Приоритетные направления политики современной Франции по вопросам преодоления кризиса в социальной сфере: расширение государственных социальных гарантий, «адресность» и диверсификация социальной помощи

Автор: Преображенская Арина Александровна, Арифуллин Марат Венерович

Журнал: Сервис в России и за рубежом @service-rusjournal

Рубрика: Зарубежный опыт

Статья в выпуске: 6 (67), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются наиболее актуальные социально-экономические проблемы современной Франции. Кризисные явления в экономике привели к обострению многочисленных социальных проблем, углублению существовавшего в стране социального неравенства. Самой «пострадавшей» частью общества оказалась молодёжь, особенно с низким уровнем образования и профессиональной квалификации, которая пополнила увеличившиеся ряды безработных и получателей минимальных социальных пособий. Резко увеличившиеся государственные расходы привели к возрастанию дефицита государственного бюджета. Правительство предприняло ряд мер по снижению расходов, в том числе на социальную сферу. Императивы социально-экономического развития оставляли правящему классу весьма узкий коридор возможностей для лавирования и поиска ответов на ожидания избирателей. В статье рассмотрены реформы находящихся у власти социалистов. Меры президента Олланда по усилению конкурентоспособности и шаги по ужесточению бюджетной политики не привели к значительному улучшению экономических показателей в стране. Несмотря на то что стагнация в экономике в 2015 году сменилась небольшим экономическим ростом, не были преодолены негативные тенденции на рынке труда. Особое внимание в статье уделено новациям в сфере социальной защиты. Авторы приходят к выводу, что французское государство ни в коей мере не снимало с себя роли гаранта социального развития и проводило курс на распространение набора социальных стандартов на создающиеся категории реципиентов. Вместе с тем налицо тенденция к большей «адресности» и диверсификации социальной поддержки. Отмечено, что стремление властей Франции интенсифицировать внедрение в сознание жителей пригородов «республиканских ценностей» имеет под собой веские основания. В последние годы исследователи стали наблюдать тенденцию «реисламизации» молодёжи, иммигрантов и их потомков, которые в основном проживают в пригородах крупных городов. Исключение из экономической жизни данной категории мусульман, особенно молодёжи, её социальная маргинализация способствовали усилению влияния религиозной идеологии, зачастую в её радикальных проявлениях. Авторы статьи приходят к выводу, что власти были вынуждены искать пути снижения расходов, в том числе и на социальную сферу. Речь шла не о свертывании социальных гарантий, а о придании большей гибкости этой системе, переносе центра тяжести с выплаты пособий неработающим на стимулирование трудовой деятельности. Налицо стремление к большей диверсификации и адресности социальной поддержки. Параллельно расширялись государственные социальные гарантии, которые должны обеспечить достойное существование всех граждан.

Еще

Безработица, социальное страхование, социальное неравенство, миграция населения, иммиграционная политика, борьба с коррупцией // научный вестник мгиит. 2014. №2 (28). с. 88-95. 3. преображенская а.а

Короткий адрес: https://sciup.org/140205517

IDR: 140205517   |   DOI: 10.12737/212015

Текст статьи Приоритетные направления политики современной Франции по вопросам преодоления кризиса в социальной сфере: расширение государственных социальных гарантий, «адресность» и диверсификация социальной помощи

Социальные последствия мирового финансово-экономического кризиса были смягчены построенной по принципу перераспределения доходов системой социального обеспечения. По уровню расходов на социальные нужды (31,1% ВВП) Франция опережает все европейские страны1. В 2013 году количество бедных (получающих доход ниже 60% медианного уровня) составляло 13,9% населения, однако по подсчётам исследователей без социальных трансфертов число бедных достигло бы 22,3%2. Вместе с тем кризис обострил существовавшие до его начала проблемы в социальноэкономической жизни страны. Наблюдается всё большая дифференциация общества, углубление существовавшего социального неравенства. Между 2008 и 2011 годами годовой доход высших кадров увеличился на 1000 евро, в то время как заработок рабочих и служащих снизились соответственно на 230 и 500 евро3.

Одной из самых сложных проблем, вставших перед руководством страны, стал стремительный рост безработицы. Кризис привел к сокращению рабочих мест. Между 2008 и 2015 годами количество безработных выросло на 2 млн. человек4.

Особенно неблагополучно складывалась картина занятости среди жителей «Чувствительных городских зон» (ЧГЗ). В стране насчитывалось 751 ЧГЗ, в них проживали в 2013 году 4,4 млн. французов и иностранных граждан. Безработица в данных зонах росла гораздо интенсивнее, чем в обычных кварталах. Так, между 2010 и

2012 годами количество безработных в ЧСЗ увеличилось с 21,9 до 24,9% экономически активного населения, в то время как в стране в целом оно выросло с 9,4 до 9,9%5.

Самой «пострадавшей» от кризиса частью общества оказалась молодёжь, особенно с низким уровнем образования и профессиональной квалификации [4]. Безработица среди молодёжи до 24 лет резко повысилась в начале кризиса, 2008–2009 годы, и достигла пика в 2013 году – 23,9%, а далее стабилизировалась на этом высоком уровне. Растущая безработица повлекла за собой увеличение числа французов, относящихся к категории бедных. Количество получателей различного рода пособий на уровне социального минимума за 10 лет увеличилось на 700 тыс. человек – с 3 млн. в 2003 году до 3,7 млн. человек в 2013 году (+22%).

Президент-социалист Франсуа Олланд имел достаточно узкий коридор возможностей: с одной стороны, его свободу действий ограничивали экономические императивы, с другой – он не мог полностью сбрасывать со счетов ожидания левого электората. После нескольких шагов навстречу левым избирателям вскоре после своего избрания на пост главы государства в 2012 году (на 2% увеличена минимальная оплата труда, а также произведён рост на 25% пособий родителям школьников к началу учебного года) Олланд продолжил линию своего предшественника Саркози на снижение расходов на функционирование госаппарата. Одним из первых шагов Олланда стало урезание на 30% зарплат президента и кабинета министров, снижение численности президентской охраны (с 90 до 60 человек) и автопарка [1, 3].

Олланд модифицировал некоторые реформы Саркози: освобождение от налогов сверхурочных рабочих часов было сохранено только для работающих на мелких предприятиях с менее 20 работниками, были изменены некоторые аспекты пенсионной реформы – вновь снижен пенсионный возраст с 62 до 60 лет для лиц, чей трудовой стаж составляет более 41 года. Были введены дополнительные налоги на дивиденды, выплачиваемые акционерам, на финансовые трансакции, банки, увеличены ставки налога на крупные состояния, а также повышены ставки подоходного налога на физических лиц. Так, налог на доходы более 150 тыс. евро в год составил 45% [2]. Однако 75% обложения доходов более 1 млн. евро было отменено Конституционным советом.

Олланд сделал попытку комбинировать традиционную для левых кейнсианскую политику стимулирования спроса со свойственным правым курсом на поощрение предложения. Для повышения конкурентоспособности промышленности и в качестве позитивного сигнала миру финансов было предусмотрено снижение социальных выплат предприятий. Для финансирования данной меры с 2014 году повышен НДС на товары и услуги.

В январе 2013 года. после трехмесячных переговоров представители трех профсоюзов и трех организаций патроната подписали «договор о поддержании занятости», согласно которому «в случае сильных конъюнктурных трудностей» предприятия смогут на два года снизить зарплаты и количество рабочих часов своих работников. Последние получили дополнительные гарантии по медицинской страховке, переобучению, страхованию по безработице.

В политике, направленной на создание новых рабочих мест, правительство пошло по пути финансовой помощи частным и государственным предприятиям. Принят закон о «контрактах поколений», т.е субсидируемых контрактах занятости, предназначенных для молодёжи до 26 лет и лиц старше 57 лет. Подобные контракты затрагивают предприятия с числом занятых до 300 человек, а субсидия составляет 4 тыс. евро в год в течение 3 лет. Другой вид субсидируемых контрактов – «контракты занятости будущего» предназначаются для молодёжи, обладающей низким уровнем квалификации. Контракты могли заключаться на срок до трёх лет, а работодатель получал при этом субсидию в размере 75% минимальной зарплаты. Заключать подобные контракты получили возможность местные органы власти, различные ассоциации, коммунальные службы, больницы.

Вышеуказанные меры, хотя и привели к некоторому сокращению безработицы среди молодёжи до 25 лет, но весомого эффекта на рынок труда не оказали. Так, «контакты поколений» заключили в 2013 году 16,3 тыс. работников, в 2014 – 16,7 тыс. Эти показатели далеки от планов правительства трудоустроить 500 тыс. французов за 5 лет6. «Контрактами будущего» с ноября 2012 по сентябрь 2014 года смогли воспользоваться 155 тыс. французов7.

Урезание госрасходов привело к сжатию платежеспособного спроса и, соответственно, падению темпов экономического роста. В 2013 году экономика соскользнула в спад, зарегистрировав отрицательные темпы прироста ВВП на протяжении двух кварталов8. В конце ноября 2013 года дефицит государственного бюджета достиг 74,9 млрд. евро, т.е. на 2,7 млрд. евро больше, чем было предписано законом о бюджете9.

При определении бюджетных приоритетов на 2014 год власти декларировали для уменьшения дефицита необходимость перенесения центра тяжести с увеличения налогов, которое ограничивает экономический рост, на снижение расходов. Они пошли по пути снижения издержек для повышения конкурентоспособности производства. Фр. Олланд анонсировал меры по сокращению налогов и госрасходов на 50 млрд. евро за три года и созданию более благоприятного инвестиционного климата.

Был снижен уровень обязательных отчислений предприятий в социальные фонды, в частности, в Национальный фонд по поддержке семей. Взамен предприниматели взяли обязательства по найму, профобразованию, зарплатам и усовершенствованию социального диалога. 18 млрд. евро предполагалось получить путем замораживания зарплаты государственных служащих и сокращения их численности (данные меры не коснулись только министерств образования и внутренних дел). 11 млрд. правительство рассчитывало сэкономить посредством реформы местных органов самоуправления. В 2014 году до конца 2015 года была приостановлена индексация социальных выплат и пенсий, за исключением социальных минимумов. Было аннулировано внеочередное повышение дохода активной солидарности (ДАС), которое было обещано в январе 2013 года и имело цель приблизить ДАС к 50% гарантированной минимальной оплаты труда (СМИК). Данные меры позволили сохранить в бюджете 2 млрд. евро10. Снижен уровень дохода семей, после которого можно было пользоваться налоговыми льготами. Порог дохода был уменьшен с 2336 евро до 2000 в 2013 г. и до 1500 евро в 2014 г. Данной мерой были затронуты 13% домохозяйств, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, экономия бюджета составила 1 млрд. евро11.

Инициативы Олланда были в целом положительно встречены патронатом. Напротив, ряд профсоюзных организаций тут же обвинил президента в «либеральной, пропатронатной позиции». С целью несколько скомпенсировать населению перераспределение средств в пользу предпринимателей власти заявили о снижении социальных взносов и налогов, взимаемых с доходов низкооплачиваемых трудящихся, на сумму в 5 млрд. евро, назвав эти меры «актом солидарности».

Наблюдавшаяся в 2013 году и первой половине 2014 года стагнация экономики сменилась во второй половине года небольшим ростом. Снижение стоимости нефти, поддерживающее потребительские расходы, и ослабление евро дали толчок для экономического оживления. В 2015 году ВВП страны вырос на 1,1%, а в 2016 по прогнозам экспертов рост ускорится до 1,6%12. Дефицит госбюджета составил в 2014 году 4,0% от ВВП (85 млрд. евро). Несмотря на предпринятые экономии, в 2014 году дефицит касс социального страхования составил 13,2 млрд. евро вместо 9,8 млрд., которые были запланированы законом о финансировании в декабре 2013 года13. В 2015 году кабинет Вальса продолжил курс на сокращение государственных расходов и уменьшение дефицита бюджета. Бюджет 2015 году предусматривал 7,7 млрд. евро экономии госрасходов и снижение расходов местных органов самоуправления на 3,7 млрд. евро. Многочисленные изменения, ведущие к сокращению расходов на 700 млн. евро, были предприняты в сфере семейных пособий. Так, на 20% урезана помощь по оплате персонала по уходу за ребенком для состоятельных семей (это пособие в зависимости от дохода и состава семьи составляло от 87,19 до 460,93 евро), с 923 до 308 евро снижена выплата за рождение второго ребенка в семье (предполагалось, что расходы на второго ребенка уступают тратам на первенца). Также из трех лет декретного отпуска, оплачиваемого от 145 до 390 евро в месяц, как минимум полгода будут обязательны для отца ребенка. Правительство надеялось, что немногие мужчины решат прервать трудовую деятельность ради пособия14.

Для поддержки бедных слоев населения в 2015 году отменена низшая ставка подоходного налога, составлявшая 5,5%, для низкооплачиваемых граждан с доходом от 6011 до 11911 евро в год. Эта мера затронула 9 млн. домохозяйств. Семейная пара с двумя детьми начинает платить подоходный налог, начиная с общего дохода 39 959 евро, вместо 27702 евро в год15. В результате подоходный налог платят менее половины (17 млн. из 36,5 млн.) всех французских домохозяйств16. Наивысшая ставка подоходного налога (45%) предназначена для лиц, получающих свыше 152 108 евро в год. Таким образом, в 2014 году 10% домохозяйств заплатили 67% суммы подоходного налога17.

12 ноября 2015 года Национальное собрание в рамках рассмотрения бюджета приняло внесённую бывшим премьером «поправку Эро» о введении прогрессивной шкалы во Всеобщем социальном взносе. Данный взнос в 7,5% с любых доходов граждан принёс в бюджет в 2014 года 93,8 млрд. евро, – больше, чем от подоходного налога, поступления от которого составили 72 млрд. евро. Снижение данного налога произойдёт у французов с невысокими доходами – от 1 до 1,3 минимальных заработных плат18. Дефицит касс социального страхования в 2015году удалось снизить на 400 млн., он составил в 12,8 млрд. евро19. Если в секторе медицинского страхования финансовая ситуация ухудшилась – были произведены дополнительные расходы на сумму 900 млн. евро, то явное улучшение просматривается в пенсионном фонде – дефицит сократился на 0,6 млрд. евро. Подобные показатели были достигнуты за счёт переноса выхода на пенсию с 60 до 62 лет и низкого уровня инфляции. Достижение бюджетного равновесия в системе социального страхования планируется не раньше 2020–2021 годов20.

27 октября 2015 года Национальное Собрание приняло закон о финансировании системы социального страхования на 2016 год. Правительство планирует снизить дефицит на 3,1 млрд. евро, до 9,7 млрд. евро. Основной статьей сокращения расходов является медицинское страхование. Вместо различных режимов медицинского страхования для различных категорий граждан создается единый режим страхования, «Универсальная защита от болезней».

Необходимо отметить, что пока у власти были правые при реформах системы медицинских услуг в 2009–2012 годы экономия средств производилась частично за счёт населения – введены в действие франшизы, оплата «избыточных» лекарственных средств и т.д. Еще во время предвыборной кампании социалисты обещали на пациентах не экономить и обещание свое сдержали. Сокращение дефицита предусматривается за счёт фармацевтических лабораторий и больниц, снижения административных издержек.

Незначительное экономическое оживление было недостаточным для создания новых рабочих мест. В октябре 2015 года в стране (вместе с заморскими территориями) насчитывалось 3 млн. 810 тыс. безработных, за время правления Олланда, с мая 2012 года, количество безработных выросло на 700 тыс. человек21. Особенно тяжелым было положение в «Чувствительных городских зонах». Аналитики констатируют, что пригороды превратились в «зеркало растущих структурных проблем страны»22.

С 1 января 2015 года ЧГЗ были ликвидированы, самые неблагополучные из них были трансформированы во вновь созданные «Приоритетные зоны городской политики», в которые в 2016 году запланировано инвестировать 438 млн. евро23. Данная реформа призвана прекратить распыление средств и сконцентрировать усилия на наиболее нуждающихся в помощи районах. Увеличение финансирования трудных кварталов объясняется необходимостью улучшения образования в данных районах и формирования у молодёжи приверженности «светскости и ценностям Республики».

Стремление властей интенсифицировать внедрение в сознание жителей пригородов «республиканских ценностей» имеет под собой веские основания. В последние годы исследователи стали наблюдать тенденцию «реисламизации» молодёжи, иммигрантов и их потомков, которые в основном проживают в пригородах крупных городов24. Исключение из экономической жизни данной категории мусульман, особенно молодёжи, её социальная маргинализация, способствовали усилению влияния религиозной идеологии, зачастую в её радикальных проявлениях.

Подводя итоги можно отметить, что власти были вынуждены искать пути снижения расходов, в т.ч. и на социальную сферу. Речь шла не о свертывании социальных гарантий, а о придании большей гибкости этой системе, переносе центра тяжести с выплаты пособий неработающим на стимулирование трудовой деятельности.

Налицо стремление к большей диверсификации и адресности социальной поддержки. Параллельно расширялись государственные социальные гарантии, которые должны обеспечить достойное существование всех граждан.

Правительство не могло предъявить обществу значимых успехов своей политики. Несмотря на то что стагнация в экономике в 2015 году сменилась небольшим экономическим ростом, ситуация продолжала оставаться неустойчивой. Не преодолены негативные тенденции на рынке труда. Успехи или неудачи неизбежной трансформации французской социальной модели во многом связаны с тем, будет ли способно руководство страны правильно расставить приоритеты среди большого спектра задач, проводить в рамках достаточно узкого коридора возможностей экономически обоснованные мероприятия, вести диалог с социальными партнерами и убеждать общество в необходимости перемен.

Список литературы Приоритетные направления политики современной Франции по вопросам преодоления кризиса в социальной сфере: расширение государственных социальных гарантий, «адресность» и диверсификация социальной помощи

  • Преображенская А.А., Арифуллин М.В. Основные тенденции внутриполитического развития Франции в первый год правления социалистов//Научный вестник МГИИТ. 2014. №1 (27). С. 84-89.
  • Преображенская А.А., Арифуллин М.В. Франция в первый год правления социалистов: образование, иммиграционная политика, борьба с коррупцией//Научный вестник МГИИТ. 2014. №2 (28). С. 88-95.
  • Преображенская А.А., Арифуллин М.В. Современные тенденции внутриполитической жизни Франции//Научный вестник МГИИТ. 2014. №3 (29). С. 92-99.
  • Преображенская А.А., Смирнов В.П., Зуева К.П. Мир. Вызовы глобального кризиса. Франция//Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 11. С. 70-83.
Статья