Применение ремоделирования двигательного акта и мануальной терапии при плечелопаточном периартрозе

Автор: Губанов Вячеслав Вячеславович, Лайшева Ольга Арленовна, Ерин Владислав Николаевич, Митраков Николай Николаевич

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Травматология и ортопедия

Статья в выпуске: 1 т.6, 2010 года.

Бесплатный доступ

Целью исследования являлась разработка методики, позволяющей сократить сроки и возможные осложнения лечения плечелопаточного периартроза. Под наблюдением находились 30 пациентов с различными нозологическими единицами заболевания. В группу сравнения вошли 50 пациентов, сопоставимых с основной группой по возрастным, половым и нозологическим критериям (по данным амбулаторных карт). Лечение проводилось методами мануальной терапии и ремоделирования двигательного акта («Способ лечения плечелопаточного периартроза», заявка № 2008121144, приор. от 26.05.08). Данный способ оказался высоко эффективным при простом тендините и может использоваться в качестве монотерапии

Еще

Лечебная физкультура, мануальная терапия, плечелопаточный периартроз

Короткий адрес: https://sciup.org/14917032

IDR: 14917032

Текст научной статьи Применение ремоделирования двигательного акта и мануальной терапии при плечелопаточном периартрозе

1Введение. Повышение эффективности лечения заболеваний опорно-двигательной системы в настоящее время остается актуальной проблемой практического здравоохранения. Длительное пребывание в вынужденном рабочем положении приводит к проявлениям гиподинамии различных двигательных сегментов и слабости капсульно-связочного аппарата, фиксирующего данный сегмент, что, в свою очередь, приводит к перегрузкам капсульно-суставного комплекса и микротравматизации периартикулярных и паракапсулярных тканей. Возникающие дегенеративные изменения выражаются хроническими вялотекущими или острыми алгическими проявлениями.

Одним из часто встречающихся полиэтиопатоге-нетических заболеваний, характеризующихся стойкими дегенеративными изменениями паракапсулярных тканей с разнообразными клиническими проявлениями в области плечевого сустава, является синдром плечелопаточного периартроза.

Плечелопаточный периартроз как самостоятельная нозологическая форма не значится в Международной классификации болезней (МКБ-10), однако фигурирует в ней как болезнь (или синдром) Дюплея, «замороженное» или «замерзшее» плечо [1, 2, 3].

В настоящее время единой классификации, теории этиологии и патогенеза, схемы лечения данного заболевания не существует, при этом среди всех заболеваний плечевого сустава плечелопаточный

410015 г. Саратов, ул. Орджоникидзе 13/2, кв.83,

Тел.: 8-927-153-74-16;

периартроз составляет 80-85%, а в структуре инвалидности от 5 до 7% заболеваний с выраженным болевым синдромом и различной степенью ограничения подвижности сустава [4, 5]. На 1000 взрослого населения приходится 4-6 впервые зарегистрированных случаев заболевания плечелопаточным периартрозом лиц в возрасте 40-45 лет и 8-10 — в возрасте 50-65 лет [4, 5].

Длительность течения заболевания, даже при адекватном медикаментозном лечении, может составить более 2 месяцев. Нарушение тактики лечения может привести к прогрессированию заболевания с последующей заинтересованностью локтевого и лучезапястного суставов или возникновением фиброзной контрактуры, тем самым, осложняя проводимое лечение [2, 4, 6, 7, 8].

Из терапевтических и малоинвазивных методов лечения используются рекомендации общего характера: ограничение нагрузки на заинтересованный плечевой сустав, ЛФК, массаж, мануальная терапия, физиотерапия, внутрисуставное введение кортикостероидов, лекарственная и пневмо - деструкция миофасциальных триггерных пунктов заинтересованных мышц [2, 3, 6, 7, 8, 9]. Однако даже тщательно подобранная комплексная методика лечения зачастую может снять острую симптоматику на относительно короткий промежуток времени.

Целью исследования явилась разработка методики, позволяющей сократить сроки и возможные осложнения лечения плечелопаточного периартроза.

Методы. Под нашим наблюдением находились 30 пациентов (5 женщин в возрасте от 30 до 50 лет и 25 мужчин в возрасте от 27 до 55 лет) с тендинитом мышц вращательной манжеты (6 мужчин), тендинитом двуглавой мышцы плеча (2 женщины и 4 мужчины), кальцифицирующим тендинитом (1 женщина и 3 мужчины), частичным разрывом сухожилий мышц области плечевого сустава (1 женщина и 2 мужчин), импиджмент синдромом (1 женщина и 10 мужчин). В группу сравнения вошли 50 пациентов, сопоставимых с основной группой по возрастным, половым и нозологическим критериям (по данным амбулаторных карт).

Методика лечебного воздействия заключается в использовании приёмов мануальной терапии (на шейном и грудном отделах позвоночника, акромиальноключичном суставе) [3] и метода ремоделирования двигательного акта [10], позволяющих купировать болевой синдром и восстанавливать подвижность в плечевом суставе при тендините мышц плечевого пояса (приоритетная справка на «Способ лечения плечелопаточного периартроза» № 2008121144 от 26.05.08).

Способ осуществляли следующим образом. Проводили сеанс мануальной терапии на ребернопозвоночных сочленениях, шейно-грудном переходе, атланто-окципитальном и атланто-аксиальном сочленениях [1, 2, 3]. Затем путем осуществления пассивных движений в плечевом суставе во всех плоскостях выявляли наличие ограничения подвижности, связанное с гипертонусом мышц. После этого приступали к растягиванию вдоль оси мышечных волокон мышц-антагонистов, находящихся в состоянии покоя, за точки их прикрепления на кости в следующей последовательности: ротация, сгибание-разгибание, отведение-приведение. Повторяли растяжение мышц-антагонистов 3-5 раз за процедуру. Следующим этапом приступали к растягиванию в движении мышц-антагонистов вдоль мышечных волокон в направлениях, противоположных тем, в которых ощущается «болевой синдром», поочерёдно в следующей последовательности: ротация, сгибание-разгибание, отведение-приведение во всех плоскостях движений плечевого сустава 3-5 раз за процедуру.

Результаты. Разработанная нами методика оказалась высоко эффективной при простом тендините и может использоваться в качестве монотерапии. Оказалось достаточным проведение 1-2 сеансов, чтобы в течение 3-х дней с момента начала лечения полностью купировать болевой синдром, а полный объём движений в суставе восстановить в течение 6-7 дней.

Следует отметить, что при частичном разрыве сухожилий мышц области плечевого сустава в течение 3-х дней с момента проведения лечения удалось полностью купировать болевой синдром.

Данный метод мало эффективен при простом тендините мышц плечевого сустава, осложненном грыжей диска позвоночно-двигательного сегмента С3-С4, С4-С5, С5-С6. В этих случаях болевой синдром купировался на 40-50% от изначальной выраженности в течение 4-5 дней, при этом объём движений в плечевом суставе оставался по-прежнему ограниченным. Метод оказался не эффективен при калькулёзном тендините.

При простом тендините, осложненном туннельной плексопатией плечевого сплетения, при синдромах передней лестничной и большой грудной мышц необходимо проведение дополнительных сеансов.

Клинические примеры:

  • 1.    Больная К., 24 года. Диагноз: остеохондроз шейного отдела позвоночника. Плечелопаточный периартроз справа в стадии обострения. Жалобы на ноющие боли в области плечевого сустава справа, усиливающиеся при движении и в покое во время сна на правом боку. При осмотре выявлено, что активные движения болезненны. Пальпаторно: боль в проекции бугристости дельтовидной мышцы и большого бугорка плечевой кости. Рефлексы и чувствительность в верхних конечностях S=D=норма. При активном движении в плечевом суставе «с отягощением со стороны врача» выявлено ограничение в сторону внутренней ротации, сгибания и отведения, при этом были выбраны мышцы с гипертонусом: большая круглая, большая грудная (ключичная часть), дельтовидная (ключичная и средняя части), клювовидно-плечевая, двуглавая плеча, надостная. По отношению к этим мышцам определяли мышцы-антагонисты: подостную, малую круглую, большую круглую, дельтовидную (заднюю часть), широчайшую спины, трёхглавую плеча (длинную головку), большую грудную и клювовидно-плечевую. Так как одинаковые мышцы встречаются в обеих группах, то из перечня мышц-антагонистов были исключены большая грудная, большая круглая и клювовидно-плечевая. В результате остались подостная, малая круглая, дельтовидная (задняя часть) мышцы, широчайшая мышца спины и трёхглавая мышца плеча (длинная головка). Далее воздействовали на мышцы-антагонисты путём растяжения в покое за места прикрепления их к костям плечевого сустава (т.е. их сухожилия). Затем, в целях стимуляции нормализующей работы регуляторных системы, проводили растяжение мышцы в движении, но уже непосредственно за волокна мышцы.

Уже сразу после первого сеанса пациентка стала активно совершать движения в плечевом суставе, и боль, с её слов, купировалась от исходной на 80%. Через 3 дня пациентка отметила отсутствие боли в плечевом суставе и возможность осуществления движений в нем в полном объеме. Данный эффект наблюдали в течение года. Дополнительных физиотерапевтических или лекарственных лечебных мероприятий не применяли.

Инструментальные данные до лечения:

  • 1.    Электронейромиография — снижение сократительной способности задней части дельтовидной и большой грудной мышц (уровень биоактивности не более 80-100 мкВ);

  • 2.    Рентгенологические данные — признаки периартроза (разряжение верхушки большого бугорка плечевой кости и акромиона лопатки);

  • 3.    Ультразвуковая допплерография — снижение кровоснабжения конечности (снижение скорости кровотока по магистральным сосудам до 90% от нормы).

Инструментальные данные после лечения:

  • 1.    Электронейромиография — сократительная способность дельтовидной и большой грудной мышц в пределах нормы (уровень биоактивности 300 мкВ);

  • 2.    Рентгенологические данные — признаки периартроза (разряжение верхушки большого бугорка плечевой кости);

  • 3.    Ультразвуковая допплерография — восстановление скоростных показателей кровотока по магистральным сосудам;

  • 2.    Больной Д., 45 лет. Диагноз: остеохондроз шейного отдела позвоночника. Цервикалгия. Плечелопаточный периартроз слева, затяжное течение в стадии обострения. Жалобы на ноющие боли в шейном от-

  • деле позвоночника. Боли в левом плечевом суставе при пассивных движениях. Активные движения невозможны в связи с болями в области плеча (акромиальный отросток лопатки и наружный край лопатки). Болен в течение 6 месяцев. Лечился методом растирания и внутримышечным введением противовоспалительных лекарственных препаратов. При осмотре: рука на косыночной повязке. Пальпаторно боль в проекции акромиального отростка, наружного края лопатки и бугристости дельтовидной мышцы. Активные движения из-за боли невозможны. Пассивные движения болезненны при наружной ротации, сгибании и приведении.

Исходя из полученных данных, выделены мышцы с гипертонусом: подостная мышца, малая круглая мышца, большая грудная мышца (только ключичная часть), дельтовидная (ключичная часть), клювовидно-плечевая, двуглавая мышца плеча, большая грудная, большая круглая мышцы, трёхглавая мышца плеча (длинная головка). Определены мышцы-антагонисты: большая грудная, большая круглая, широчайшая спины, дельтовидная (задняя часть), трёхглавая плеча (длинная головка), дельтовидная (средняя часть), надостная. Учитывая наличие одноименных мышц в группе мышц с гипертонусом и среди мышц-антагонистов, из перечня мышц-антагонистов исключены большая грудная, большая круглая, трехглавая мышца плеча (длинная головка). В результате остались надостная, широчайшая спины, дельтовидная (задняя часть), дельтовидная (средняя часть) мышцы. Далее выполняли растяжение мышц-антагонистов, находящихся в состоянии покоя, за сухожилия в местах прикрепления их к костям плечевого сустава. Затем, в целях стимуляции нормализующей работы регуляторных систем проводили растяжение мышцы при движении плечевого сустава непосредственно за ее волокна.

Сразу после сеанса пациент отметил уменьшение болей до 30-40% от исходного состояния. Объём движений увеличился незначительно. Данный эффект пациент отмечал в течение двух последующих дней. На третий день болевые ощущения возникли с прежней интенсивностью. Больному проведена компьютерная томография дисков С4-С5-С6-С7 шейного отдела. Выявлены протрузии дисков С5-С6-С7 с интимным прилежанием к соответствующим корешкам справа. В связи с этим был проведен курс массажа, фонофореза гидрокортизона на шейный отдел и ЛФК. Одновременно использовался воротник Шанца. По окончании проведённого курса состояние пациента улучшилось: движения восстановились в полном объёме, болевой синдром купировался.

Инструментальные данные до лечения:

  • 1.    Электронейромиография — снижение сократительной способности передней части дельтовидной и большой грудной мышц (уровень биоактивности — 100 мкВ);

  • 2.    Рентгенологические данные — признаки периартроза (разряжение верхушки большого бугорка плечевой кости);

  • 3.    Ультразвуковая допплерография — снижение кровоснабжения конечности (снижение скорости кровотока по магистральным сосудам до 70% от нормы);

  • 4.    Компьютерная томография — дегенеративнодистрофические признаки поражения шейного отдела позвоночника. Протрузии дисков С567 с интимным прилежанием к соответствующим корешкам спинного мозга правой стороны.

Инструментальные данные после лечения:

  • 1.    Электронейромиография — сократительная способность дельтовидной и большой грудной мышц в пределах нормы (уровень биоактивности — 300 мкВ);

  • 2.    Рентгенологические данные — признаки периартроза (разряжение верхушки большого бугорка плечевой кости);

  • 3.    Ультразвуковая допплерография — восстановление скоростных показателей кровотока по магистральным сосудам;

  • 4.    Компьютерная томография — без изменений.

Заключение. Метод лечения плечелопаточного периартроза, основанный на ремоделировании двигательного акта в сочетании с мануальной терапией, позволяет уже после первых сеансов проводимой терапии уменьшить алгические проявления заболевания и восстановить полный объем движения в плечевом суставе. Однако данный эффект лечения наблюдается при строгом соблюдении показаний к применению метода.

Список литературы Применение ремоделирования двигательного акта и мануальной терапии при плечелопаточном периартрозе

  • Попелянский, Я.Ю. Ортопедическая неврология. Вертеброневрология. Руководство для врачей/Я.Ю. Попелянский. -Казань, 1997. -С. 120-140.
  • Иваничев, Г.А. Мануальная терапия мышечно-фасциально-скелетной боли/Г.А. Иваничев. -Казань, 1999. -64 с.
  • Ситель, А.Б. Мануальная терапия/А.Б. Ситель. -М., 2001. -С. 139-140.
  • Кузьменко, В.В. Лечение тяжелых форм плечелопаточного периартрита высокими проводниковыми блокадами плечевого сплетения/В.В. Кузьменко, А.В. Скороглядов//Новые решения актуальных проблем в травматологии и ортопедии. -М., 2001. -С. 103-105.
  • Степухович, С.В. Клинико-биохимические показатели и процессы перекисного окисления липидов у больных плече-лопаточным периартрозом как критерий диагностики и рациональной терапии заболевания: Автореф. дис.... канд. мед. наук/С.В. Степухович. -Саратов, 2007. -15 с.
  • Михайлов, В.П. Боль в спине: механизмы патогенеза и саногенеза/В.П. Михайлов. -Новосибирск, 1999. -208 с.
  • Петров, К.Б. Способ лечения миофасциальной болевых синдромов методом пневмодеструкции триггерных точек/К.Б. Петров//Медицина на рубеже веков: Сб. трудов, посвящ. 70-летнему юбил. многопроф. клинич. больницы № 2 г. Новокузнецка. -Новокузнецк, 1999. -С. 207-210.
  • Табеева, Г.Р. Фибромиальгия/Г.Р. Табеева, А.М. Вейн//Русский медицинский журнал. -1999. -Т. 7. -№ 9. -С. 36-41.
  • Арехтюк, Т.Ф. Миофасциальные болевые синдромы у лиц пожилого возраста: Автореф. дис.... канд. мед. наук/Т.Ф. Арехтюк. -Казань, 1998. -33 с.
  • Лайшева, О.А., Бажев, К.А., Кармазин, В.В., Киселев, Д.А., Николаева, М.А., Парастаев, С.А., Поляев, Б.А., Сергеенко, Е.Ю., Тохтиева, Н.В., Фрадкина, М.М. Патент изобретения РФ № 2006101736 от 24.01.2006 г. «Способ лечения больных детским церебральным параличом».
Еще
Статья научная