Принципы правотворческого процесса
Автор: Лютиков Э.Г.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Статья в выпуске: 1, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14931134
IDR: 14931134
Текст статьи Принципы правотворческого процесса
Особое значение для правотворчества имеют принципы, в соответствии с которыми оно осуществляется. В учебной литературе по теории государства и права называются следующие принципы:
народный характер правотворчества;
демократизм правотворчества;
научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой;
законность правотворчества.
Профессор М.Н. Марченко вносит свои уточнения и дополнения в этот перечень. В частности, принцип законности дополняется конституционностью, что обеспечено существованием в нашем государстве конституционной юстиции, института конституционного контроля. Помимо этого называются принципы гуманизма, профессионализма, постоянного технического совершенства принимаемых актов.
Соглашаясь в целом с приведенным перечнем, следует высказать некоторые соображения. Представляется нецелесообразным обособление таких одинаковых по существу принципов, как демократизм и народный характер правотворчества, поскольку их сущность раскрывается посредством описания различных форм и способов участия широких слоев населения, различных социальных групп в осуществлении власти, в формировании государственных органов, правотворческом процессе. Поэтому мы разделяем мнение профессора М.Н. Марченко, обосновавшего один общий принцип демократизма.
Здесь уместно воспроизвести и принципы, такие как:
принцип смысловой однозначности;
принцип объективной обоснованности;
принцип модальной сбалансированности, которые уже нашли свое обоснование в юридической литературе.
Помимо этого в современной практике и правовом регулировании правотворческого процесса на региональном уровне привлекает внимание еще целый ряд узловых положений, которые, на наш взгляд, заслуживают быть признанными в качестве принципов правотворческой деятельности. В их числе:
принцип системности и соподчиненности, который может быть распространен, во-первых, на процессуальные действия, совершаемые в ходе правотворческой деятельности, во-вторых, на принимаемые при ее осуществлении нормативные правовые акты;
принцип планирования и программного обеспечения, в соответствии с которым разрабатываются планы нормотворческой деятельности конкретных органов власти, а также программы правового обеспечения конкретных государственно-политических мероприятий, акций, кампаний федерального и регионального масштабов. Эти программы могут носить общепрогностический, гипотетический и конкретно-предметный характер;
принцип финансового обеспечения и материальной достаточности, который является необходимой гарантией реальности принимаемых нормативных правовых актов;
принцип недопустимости правоограничений на основе неопубликованных нормативно-правовых актов, который сформулирован в ст. 45 Закона Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» от 6 июня 1995 г., а в полном объеме вытекает из смысла ст. 15 Конституции Российской Федерации;
принцип гарантированности и властной обеспеченности.
И, наконец, еще один, уже общепризнанный, принцип - примата норм международного права, без которого правотворческая деятельность не может быть признана отвечающей международным стандартам.
Вышеназванные принципы являются весьма значительными для всего правотворческого процесса и должны, следовательно, получить свое развитие и применение на законодательном уровне.