Применение внутритканевой интерферонотерапии в лечении длительно незаживающих ран у больных меланомой кожи
Автор: Пржедецкий Ю.В., Позднякова В.В., Захарова Н.А., Хохлова О.В., Пржедецкая В.Ю.
Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors
Рубрика: Меланома и опухоли кожи
Статья в выпуске: 3S1 т.9, 2019 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140249199
IDR: 140249199
Текст статьи Применение внутритканевой интерферонотерапии в лечении длительно незаживающих ран у больных меланомой кожи
36%, туловище — 16%. Всем пациентам было выполнено широкое иссечение опухоли кожи с пластикой дефекта полнослойным аутодермотрансплантатом. Площадь раневой поверхности составила от 8 до 20 см2. Критерием включения пациентов в исследование была длительность раневого процесса более 20 дней. Под критерии невключения в исследование попали пациенты с длительно незаживающими ранами сосудистого и эндокринного генеза при наличии соответствующей сопутствующей патологии. При отсутствии положительного эффекта от традиционного лечения в течении 20 суток применяли внутритканевую интерферонотерапию (ИФТ), в связи с чем были выделены 2 группы пациентов: основная группа — 37 человек, которым проводилось лечение длительно незаживающих ран с применением интерферонотерапии, и контрольная группа — 34 человека, которым продолжали традиционное лечение. Исследуемые группы были сопоставимы по возрасту, полу, площади раневой поверхности и длительности раневого процесса. Больным основной группы в 1, 4, 7, 10 и 13 дни лечения длительно незаживающей раны после обработки антисептиком (бетадин), равномерно в дно и вдоль краев раны, на глубину 10 мм, путем множественных инъекций вводили раствор альфа-интерферона в дозе 3 млн ЕД. Анализ результатов проводили по клиническим показателям течения раневого процесса и цитологическим данным. Цитологическое исследование с поверхности ран проводили до начала лечения, а также на 3, 10 и 14 сутки после начала лечения.
Результаты: Выявлены выраженные межгрупповые различия в клинических характеристиках течения раневого процесса. Так, сроки очищения раны (3,2±0,2 против 9,1±2,1 суток при р=0,007) и появления грануляций (5,4±0,3 против 12,1±2,5 суток при р=0,009) сократились в основной группе. Показана также разница между группами и по срокам окончательного заживления раны (14,7±2,2 против 34,4±6,3 суток при р=0,004). По результатам цитологического исследования на 3-и сутки в основной группе обнаружена картина выраженного снижения воспалительного процесса. После 10 суток от начала применения альфа-ин-терферона отмечалась положительная динамика течения раневого процесса, что выражалось в снижении количества лейкоцитов и лимфоцитов и возрастании количества клеток соединительной ткани и макрофагов. На 14 сутки после начала лечения в основной группе цитологическая картина отражает активацию репаративных процессов. При цитологическом исследовании в контрольной группе вышеописанные изменения происходят в более поздние сроки, что соответствует клинической картине течения раневого процесса.
Заключение: Внутритканевое применение альфа-интер-ферона для лечения длительно незаживающих послеоперационных ран больных меланомой кожи позволяет значительно сократить сроки заживления послеоперационной раны за счёт стимуляции местных иммунных реакций с последующим развитием активных грануляций и быстрой эпителизацией раны.
ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ
Российское общество клинической онкологии
MALIGNANT TUMOURS
Russian Society of Clinical Oncology