Принципы гражданского права России и Словакии: сравнительно-правовое исследование

Автор: Волос Алексей Александрович

Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy

Рубрика: Актуальные проблемы юридической науки и практики

Статья в выпуске: 1 (38), 2019 года.

Бесплатный доступ

Цель: Проведение комплексного сравнительно-правового исследования принципов гражданского права, их системы и практического применения в Словацкой Республике и Российской Федерации. Методология: Автором использовались различные общенаучные (анализ, синтез и др.) и специально-юридические методы. Результаты: В статье приводятся результаты проведенного автором комплексного сравнительно-правового исследования принципов гражданского права, их системы и практического применения в Словацкой Республике и Российской Федерации. Фрагментарный анализ позволил сделать ряд полезных выводов для российской цивилистики. В качестве основного вывода приводится тезис об актуальности отдельных методологических подходов к изучению принципов гражданского права в Словакии. Новизна/оригинальность/ценность: Предложены выводы, на основании которых возможно более глубокое понимание принципов российского гражданского права.

Еще

Принципы гражданского права, словакия, принцип равенства субъектов гражданского права, добросовестность, справедливость

Короткий адрес: https://sciup.org/140240635

IDR: 140240635

Текст научной статьи Принципы гражданского права России и Словакии: сравнительно-правовое исследование

Актуальность сравнительно-правового исследования принципов гражданского права различных стран неоспорима, так как результаты таких работ не только позволят сделать конкретные выводы о том, насколько схоже или различно представление о гражданском праве, правоприменение в разных государствах, но и по-новому осмыслить собственное отечественное законодательство. Обращение к иностранному опыту способно помочь разрешить какие-либо частные проблемы теории и практики, предложить пути совершенствования законодательства. Между тем главной задачей сравнительно-правового исследования видится более глубокое понимание отечественного права, в том числе и принципов гражданского права России.

Обращение именно к словацкому опыту развития гражданского законодательства вызвано многими обстоятельствами. Экономические процессы, происходящие в Словакии в последние десятилетия, плавный переход от плановой системы к рыночной экономике предопределили специфику частноправовых отношений. Подходы к решению поставленных перед словацким правом в связи с этим задач совмещают, с одной стороны, самобытность и верность местным традициям, а с другой – приверженность основам права Европейского Союза.

Поиск разумного сочетания фундаментальных основ отечественного правопорядка с необходимостью следования общемировым интеграционным процессам является одной из проблем развития российской цивилистики. Эта проблема непосредственно касается принципов гражданского права. При этом речь идет не только о самих принципах и их перечне, а в большей степени об их реализации в конкретных правоотношениях.

Подобные вопросы возникают, например, применительно к принципам свободы договора, добросовестности, юридического равенства сторон. Так, в соответствии с обязательными правовыми актами Европейского Союза Словакия признает и реализует на практике принципы свободы договора и добросовестности, подробно раскрывая их сущность, учитывая Принципы Европейского договорного права [12, с. 15, 18, 26]. Однако по некоторым принципиальным вопросам словацкие ученые отстаивают собственную позицию, если она в полной мере основана на особых традициях страны. Сказанное касается, в частности, возможности признания за однополым союзом статуса брака. Словацкие ученые и законодатель в данном случае занимают однозначную отрицательную позицию, даже если она будет противоречить общеевропейским тенденциям.

Вопросы принципов гражданского права России достаточно часто оказываются в центре внимания отечественных ученых. Объектом исследований выступают методология изучения [1], общие проблемы системы принципов гражданского права [2]. При этом, учитывая цель настоящей работы, связанную с проведением комплексного сравнительно-правового исследования принципов гражданского права России и Словакии, подробно проанализированы принципы гражданского права Словакии и сделаны выводы относительно соотношения цивилистических начал двух стран.

Словацкие авторы признают, что существуют различные мнения о природе, перечне, степени самостоятельности и интенсивности проявления принципов в различных отраслях частного права. При этом можно выделить наиболее важные принципы, которые в большей степени имманентны сущности частного права и реализуются не только в гражданском праве, но и в иных отраслях частного права (предпринимательском, семейном, трудовом, международном частном праве).

Система принципов частного права должна иметь основания, определенную единую цель, собственную постоянную внутреннюю структуру, горизонтальные и вертикальные связи отдельных принципов, обеспечивающих взаимность принципов и их способность действовать в качестве ценностных установок. Кроме того, все принципы частного права взаимосвязаны друг с другом, и, как правило, каждый из них включает в себя не одно, а несколько правил (подпринципов), которые «заполняют» пространство между различными руководящими принципами и обеспечивают связь между ними.

Методологические особенности исследования принципов частного права заключаются в необходимости раскрытия следующих вопросов: сущность принципов, их соотношение с другими явлениями (правовые ценности, нормы, методы правового регулирования), концепция принципов в аспектах естественного права и позитивизма, взаимосвязь принципов и основных прав человека, концепция правовых принципов как источника права в системе письменного права, функция принципов как критерий существования независимого системного правопорядка, функциональное применение принципов в системе правового регулирования, реализация принципов при их вступлении в противоречие с принципом верховенства права или каким-либо другим принципом [7, с. 76].

В учебной литературе Словакии отмечается, что основополагающими и общепризнанными принципами гражданского права являются принцип равенства участников гражданских отношений; принцип индивидуальной автономии (свободы воли); принцип «Все разрешено, что не запрещено»; принцип справедливости; принцип запрета на злоупотребление субъективными правами; принцип стабильности частного права; принцип профилактики [8, с. 14]. Некоторые из них требуют особой конкретизации и уточнения.

Относительно принципа равенства следует отметить, что одним из направлений развития словацкого права является постоянное совершенствование законодательства в сфере участия государства в гражданских отношениях. Цель правового регулирования таких отношений – создание механизма, при котором должностные лица в полной мере будут уделять внимание правовым и экономическим вопросам использования государственных средств. При этом необходимость совершенствования правового регулирования в данной сфере доказана научными исследованиями, показавшими, что должностные лица не всегда вели себя как «хороший экономист» и «добросовестный хозяин» [5].

Другое направление реализации принципа равенства: защита слабой стороны в гражданском правоотношении. Например, недавно словацкий законодатель принял Закон о краткосрочной аренде, который предоставил слабой стороне – арендатору жилых помещений – дополнительные права [6, с. 201].

Сегодня развитие частного права не только в государствах – членах Европейского союза, но и в наднациональном европейском праве имеет социально-либеральную направленность, в соот- ветствии с которой солидарность, защита более слабой стороны, социальная справедливость обогащают чистую «либеральную» модель договорных свобод в частном праве. Европейское договорное право развивается не только перед лицом свободы договора, но и под защитой более слабой стороны. Такой подход, в частности, применяется к дальнейшему развитию частного права в Европе [4, с. 169]. Показательно, что приведенное суждение делается на основании изучения в качестве системы принципов равенства и свободы в частных правоотношениях.

Другой принцип – принцип справедливости, и его значение неоднозначно. Традиционно он прямо в законе не предусмотрен, но раскрывается в других принципах, связанных с моральными требованиями (добросовестности, недопустимости злоупотребления правами и т. д.). Новый Гражданский кодекс Словакии вернулся к понятию «доброй совести». Ссылка на его использование появляется в Гражданском кодексе в различных контекстах и имеет общий характер. При этом конкретизация данного принципа происходит в судебных решениях. В частности, в одном из дел, рассмотренных в 2018 году, суд отметил, что не допускается чрезмерное влияние на потребителя, если оно значительно ухудшает или может значительно ухудшить свободу выбора товара [3].

Принцип стабильности частного права раскрывается в следующих подпринципах: неприкосновенность права собственности; принцип pacta sunt servanda; принцип, согласно которому субъекты частного права должны вести себя таким образом, чтобы не нарушать никаких юридических обязательств; защита добросовестных субъектов; запрет на ретроактивность. В отдельных источниках перечисленные начала рассматриваются в качестве самостоятельных принципов, а не подпринципов принципа стабильности [10, с. 20–21], что, как представляется, не меняет сути его понимания и возможностей реализации на практике.

В центре внимания словацких ученых находится и вопрос о разрешении противоречий между принципами гражданского права. Действительно, как поступить, если, например, в конкретной ситуации следует защитить права слабой стороны в правоотношении и реализовать принцип юридического равенства сторон, но это будет противоречить принципу свободы договора. Предлагается два возможных варианта решения проблемы.

Первый вариант предполагает необходимость определять положение применяемых принципов в их иерархической структуре. В этом смысле оба принципа, находящихся на одном уровне, противоречат друг другу в своем собственном смысле. Следует найти вышестоящий принцип, который разрешил бы данную ситуацию. Второй вариант требует умения различать гипотезы обоих принципов, поскольку эти два принципа обычно не отвечают одинаковой ситуации [7, с. 82].

Еще одно направление исследования принципов частного права в Словакии – изучение роли правовых начал для судебной практики. Правовые принципы расширяют возможности правовой аргументации, позволяют найти решение вопросов, на которые не дают ответа классические методы разрешения юридических казусов, помогают преодолеть пробелы в законе, адекватно применить неправовые социальные регуляторы (например, мораль, обычаи).

Принципы права – это инструменты права, которые являются отправной точкой для решения сложных дел [9]. В частности, принцип добросовестности используется судами для разрешения дел, связанных со спорами, вытекающими из кредитных договоров. Учитывается, насколько действия кредиторов соответствуют данному принципу, например в вопросах предоставления информации потребителям [11, с. 36–44].

Проведенное сравнительно-правовое исследование принципов гражданского права России и Словакии позволяет сделать определенные выводы. Следует остановиться на тех из них, которые, во-первых, могут оказаться полезными для российской теории, а, во-вторых, проиллюстрируют различие в цивилистических принципах двух страх.

Во-первых, в перечень принципов гражданского права Словакии доктрина включается категории, которые не рассматриваются в качестве принципов в России (профилактики, запрета на ретроактивность). При этом есть некоторые сомнения, что данные категории отвечают сущности термина «принцип» как основополагающего начала.

Во-вторых, согласно традиционному представлению ученых и практиков, в перечень принципов гражданского права Словакии входят не только частноправовые начала, но и общеправовые категории (принципы справедливости, «всё разрешено, что не запрещено» и др.). Такое понимание системы принципов полезно в правотворческой деятельности, однако может ввести в заблуждение о принадлежности указанных начал только частному праву. Более того, смешение общеправовых и отраслевых принципов граж- данского права может привести к нарушению системного представления о них. В итоге можно сказать, что принципы гражданского права как система в большей степени устоялись в России, чем в Словакии.

В-третьих, методологические аспекты исследования принципов гражданского права в России и Словакии в целом похожи. При этом словацкие ученые большое внимание уделяют некоторым вопросам, которые российской цивилистикой, к сожалению, раскрыты фрагментарно. Например, в чем отличие природы принципов с точки зрения естественного права, позитивизма, других школ права; какова реализация принципов при их вступлении в противоречие с принципом верховенства права или каким-либо другим принципом. Эти и другие вопросы должны быть в центре внимания цивилистической принципологии в России, предопределить особенности ее дальнейшей методологии.

В-четвертых, принципы гражданского права Словакии рассматриваются учеными-цивилистами и юристами-практиками как практически ориентированные категории, которые должны всегда учитываться и использоваться судами. В России традиционно несколько иное представление о принципах права, которые применяются судами лишь в редких случаях, в основном судами высших инстанций. Полагаем, что опыт европейских коллег по правоприменительной ориентации принципов гражданского права следует поддержать.

В-пятых, словацкие коллеги изучают принципы гражданского права через призму принципов права частного. Презюмируется единство принципов гражданского, предпринимательского, семейного, трудового, международного частного права. Для российской действительности указанный опыт следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, необходимы научные исследования межотраслевых связей принципов гражданского права и иных отраслей частного права. С другой стороны, не следует забывать особенности российского права, которое, в отличие от права стран Европы, традиционно обособляет семейное и трудовое право.

Понимание принципов гражданского права словацкими учеными, отдельные аспекты методологии их исследования, а также опыт реализации частноправовых начал на практике может быть учтен в дальнейших работах по принципам гражданского права России, в правотворческой деятельности, а также при реализации принципов в судебной практике.

Список литературы Принципы гражданского права России и Словакии: сравнительно-правовое исследование

  • Комиссарова Е.Г. Роль методологии в исследовании принципов гражданского права//Современное право. 2010. № 3. С. 37-41.
  • Кузнецова О.А. Нормы-принципы российского гражданского права. М.: Статут, 2006.
  • Сайт судебных решений Словацкой республики . URL: https://www.judikaty.info.
  • Barancová Helena. Zásada slobody a rovnosti v pracovnom prave//Základné zásady súkromného práva v zjednotenej Európe. Bratislava: Iura edition, 2007. S. 169-202.
  • Dobrovodský R. Právno-filozofické a spoločenské pozadie právnej úpravy povinne zverejňovaných zmlúv na Slovensku . URL: http://www.unia-miest.sk/assets/File.ashx?id_org=600175&id_dokumenty=3919.
  • Dulaková D., Dulak A. Dvojkoľajnosť právnej úpravy nájmu bytu po prijatí zákona č. 98/2014 Z. z. o krátkodobom nájme bytu a všeobecné prejavy diskriminácie v právnej úprave nájmu bytu//Diskriminácia v zmluvnom práve. Trnava, 2015. S. 201-212.
  • Hurdík Jan. K systému zásad soukromého práva//Základné zásady súkromného práva v zjednotenej Európe. Bratislava: Iura edition, 2007. S. 73-89.
  • Lazar J a kolektív. Obcianske pravo hmotne. Brati-slava, 2018. T. 1.
  • PRÁVNE PRINCÍPY [Электронный ресурс]. URL: http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=PR%C3%81 VNE%20PRINC%C3%8DPY%20(%E2%80%9Emravnost%20a%20pr%C3%A1vo%20jsou%20matka%20a%20dcera%E2%80%9C%201)&source=web&cd=1&ved=2ahUKEwjSpf66797fAhVys3EKHUNqAU8QFjAAegQIABAC&url=https%3A%2F%2Fwww.ja-sr.sk%2Ffiles%2FPravne_principy_vyber.pdf&usg=AOvVaw2ZzzHOmYfehixDlty70hQC.
  • Jančo M. Introduction to Slovak Civil Law. Plzen, 2010.
  • Jančo M. Význam dobrej viery v súkromnom prá-ve//Bulletin slovenskej advokácie. 2009. № 7-8. S. 36-44.
  • Princípy Európskeho zmulvného prva. Iura edution, 2009.
Еще
Статья научная