Природно-ресурсный потенциал как фактор роста экономики региона

Бесплатный доступ

Представлены результаты исследования роли природно-ресурсного потенциала в экономике Республики Бурятия. Изучены мнения ведущих научных исследователей о влиянии природноресурсного потенциала на уровень экономического развития территорий. Определена неоднозначная зависимость «природно-ресурсный потенциал - экономический рост». Природно-ресурсный потенциал - это необходимое условие экономического развития, важнейшая составная часть национального богатства региона и страны. Наряду с этим бытует мнение о негативном влиянии наличия природно-ресурсного потенциала на экономическое развитие территории. Доказывается, что природно-ресурсные богатства Республики Бурятия могут служить потенциальным источником экономического роста при условии устранения неблагоприятного воздействия макроэкономических и институциональных факторов и перехода экономики региона на инновационный путь развития. Инновационный сценарий является единственным способом обеспечения экономического развития региона с учетом его социально-экономического и экономико-географического положения, природноресурсного потенциала, накопленных проблем и возможностей экономического роста.

Еще

Природно-ресурсный потенциал, региональная экономика, инновационный путь развития, стратегия регионального развития, экономический рост

Короткий адрес: https://sciup.org/142143089

IDR: 142143089

Текст научной статьи Природно-ресурсный потенциал как фактор роста экономики региона

Республика Бурятия – это современный, динамично развивающийся регион в Восточной Сибири, который имеет значительный ресурсный, природный потенциал развития. Республика отличается своим геополитическим расположением: по ее территории проходит граница с Китаем и две федеральные железнодорожные трассы: Транссибирская и Байкало-Амурская.

Стратегические цели развития республики включают достижение экономического роста экономики, полное обеспечение потребностей региона продукцией местного производства.

Достижение российскими регионами стратегических целей развития возможно лишь при закреплении условий экономического роста на долгосрочную перспективу, где чрезвычайно важны не только количественные, но и качественные характеристики экономической динамики. При этом возникает резонный вопрос: какой фактор регионального развития на данный момент можно считать ключевым?

Сегодня становится очевидным, что способность общества поступательно развивать производительные силы, наращивать экономический потенциал, не нарушая природного равновесия, является одним из решающих критериев прогрессивности общественно-экономической системы. Намеченный переход экономики России на инновационный путь развития обусловил необходимость переосмысления существующей системы общественного производства, при которой научные познания должны превратиться в один из ведущих факторов социально экономического развития страны и ее регионов.

В то же время мы становимся свидетелями усугубления общемировой проблемы усиливающейся ограниченности природно-ресурсного потенциала территорий, в частности невозобновимой его части. Для нашей страны и ее регионов эта проблема дополняется тем, что, с одной стороны, богатство природными ресурсами предоставляет в распоряжение огромный потенциал и возможности для социально-экономического роста и развития, а с другой - акцент на природно-сырьевой фактор роста смещает использование природно-ресурсного потенциала России в сторону неэффективного, нерационального инерционного движения экономической системы, основой которого выступает ориентация на экспорт природного сырья.

Природно-ресурсный потенциал играет значительную роль в социально-экономическом развитии регионов, является основным фактором размещения производительных сил, основой формирования территориально-производственных комплексов, оказывает серьезное влияние на территориальное разделение труда и рыночную специализацию.

Проблема обеспечения экономического развития за счет доминирующего использования имеющегося природно-ресурсного потенциала неоднократно находила отражение в различных направлениях экономической теории: в неоклассических теориях роста, теории конкуренции М. Портера, теории экономического развития и т.д. Согласно данным исследованиям устойчивый экономический рост за счет эксплуатации природных ресурсов невозможен, а также исторических примеров успешного перехода от ресурсной модели развития к технологической не зафиксировано [2].

Результаты анализа зависимости «природно-ресурсный потенциал - экономический рост» представляют существенный интерес для Республики Бурятия, поскольку регион обладает значительными природными богатствами, которые еще только предстоит осваивать. Разработка месторождений природных ресурсов, начиная с этапа проектирования, должна учитывать возможность их переработки также на территории республики.

На территории Бурятии выявлено более 700 различных по генезису месторождений полезных ископаемых, из них более 600 учтены Государственным балансом России и Территориальным балансом Республики Бурятия.

Среди выявленных месторождений - 247 месторождений золота (228 россыпных, 16 рудных и 3 комплексных).

В перечне стратегических видов минерального сырья находятся 7 месторождений вольфрама, 13 - урана, 4 - полиметаллов, по 2 - молибдена и бериллия, 1 - олова, несколько месторождений медно-никелевого и алюминиевого сырья.

В республике находится 48% балансовых запасов цинка и 24% свинца Российской Федерации, сосредоточенных в разведанных крупных комплексных колчеданно-полиметаллических месторождениях - Холоднинском и Озерном. Выявлены и оценены также средние по размерам, но с высоким качеством руд месторождения - Назаровское золото-цинковое и Да-ваткинское свинцово-цинковое.

Из нерудных полезных ископаемых следует отметить запасы сырья для производства калийных бесхлорных и фосфорных удобрений, плавикового шпата (8 месторождений), асбеста, ряд месторождений нефрита, графита и цеолитов. Высока обеспеченность республики запасами сырья для производства строительных материалов.

Топливно-энергетические ресурсы представлены 10 месторождениями бурого и 4 месторождениями каменного угля, балансовых запасов данных месторождений хватит на сотни лет для обеспечения потребностей топливно-энергетического комплекса Бурятии и близлежащих регионов.

Высокая доля запасов цветных и редких металлов Бурятии в общероссийских – от 1011% по урану и бериллию до 48% по цинку, предопределила включение минерально-сырьевого комплекса в число приоритетных направлений развития республики.

Стоимость разведанных балансовых запасов полезных ископаемых Бурятии превышает 212,9 млрд. долл. Неменьшую стоимость составляют запасы месторождений, не учтенные государственным балансом, и прогнозные ресурсы.

Привлекательным для инвесторов является тот факт, что большинство крупных и уникальных месторождений полезных ископаемых расположены в радиусе до 200 км от Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей.

Ввод в эксплуатацию горно-обогатительных комбинатов на базе месторождений полиметаллов позволит Республике Бурятия выйти в число лидеров по поставкам цинка и свинца внутри Российской Федерации и начать их экспорт в Китайскую Народную Республику [5].

Наряду со значительными запасами минерального сырья и топлива регион обладает существенным потенциалом сельскохозяйственных и рекреационных ресурсов, представленных естественными пастбищами и сенокосами, разнообразными ландшафтами и бальнеологическими природными объектами.

Природно-ресурсный потенциал Республики Бурятия в целом имеет высокую экономическую оценку, которая определяется:

– высокой рыночной стоимостью и устойчивым спросом на большинство видов минеральных ресурсов;

– относительной близостью потребителей и основных сырьевых рынков, в том числе крупного внутреннего рынка, что сокращает транспортные издержки;

– наличием развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей товарный грузопоток сырья и топлива, доставку оборудования и трудовых ресурсов к местам освоения природных ресурсов;

– достаточной обеспеченностью квалифицированными трудовыми ресурсами районов освоения и добычи минеральных ресурсов, что в значительной степени исключает организацию дорогостоящего вахтового способа и временных мест проживания.

Отрасли, связанные с освоением и использованием природных ресурсов (лесная, угольная промышленность, металлургия, отрасли агропромышленного комплекса), составляют основу региона и базу для формирования республиканского бюджета.

В структуре валового регионального продукта Бурятии доля промышленности составляет 25%, транспорта и связи – 19, торговли – 13, строительства – 7, сельского хозяйства – 5,5%. В 2013 г. общий показатель экономического развития – валовой региональный продукт по оценке составил порядка 183 млрд. руб.

Положительный вклад в динамику ВРП, исходя из структурной доли в ВРП, по итогам года внесли:

‒ обрабатывающая промышленность – на 18,6% (доля в ВРП – 15,0%);

‒ жилищное строительство – на 12,0% (доля в ВРП – 4,5%);

‒ торговля – на 7,0% (доля в ВРП – 13,6%);

‒ добывающая промышленность – на 5,4% (доля в ВРП – 6,0%);

‒ транспортные перевозки – на 1,6% (доля в ВРП – 18,4%);

‒ энергетика – на 1,2% (доля в ВРП – 4,4%) [4].

Сегодня нет однозначного мнения о влиянии природно-ресурсного потенциала на экономическое развитие страны и ее регионов.

В ряде исследований фигурируют выводы о том, что природно-ресурсный потенциал – это необходимое условие экономического развития, важнейшая составная часть националь- ного богатства страны, и, соответственно, более высокая обеспеченность ими являются положительными факторами. Следовательно, решение проблемы сводится лишь к организации эффективного использования природных ресурсов в целях динамичного экономического развития страны и ее регионов.

В подавляющем же большинстве выводов фигурирует мнение о негативном влиянии наличия природно-ресурсного потенциала на экономическое развитие.

В итоге была выявлена интересная черта экономической жизни мира – экономический рост в странах с бедными природными ресурсами значительно опережает темпы роста в странах с богатыми природными ресурсами [3].

К похожим выводам пришел С. Тараканов в своих исследованиях ресурсной обеспеченности и ее влиянии на экономическое развитие:

  • –    темпы роста стран ‒ экспортеров природных ресурсов ниже, чем стран ‒ технологических лидеров. В ресурсной экономике общественные институты и институты рынка, в частности конкуренция, развиты слабее. В странах-энергоэкспортерах сбережения ниже и имеют тенденцию к дальнейшему снижению;

  • –    объем и структура прямых иностранных инвестиций отличаются от развитых стран. Их поток направляется преимущественно в добывающие отрасли и имеет тенденцию к возрастанию только в периоды роста мировых цен на нефть, металлы и т.д. При этом влияние внешней торговли на экономическое благополучие очень чувствительно – факторная зависимость от мировых цен составляет до 75%. Высокоразвитые же страны с емким внутренним рынком менее зависимы от внешней торговли. В целом в странах, поставляющих энергоресурсы, наблюдается медленный рост объемов экспорта;

  • –    уровень государственных расходов у поставщиков природных ресурсов стабильно выше, чем у технологически развитых стран.

При этом обнаруживается обратная связь между государственными расходами и темпами роста экономики.

Данные выводы имеют право на существование, поскольку сложившаяся на сегодня ситуация в российских регионах свидетельствует о глубоких структурных деформациях и изменении характера протекания воспроизводственных процессов.

Если детально рассмотреть каждое из представленных направлений в роли природноресурсного потенциала в экономике страны и регионов, то можно прийти к выводу, что ни одно из них не является исчерпывающим и не отражает складывающейся «реальной» картины.

Первое направление предполагает, что, чем большим природно-ресурсным потенциалом обладает территория, тем больше она имеет возможностей для динамичного экономического роста. Практика же доказывает обратное: как правило, регионы, обладающие значительным природно-ресурсным потенциалом, склонны постепенно наращивать объемы добычи и экспорта сырья при одновременном уменьшении объемов производства. Иными словами, возрастающий экспорт сырья тормозит развитие региональной экономики, так как этому способствуют открытость экономики и высокая обеспеченность региона природными ресурсами.

Напротив, если обратиться к исследованиям К. Бруншвайлера, они показали обратные результаты, т.е. положительное влияние уровня ресурсной обеспеченности на темпы экономического роста. Акцентируя основное внимание не на экспорте природных ресурсов, а на их запасах, установили, что первоначальная трактовка отрицательной зависимости между экспортом сырья и темпом экономического роста носит дезориентирующий характер [2]. Возрастающие объемы экспорта свидетельствуют о неспособности экономики преобразовывать сырье в конкурентоспособную продукцию. Это означает, что при наличии ряда условий значительный природно-ресурсный потенциал территории может служить базой для развития экономики.

Таким образом, зависимость между наличием значительного природно-ресурсного потенциала региона и уровнем развития его экономики весьма неоднозначна. В мире существует достаточно большое число примеров как мощнейшего позитивного влияния сырьевого богатства на рост и уровень конкурентоспособности региональной экономики, так и неуспешных

«сырьевых» экономик. Это свидетельствует о том, что в действительности характер влияния природных ресурсов на региональное экономическое развитие является неоднозначным, разновекторным и постоянно меняющимся в зависимости от того, в каком состоянии находятся на данный момент институциональные составляющие.

Выводы

Природно-ресурсные богатства региона могут служить потенциальным источником экономического роста при условии устранения неблагоприятного воздействия макро-экономических и институциональных факторов и переходе ресурсной экономики на инновационный путь развития. Причем под инновациями здесь понимается процесс системных изменений во всей цепочке «разведка – добыча – переработка – производство – реализация»: это внедрение нового технологического оборудования, разработка и выпуск новой продукции, внедрение новых методов управления и организации производства, осуществление институциональных преобразований. Необходимо превратить научно-технический прогресс в ведущий экономический фактор, заключающийся в постоянном поиске новых теоретических знаний и разработке новых методов повышения эффективности экономики и удовлетворении растущих общественных потребностей. То есть в инновационной экономике должен присутствовать прочный симбиоз экономики, науки и образования [8].

На сегодня инновационный сценарий является единственным способом обеспечения экономического развития региона. Причем в каждом регионе стратегия развития по инновационному типу должна реализовываться по-разному, в зависимости от его социально-экономического и экономико-географического положения, ресурсно-производственного и инновационного потенциалов, накопленных проблем и возможностей экономического роста [1].

Именно поэтому в стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г. выбран к реализации сценарий инновационного устойчивого развития как единственный приемлемый и поддерживаемый. Он предполагает поэтапное наращивание производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости, в том числе с углублением переработки добываемого сырья [4].

Первоначально в качестве приоритетных выбраны три кластера, которые сконцентрированы в основном на территории Республики Бурятия и для развития которых у региона есть инструменты, полномочия и ресурсы: агропищевой, туристический и кластер строительства и строительных материалов.

На втором этапе за счет развития новых секторов и кластеров планируется обеспечить необходимые и достаточные условия для устойчивого развития экономики Республики Бурятия. Целесообразно начать активацию более сложных для региональной власти кластеров, которые могут обеспечить более высокие темпы экономического развития: горнодобывающий кластер, транспортно-логистический кластер, лесопромышленный кластер, кластер альтернативной и малой энергетики.

На третьем этапе необходимо попытаться активировать наиболее сложные, с трудом поддающиеся воздействию на региональном уровне кластеры, в том числе диверсифицированный машиностроительный кластер на базе предприятий железнодорожного, авиационного машиностроения и металлообработки.

Таким образом, богатый природно-ресурсный потенциал Республики Бурятия может быть мощнейшим источником экономического роста при условии системного перехода экономики на инновационный путь развития.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта «Молодые ученые ВСГУТУ-2015».

Список литературы Природно-ресурсный потенциал как фактор роста экономики региона

  • Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: Письмо Министерства экономического развития России от 26 декабря 2008 г. № 20615-АК/Д19.
  • Тараканов Г.И. Мировой опыт ускорения экономического роста: ключевые факторы//МЭ и МО. -2007. -№ 9. -С. 51-58.
  • Пешков А.А., Мацко Н.А. Современные данные о влиянии минерально-сырьевого сектора на темпы экономического роста//Проблемы современной экономики. -2007. -№ 4. -С. 26-34. 4.
  • Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года . 5.
  • Стратегия инвестиционного развития Республики Бурятия до 2020 года .
Статья научная