. Возраст пациенток варьировал в пределах от 23 до 44 лет. У 24 (22,6%) пациенток миома матки сочеталась со спаечной болезнью малого таза. У 41 (38,7%) пациентки миома матки сопровождалась бесплодием.
30 (28,3%) пациенткам для профилактики спаечной болезни интраоперационно на завершающем этапе операции в малый таз вводился противоспаечный препарат «Мезогель». Антиадгезивная смесь была использована у 30 (28,3%) пациенток. В 51 (85%) случае препараты вводились интраоперационно – на завершающем этапе операции, и в 9 (15%) случаях, потребовавших дренирования брюшной полости – перед удалением дренажа. 46 (43,4%) пациенткам (группа контроля) профилактика спаечного процесса не проводилась. В послеоперационном периоде выполнялась ранняя активизация больных, физиотерапия. Осложнений при применении антиадгезивной смеси и препарата «Мезогель» не отмечено. Перистальтика кишечника восстанавливалась в первые сутки.
Обсуждение результатов исследования
Изучение основных лабораторных параметров показало, что на 1 сутки после операции у всех пациенток наблюдался достоверный рост уровня лейкоцитов и СОЭ (по сравнению с дооперационными значениями), при этом послеоперационные распределения этих параметров в основных и контрольной группах также практически не различались. У пациенток с повышенным лейкоцитозом нормализация этого показателя наблюдалась к 4-м суткам после операции, нормализация уровня СОЭ происходила медленней – к 7-м суткам. Достоверного изменения количества эозинофилов в периферической крови у послеоперационных больных во всех группах не отмечено.
Аллергических реакций на введение противоспаеч-ных препаратов не наблюдалось. Большой интерес вызвало изучение определение биодеградации противоспа-ечных средств при ультразвуковом исследовании. Однако, антиадгезивная смесь и «Мезогель» не визуализировались даже при направленном (прицельном) УЗИ исследовании на 5-6 сутки. При этом фиксировались изменения, характерные для определенных суток послеоперационного периода (наличие шовного материала, отек). У обследованных нами больных случаев осумкования жидкости в брюшной полости, потребовавших дренирования под УЗИ – наведением, не было.
Сроки отдаленного наблюдения за пациентками составили от 7 до 36 месяцев. Оценка проводилась по диагностическому алгоритму, который включал оценку качества жизни с использованием опросника SF-36, оценку репродуктивной функции пациенток, гистеро-сальпинграфию.
Всем пациенткам в период с 6 до 9 месяцев после оперативного вмешательства была произведена оценка качества жизни с использованием опросника SF-36. В контрольной группе было выявлено снижение качества жизни по сравнению с исследуемыми группами, что в большей степени коррелировало с физическим компонентом здоровья.
Табл. 1. Результаты гистеросальпингографии
Проходимость маточных труб |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
Проходима одна маточная труба |
4 |
13,3 |
2 |
6,7 |
13 |
28,3 |
Проходимы обе маточные трубы |
24 |
80 |
26 |
86,7 |
27 |
58,7 |
Трубы непроходимы |
2 |
6,7 |
2 |
6,7 |
6 |
13,0 |
Через 6–8 месяцев после оперативного лечения всем пациенткам обследуемых групп была выполнена гисте-росальпингография, результаты которой представлены в таблице 1.
Частота непроходимости маточных труб после миомэктомии с применением антиадгезивной смеси составила 20%, с применением препарата «Мезогель» – 13,3%, что статистически значимо ниже, чем при оперативном вмешательстве без профилактики спаечной болезни (41,3%). Эти данные свидетельствуют об эффективности противоспаечной смеси и препарата «Мезогель» по сравнению с группой контроля.
Оценивая результаты восстановления фертильности у пациенток основных и контрольной групп, следует отметить, что в группе с применением антиадгезивной смеси из 12 пациенток с бесплодием беременность наступила у 4 (33,3%), в группе с применением препарата «Мезогель» из 12 женщин с бесплодием беременность наступила у 5 (41,7%), а в группе контроля из 17 пациенток беременность наступила у 3 (17,6%).
Заключение
Таким образом, антиадгезивная смесь и препарат «Мезогель» являются эффективными противоспаеч-ными средствами, способствующими улучшению результатов проведения органосберегающих оперативных вмешательств и улучшению репродуктивного прогноза. Эффективность официнального препарата «Мезогель» несколько выше, по сравнению с антиадгезивной смесью. Использование его в практической деятельности более удобно, без каких-либо аллергических и гнойно-воспалительных осложнений.
Список литературы Применение противоспаечных барьеров при миомэктомии у женщин репродуктивного возраста
- Женчевский Р.А. Спаечная болезнь. -М., 1989. -С. 191.
- Коновалов А.К. Снижение операционного риска лапароскопического лечения спаечной болезни у детей//Лапароскопическая хирургия: Материалы междунар. симп. -М. -1994. -С. 105-106.
- Кулаков В.И., Корнеева И.Е. Современные подходы к диагностике и лечению женского бесплодия//Акушерство и гинекология. -2002. -№ 2.-С. 56-59.
- Bakkum E.A., von Blitterswij C.A., Dalmajer R.A. Semiguantitative raf model for intraperitoneal postoperative adhesion formation//Obstet. Invest. Gyneсol. -1994. -Vol. 37. -N 42. -P. 99-105.
- Buttram V.C., Reiter R.C. Uterine leomyomata: Etiology, symptomatology and management.//Fertil. Steril. -Vol. 36. -P. 433-445.
- Cohen B.M. Management of myomata.//J. Amer. Assoc. of Gynecol. Laparosc. -1996. -Vol. 3. -N 4. -P. 122-126.
- DiZerega G.S. Biochemical events in peritoneal tissue repair/G.S. DiZerega//Eur. J. Surg. -1997. -Vol. 577. -P. 10-16.
- Friedman A.J. et al. Recurrence of myomas after myomectomy in women pretreated with leuprolide acetate depot or placebo.//Fertil. Steril. -1992. -Vol. 58. -Р. 205-208.
- Fukasawa M. Inhibitions of postsurgical adhesions in a standardized rabbit model: 2 Intraperitoneal treatment with heparin/Fukasawa M., Girdis W., DiZerega Y.S.//Int. J. Fertil. -1991. -Vol. 36. -N 5. -P. 296-301.
- Huikari A. Effect of heat sterilization on the viscosity of methylcellulose solutions//Acta Pharm. Fenn. -1986. -Vol. 95. -N 2. -P. 9-13.
- Jansen R.P. Early laparoscopy after pelvic operations to prevent adhesions, safety and efficacy//Fertil. Steril. -1988. -Vol. 49. -Р. 26.