Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве зарубежных стран

Автор: Подройкина Инна Андреевна, Сафонова Анастасия Михайловна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 2, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье проанализировано законодательство зарубежных государств, которое затрагивает вопросы применения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние и имеющих психические расстройства. Дана краткая характеристика российского законодательства, а также рассмотрено законодательство Франции, Китая, Италии, Германии, Испании и Австрии. Цель работы заключается в сравнительно-правовом анализе законодательства разных стран для выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации. В ходе исследования использовались теоретические методы, такие как аналогия и синтез, юридические методы - обобщение и сравнение, а также общенаучный метод системного анализа. Авторами делается вывод о том, что российскому законодателю необходимо сделать акцент на совершенствование принудительных мер медицинского характера с учетом опыта зарубежных стран, в частности, рассмотреть вопрос о возможности переименования их в меры безопасности; расширить круг лиц, которым могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, а также установить сроки их применения.

Еще

Уголовное право, иные меры уголовно-правового характера, принудительные меры медицинского характера, меры безопасности, применение принудительных мер медицинского характера, уголовное законодательство, российское законодательство, законодательство зарубежных стран, наказание, невменяемость

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/149147377

IDR: 149147377   |   DOI: 10.24158/tipor.2025.2.22

Текст научной статьи Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве зарубежных стран

Принудительные меры медицинского характера всегда оставались изученными не в полном объеме и вызывали интерес в научном сообществе как в России, так и за рубежом. Все государства, где существуют принудительные меры медицинского характера, представляют их различным образом, что вызвано наличием юридических и медицинских составляющих. Специфическая природа принудительных мер медицинского характера вызывает множество дискуссий относительно их регламентации и содержания.

Необходимость исследования указанной темы вызвана рядом причин. В обществе есть потребность в изменении качества и успешности функционирования положений уголовного законодательства в части обеспечения безопасных условий жизни граждан в случаях, когда общественно опасные деяния совершаются лицами, имеющими психические заболевания. Существует необходимость переработки некоторых положений закона, затрагивающих вопросы, связанные с назначением принудительных мер медицинского характера. Учитывая вышеизложенное, целесообразно проанализировать зарубежное законодательство в области применения принудительных мер медицинского характера.

Под принудительными мерами медицинского характера необходимо понимать специальные средства, которые применяются в принудительном порядке по решению суда в отношении лиц, которые совершили общественно опасные деяния и имеют психические заболевания1.

В Российской Федерации принудительные меры медицинского характера могут быть назначены в целях излечения, улучшения психического здоровья лиц, имеющих психические расстройства, а также в целях превенции повторных общественно опасных деяний с их стороны.

Законодательство Российской Федерации предусматривает ограниченный перечень лиц, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера. Так, согласно статье 97 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)2, они могут быть назначены:

  • –    лицам, которые совершили преступные деяния в состоянии невменяемости;

  • –    лицам, у которых после совершения преступного деяния развилось психическое расстройство, препятствующее назначению/исполнению наказания;

  • –    лицам, которые совершили преступное деяние, а также имеют психическое расстройство, не исключающее вменяемости;

  • –    лицам, которые в возрасте 18 лет совершили преступное деяние против половой неприкосновенности лица, которое не достигло возраста 14 лет, а также имеют психическое отклонение сексуального характера, не исключающее вменяемости.

Ограниченный перечень лиц, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера, имеет как положительные, так и отрицательные черты. Так, ограниченность позволяет сохранять четкость в юридическом аспекте, а также сокращает возможность неверного применения принудительных мер медицинского характера (Подройкина, Цуприкова, 2020: 116). Если рассматривать ограниченность в отрицательном контексте, то здесь уместно затронуть проблему профилактики и предупреждения девиантного поведения, что негативно сказывается на эффективности деятельности государства в указанной области.

  • С татья 99 УК РФ закрепляет виды принудительных мер медицинского характера. Их отличие заключается в условиях отбывания, а также в типах тех медицинских организаций, в которых они применяются.

Характеризуя законодательство Российской Федерации, можно отметить, что законодатель сохраняет уголовную ответственность даже для тех лиц, которые имеют психические расстройства, но их глубина и влияние на способность осознавать и руководить своими действиями, не достигает того уровня, чтобы признать лицо невменяемым (Подройкина, 2019: 295).

Анализ зарубежного опыта демонстрирует, что в большинстве государств отсутствует понятие «принудительные меры медицинского характера», их законодательство предусматривает более широкое определение – «меры безопасности». Такие меры могут назначаться как в отношении лиц, имеющих различные психические отклонения, так и в отношении тех, кто имеет зависимости (алкогольную, наркотическую) или представляет опасность по иным обстоятельствам.

Рассмотрим законодательство Франции в сфере применения мер безопасности (принудительных мер медицинского характера). Основания для применения мер безопасности, а также смягчения уголовной ответственности регулируются главой 2 Уголовного кодекса Франции (далее – УК Франции)3. Статья 122-1 УК Франции гласит, что лица, совершившие общественно опасное деяние и имеющие психические отклонения, которые не позволяют управлять своими действиями, не могут привлекаться к уголовной ответственности. Также в данной статье закрепляется возможность привлечения лица к уголовной ответственности в случае, если оно при наличии психического отклонения, частично снижающего способность управлять своими действиями, совершило общественно опасное деяние. Однако при назначении наказания суд должен учитывать соответствующее состояние лица. Согласно абзацу 2 статьи 122-1 УК Франции, не будет освобождено от уголовной ответственности лицо, которое совершило общественно опасное деяние и имело психическое помутнение, вызванное алкогольным или наркотическим опьянением.

В качестве особенностей применения мер безопасности во Франции можно отметить (Савин, 2019: 119):

  • 1.    Большой перечень мер безопасности, их гибкость. К мерам безопасности во Франции относят ограничения, которые касаются контактов с определенными гражданами, запреты на вождение транспорта, владение оружием, пребывание в определенных местах и осуществление определенной деятельности. Подобная свобода позволяет судам более точно применять меры безопасности, учитывая характер преступного деяния, психическое состояние конкретного лица.

  • 2.    Временные критерии. Французское законодательство предусматривает временные ограничения в отношении возможности применения мер безопасности (преступные деяния небольшой и средней тяжести – не более 10 лет, тяжкие и особо тяжкие – не более 20 лет). Это дает возможность избежать нецелесообразного, чересчур длительного применения мер безопасности.

  • 3.    Перечень лиц, к которым возможно применить меры безопасности. Во Франции такие меры могут применяться не только к лицам, которые имеют психические отклонения, но и к тем, кто представляет опасность для общества. Подобный набор мер имеет универсальный характер.

Необычна позиция китайского законодателя в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния и имеющих психические расстройства. Согласно уголовному законодательству Китая, лица, которые имеют психические расстройства, могут быть привлечены к уголовной ответственности за последствия, которые были образованы в результате совершения преступного деяния, при условии, что способность осознания и руководства своими действиями сохранялась, но не в полной мере (статья 18 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики (далее – УК КНР))1. Соответствующее состояние должно быть установлено экспертизой. Такие категории лиц должны быть подконтрольны своей семье, в некоторых случаях они переходят под опеку государства или на лечение.

Также в соответствии с указанной статьей лица, которые совершили преступное деяние и имеют психические отклонения, однако сохраняют контроль над своими действиями, подвергаются уголовной ответственности, но она смягчается. Согласно статье 19 УК КНР, лицам, имеющим проблемы со слухом или зрением, назначаются более мягкие наказания, в некоторых случаях их вообще освобождают от уголовной ответственности.

Важно подметить, что уголовное законодательство Китая не содержит положений, регулирующих принудительные меры медицинского характера. Есть только положения, указывающие, что лица, которые имеют дефекты, связанные со слухом, зрением и речью, могут претендовать на оказание юридической помощи через суд, а также не может являться свидетелем лицо, которое не способно осуществлять мыслительный процесс в силу наличия проблем, связанных с физиологией или душой.

В Уголовном кодексе Италии (далее – УК Италии) предусмотрено несколько типов лиц, которые могут быть признаны невменяемыми2:

  • 1.    Лица, которые имеют психические отклонения (статьи 88, 89 УК Италии).

  • 2.    Лица, имеющие проблемы со слухом (глухонемые) и не имеющие возможности в полном объеме оценивать свои общественно опасные деяния в силу наличия дефекта (статья 96 УК Италии).

  • 3.    Лица, находящиеся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) в силу непредвиденных обстоятельств (статья 91 УК Италии).

Стоит подчеркнуть, что лица, которые совершили общественно опасное деяние и не способны осознать его, не будут привлекаться к уголовной ответственности. Также в законодательстве Италии существует такое понятие, как «сниженная вменяемость» (Полубинская, 2022: 120). При наличии сниженной вменяемости лицо должно нести уголовную ответственность.

В соответствии с уголовным законодательством Италии не подлежат уголовной ответственности лица, которые имеют дефекты со слухом, однако меры безопасности все равно будут применены. Не могут быть привлечены к уголовной ответственности и лица, находящиеся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического) в силу непредвиденных обстоятельств, но только в случае, если они утратили возможность оценивать свои деяния. Если же лицо привлекается к ответственности, то при назначении ему наказания допускается его снижение, при условии наличия ограниченной возможности оценивать свои деяния, когда опьянение связано с непредвиденными обстоятельствами. В случаях, когда лицо находится в состоянии опьянения по собственному желанию, подобная ситуация не исключает уголовной ответственности и последующего наказания. Наказание может быть усилено, если лицо ввело себя в состояние опьянения специально (статья 94 УК Италии). Лица, признанные невменяемыми или страдающие хроническим алкоголизмом, в обязательном порядке помещаются в специализированное учреждение (до 2-х лет).

Особенностью мер безопасности в Италии является то, что они могут быть назначены и к лицам, имеющим психические отклонения, и совершившим схожее с преступлением деяние.

Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия (далее – УК ФРГ)1 также не предусматривает возможность уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасное деяние и имеющих психические расстройства, глубокое расстройство сознания, снижение интеллекта или другое серьезное психическое расстройство, которое препятствует осознанию своих действий (параграф 20 УК ФРГ). Особенностью, присущей уголовному законодательству Италии, обладает и уголовное законодательство Германии2. К лицам, которые имеют психические отклонения и совершили схожее с преступлением деяние, применяются предупредительные меры. Лицо, которое совершило общественно опасное деяние в состоянии вменяемости и способное в дальнейшем совершить подобное деяние в силу своего состояния, суд может поместить в специализированное медицинское учреждение (параграф 63 УК ФРГ). Подобное решение может принять суд и насчет лица, имеющего проблемы с алкоголем, наркотиками и другим. Возможно и предупредительное заключение такого лица, однако чаще всего это применяется в отношении лиц, которые повторно совершают общественно опасные деяния. Существует такая мера безопасности, как запрет на профессию. Она активно применяется в отношении лиц, которые имеют постоянное желание пользоваться своими возможностями в силу наличия определенной профессии. Такое лицо достаточно часто совершает серьезные нарушения, связанные со своей профессиональной деятельностью (параграф 70 УК ФРГ).

В Уголовном кодексе Австрии (далее – УК Австрии)3 лицо, которое совершило общественно опасное деяние при наличии психического расстройства и не способное в полном объеме осознавать свои действия, является невиновным (статья 20 УК Австрии). Если же его способность осознавать свои действия снижена лишь частично, суд принимает данный факт в качестве обстоятельства, смягчающего наказание. Также предусматривается возможность назначения предупредительных мер, которые заключаются в помещении лица в психиатрическое учреждение, но только в том случае, если лицо, совершившее общественно опасное деяние, является недееспособным или ограниченно дееспособным (статья 63 УК Австрии). Также в лечебное учреждение помещаются лица, осужденные за совершение общественно опасного деяния, которые злоупотребляют алкоголем и наркотиками (статья 64 УК Австрии).

Уголовное законодательство Испании предусматривает возможность применения мер безопасности в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние и имеющих психические отклонения. Перечень мер безопасности закреплен в правиле 96 Уголовного кодекса Испании (далее – УК Испании)4 и подразделяется на две категории: меры безопасности, связанные с лишением свободы; меры безопасности, не связанные с лишением свободы. Первые включают в себя помещение в учреждения различного типа, а вторые – лишение профессиональных возможностей, права на управление транспортным средством, возможности пользоваться оружием, а также установление опеки над лицом. По уголовному законодательству Испании лица, совершившие общественно опасные деяния и имеющие алкогольное или наркотическое опьянение, направляются в специальные учреждения для реабилитации. Важно отметить, что законодательство Испании устанавливает определенные сроки для применения мер безопасности. Как правило, период лечения в медицинском учреждении не может превышать срока, который мог быть назначен в случае вменяемости лица.

В ходе проведенного анализа было выявлено следующее:

  • 1.    В уголовном законодательстве ряда зарубежных стран отсутствует понятие «принудительные меры медицинского характера», иностранные государства предпочитают термин «меры

  • 2.    Уголовное законодательство зарубежных стран выделяет в качестве субъекта, к которому могут быть применены меры безопасности, лиц, страдающих алкогольной, наркотической и другими зависимостями, совершивших общественно опасное деяние. К сожалению, российское законодательство с 2003 г. исключило данную категорию лиц, что является недостаточно обоснованным, особенно на фоне широкой наркотизации нашего населения.

  • 3.    Ряд зарубежных стран устанавливает сроки применения принудительных мер медицинского характера, что несвойственно российскому законодательству. В Российской Федерации предусмотрено лишь прохождение освидетельствования врачебной комиссией раз в полгода. Считаем, что установление четких временных периодов допустимого применения соответствующей меры позволит как-то контролировать длительность и целесообразность их использования.

  • 4.    Применение за рубежом иной терминологии позволяет законодателю к числу мер безопасности отнести не только принудительные меры медицинского характера, но и такие, как, например, запреты на вождение транспорта, владение оружием, контакты с определенными гражданами; помещение в приют и другие. Думается, что введение в отечественное законодательство иного терминологического аппарата расширит превентивные возможности действующего уголовного закона.

безопасности». Полагаем, что подобное наименование является более соответствующим содержанию изучаемых мер. Да, безусловно, в числе целей принудительных мер медицинского характера указаны излечение лица или улучшение его психического состояния. Но не стоит забывать, что обязательным условием их назначения является опасность, исходящая от лица, совершившего общественно опасное деяние. Соответственно, по сути, они представляют собой одну из мер безопасности.

В ходе проведенного анализа законодательного регулирования применения принудительных мер медицинского характера можно сделать вывод о том, что опыт зарубежных стран может быть весьма полезным для совершенствования российского законодательства в соответствующей области. Считаем, что при дальнейшей корректировке УК РФ целесообразным было бы учесть следующие положительные аспекты зарубежного законодательства: отнести принудительные меры медицинского характера к числу мер безопасности; установить предельные сроки применения принудительных мер медицинского характера; расширить перечень лиц, которым могут быть применены подобные меры, путем отнесения к их числу лиц, страдающих различными видами зависимости, например, алкогольной или наркотической.

Список литературы Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве зарубежных стран

  • Подройкина И.А. Принудительные меры медицинского характера: остались нерешенные проблемы // Уголовно-правовое воздействие и его роль в предупреждении преступности : сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2019. С. 295-297.
  • Подройкина И.А., Цуприкова И.Н. Назначение принудительных мер медицинского характера // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (38). С. 115-122.
  • Полубинская С.В. Правовое регулирование и организация исполнения принудительных медицинских мер, назначаемых лицам с психическими расстройствами, совершившим уголовно наказуемые деяния, в Англии, Нидерландах и Италии // Труды Института государства и права РАН. 2022. Т. 17, № 5. С. 199-222. https://doi.org/10.35427/2073-4522-2022-17-5-polubinskya.
  • Савин А.А. Принудительные меры медицинского характера в законодательстве ряда зарубежных стран: вопросы правового регулирования и исполнения // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 2 (51). С. 117-120.
Статья научная