Приоритеты взаимодействия Российской Федерации и Республики Абхазия

Автор: Белов М.А., Якунина Т.С.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Статья в выпуске: 6 т.10, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются актуальные тенденции экономического взаимодействия и военно-политического сотрудничества России с Республикой Абхазия. Анализируются новейшие данные о товарообороте между двумя государствами, сведения об инвестиционных проектах и результатах их реализации. Делается вывод ведущей роли России в обеспечении территориальной и экономической безопасности Абхазии и её влиянии на формирование и реализацию государственной политики частично-признанного государства.

Национальная безопасность, национальные интересы, непризнанные государства, республика абхазия, российская федерация, экономическое сотрудничество

Короткий адрес: https://sciup.org/147250243

IDR: 147250243

Текст научной статьи Приоритеты взаимодействия Российской Федерации и Республики Абхазия

В современном мире насчитывается около двадцати непризнанных и частично признанных государств, некоторые из которых располагаются в непосредственной близости к границам Российской Федерации и являются ее стратегическими партнерами. Статус Республики Абхазия до настоящего времени остается неопределенным. После вооруженного конфликта 2008 года, произошедшего между Абхазий и Грузией, Россия признала Абхазию как независимое государство. Международное сообщество, включая США, Европейский союз и G7, осудило признание, заявив, что оно нарушает территориальную целостность Грузии. В настоящее время Абхазия официально признана только пятью другими государствами членами ООН (Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Сирией).

Тем не менее, спорный статус Абхазии не стал препятствием для расширения экономического и военно-политического сотрудничества с Российской Федерацией. Учитывая современные реалии международных отношений, существенно изменившиеся после начала военной спецоперации России на территории Украины, научное сообщество вновь обращает свое внимание на политико-правовой статус Абхазии и дальнейшие перспективы ее стратегического партнерства с Россией. В связи с вышеизложенным, возникает потребность в анализе особенностей новейших тенденций партнерского взаимодействия Абхазии и России.

Теоретические и практические аспекты возникновения и урегулирования этнополитического конфликта между Абхазией и Грузией, его последствия для международных отношений и миротворческая деятельность Российской Федерации проанализированы в работах И. Р. Кунафина, И. А. Гнедаш и Н. С. Иванова, Р. В. Лекова и др. По мнению авторов, этнополитический конфликт между Абхазией и Грузией предполагает действия сторон друг против друга, которые основаны на несовместимых противоречиях, исключающих друг друга ценностях; они затрагивают проблемы обретения, преобладания, осуществления власти [2, c. 46].

Как показывает исторический опыт, этнополитические конфликты во многих странах значительно превосходят другие типы социально-политических конфликтов своими масштабами, длительностью, интенсивностью. Особенность этих конфликтов состоит в том, что они совмещают две разные сферы – этническую и политическую. Этнополитические конфликты более чем актуальны, если учитывать, что большинство государств мира полиэтничны.

В современном мире значительно возросла роль международного посредничества и миротворчества в вопросе обеспечения региональной этнополитической безопасности. Цель такого вмешательства – предотвращение крупномасштабного насилия, гуманитарных катастроф, осуществление миротворческих миссий и содействие посконфликтному миротворчеству.

В вопросе мирного урегулирования этнополитических конфликтов крайне важны переговоры. В тех случаях, когда односторонние действия субъектов исчерпаны, а потери и убытки в ходе продолжения конфликта растут, стороны вынужденно должны обратиться к другим способам, в частности, прибегнуть к помощи переговоров. Но часто ситуация складывается так, что стороны не готовы установить непосредственные контакты и пойти на урегулирование конфликта. В данном случае обстановку может спасти вмешательство третьей стороны [3, c. 1040].

Говоря об источниках этнополитических конфликтов в Закавказье, можно выделить следующие факторы возникновения этнополитических конфликтов: образование элементов титульных наций, демографическую составляющую, этнокультурные противоречия и конфессиональный фактор.

Грузино-абхазский конфликт является одним из старейших на постсоветском пространстве. Российская Федерация на протяжении всего времени его существования является одной из сторон, предпринимающих попытки к его урегулированию, поддерживая Республику Абхазию и ее независимый от Грузии статус.

Рассматривая этнополитические конфликты Грузии и Абхазии, можно сказать, что при Б. Н. Ельцине политика России в отношении грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов имела вектор, направленный на идею поддержания территориальной целостности Грузии, за который выступали демократы. Коммунисты и националисты поддерживали идею присоединения Абхазии к России. Приход к власти В. В. Путина позволил установить четкую политику России по отношению к Абхазии и Южной Осетии, на территории которых стабильность непосредственно связана с безопасностью нашего государства [4, с. 65].

Российская военная операция в Грузии, несмотря на неоднозначную оценку со стороны международного сообщества, имела одно неоспоримое положительное последствие: с 2008 года на абхазо-грузинской границе фактически нет межэтнических вооруженных столкновений и конфликтов. Более того, как показывает практика, последние 14 лет стали самым мирным временем в истории Абхазии со времен распада СССР: постепенно восстанавливалась инфраструктура, продолжала развиваться туристическая отрасль и внешнеэкономические связи.

На современном этапе отсутствуют альтернативы независимости Абхазии, поскольку грузинские и абхазские официальные лица не ведут друг с другом переговоров с 2008 года, а отношения между Россией и Грузией по-прежнему остаются крайне напряженными, если не враждебными.

На территории Абхазии размещается около 4000 российских солдат, которые патрулируют периметр с Грузией, тем самым обеспечивая безопасность республики. Еще в 2019 году Президент РФ В. В. Путин заявил, что Россия будет продолжать принимать активное участие в финансировании оборонной модернизации Абхазии [8]. Значительная материальная поддержка военно-оборонного комплекса республики обходится довольно недешево казне российского государства: только в период 2009–2018 годов субвенции на оборонную модернизацию Абхазии составили 40 млрд. рублей [7].

В мирное время стороны самостоятельно осуществляют материально-техническое обеспечение войск (сил), выделенных в состав Объединенной группировки, создают и пополняют запасы материальных средств до согласованных норм в соответствии с порядком, установленным в каждой из сторон. Соглашение заключено на период действия Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 года, то есть сроком на 10 лет с возможностью его автоматического продления на последующие пятилетние периоды [10].

Республика Абхазия де-факто является самоуправляемой территорией со всеми признаками, характерными для государства, за исключением международного признания. Лишь немногие страны, признающие Абхазию, принимают ее таможенные документы и сертификаты на продукцию. Таким образом, основные импортные поставки идут через российских посредников. Отправляющийся груз регистрируется в городах России, прежде чем отправиться в западном направлении. Использование посредников удваивает, а в некоторых случаях утраивает стоимость ведения бизнеса, но остается самым безопасным способом транспортировки товаров.

Абхазская и российская экономики тесно переплетены, как и военные и государственные структуры. На Россию приходится 90 % экспорта Абхазии, и 99 % прямых иностранных инвестиций поступают в республику из России. Отечественные предприятия активно участвуют в управлении системой аэропортов и железных дорог страны, а также в разведке газа. Товарооборот России и Абхазии за период 2020–2021 гг. составил 278 млн. долларов. Основной товарооборот пришелся на «пищевые продукты, напитки, табак» (30%), «минеральные продукты» (14%). Основная доля экспорта из Республики Абхазия приходится на г. Москву (27,5%), Краснодарский край (18,7%), Ростовскую область (16%) и Самарскую область (7%) [11].

Инвестиционная программа, в основном, сосредоточена на строительстве и обновлении инфраструктуры. Каждые два года Межправительственная комиссия по социально-экономическому сотрудничеству между Республикой Абхазия и Российской Федерацией утверждает программу развития республики на среднесрочную перспективу. Например, на период 2020–2022 гг. запланированы крупные объемы финансирования со стороны России в инфраструктуру Абхазии. Основное количество инвестиций направлено на развитие дорожных сетей, модернизацию электрических подстанций и распределительных сетей, развитие туристического комплекса в г. Гагра, восстановление системы водоснабжения и развитие здравоохранения [5].

Параллельно осуществляется инвестиционная поддержка среднего и крупного предпринимательства со стороны России. Инициатор программы ООО «Инвестиционное 4

агентство» выделило в 2022 году на реализацию инвестиционных проектов 1,2 млрд. рублей [6]. По оценке Г. Б. Габуния, наиболее успешными инвестиционными проектами при поддержке России стала агрофирма «Кындыг-Агро» – тепличный комплекс круглогодичного производства овощной продукции; фабрика по переработке фруктов «Абхазские сады» и производственно-аграрное объединение «Абхаз вино» [1, c. 321].

Однако, несмотря на подавляющее доминирование России в экономической сфере, Абхазия как нация действует независимо от Москвы. Абхазия, в отличие от Южной Осетии, не стремится полностью интегрироваться в состав российского государства, несмотря на то что подобный сценарий обсуждался в обществе после присоединения Крыма к России в 2014 года и подписания в том же году «Соглашения о союзе и стратегическом партнерстве между Россией и Абхазией» [9].

В Соглашении есть некоторые положения, которые делают доводы в пользу интеграции более обоснованными. К ним относятся: создание совместных сил безопасности между Москвой и Сухуми во главе с российским чиновником, а также создание общего экономического и социального пространства, которое еще больше сближает экономику Абхазии с экономикой России. Вместе с тем, в процессе переговоров название документа было изменено с «Соглашение о союзе и интеграции» на «Соглашение о союзе и стратегическом партнерстве», чтобы было ясно, что конечной целью Абхазии не является интеграция в Российскую Федерацию. Кроме того, абхазы сохранили контроль над рынком недвижимости, не позволяя российским инвесторам покупать там недвижимость, опасаясь, что цены вырастут и жилье станет недоступно для абхазов.

Таким образом, на современном этапе основными приоритетами взаимодействия России и Абхазии выступает стратегическое партнерство, союзничество и интеграция. Можно с уверенностью утверждать, что независимое существование Абхазии как суверенного государства было бы невозможно без поддержки России, которая позиционирует себя как гаранта безопасности в регионе и сдерживает агрессию со стороны Грузии. Для Абхазии Российская Федерация является главным экономическим партнером по количеству торгового оборота, а отечественные компании стали основными инвесторами в развитие местных предприятий. Более того, Россия взяла на себя обязанности по развитию инфраструктуры в Абхазии, по поддержанию достойного уровня социального обеспечения населения и преобразованию государственных институтов.

В заключение отметим, что вмешательство России в конфликт 8 августа 2008 года было необходимой мерой для сохранения стабильности внутри страны и обеспечения безопасности приграничных территорий. Исторические события показали, что Российская Федерация способна вести волевую политику при урегулировании этнополитических 5

конфликтов на постсоветском пространстве, а также использовать силовые методы воздействия в тех случаях, когда опасности подвергаются российские граждане, проживающие на приграничных территориях. Многолетний опыт взаимодействия России и Республики Абхазия свидетельствует о том, Россия в целях обеспечения собственных национальных интересов готова на протяжении длительного времени поддерживать экономику и безопасность приграничных государств, которые нуждаются в ее защите.

Статья научная