Природные галлюциногены и спиртные напитки как атрибут коммуникации коренных народов Амуро-Сахалинского региона с сакральным миром
Автор: Березницкий Сергей Васильевич
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Рубрика: Археология, антропология и этнология в Circum-Pacific
Статья в выпуске: 4 (58), 2021 года.
Бесплатный доступ
Традиция употребления галлюциногенных веществ и алкогольных напитков является мощным фактором, влияющим на жизнеобеспечивающие технологии коренных народов амуро-сахалинского региона, на процесс изменения их менталитета, архетипов сознания и поведения. О проблеме пагубного влияния алкоголя на личность человека и общества написано огромное количество трудов специалистов разных научных направлений. Однако в верованиях и ритуалах коренных народов обязательным является использование алкоголя в качестве атрибута при контактах со сверхъестественными существами. В статье представлен анализ роли природных галлюциногенных веществ, которые использовались коренным народами вместо спиртных напитков до их широкого распространения. Автор также прослеживает источники поступления алкоголя как мощного механизма иноцивилизаци-онного влияния на культуру аборигенов, выделяет основные компоненты и тенденции этого сложного процесса, исследует роль спиртных напитков в коммуникативном дискурсе тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов с сакральным миром.
Коренные народы, амуро-сахалинский регион, галлюциногены, спиртные напитки, коммуникация, сакральный мир, этнокультурные контакты
Короткий адрес: https://sciup.org/170191741
IDR: 170191741 | DOI: 10.24866/1997-2857/2021-4/5-14
Список литературы Природные галлюциногены и спиртные напитки как атрибут коммуникации коренных народов Амуро-Сахалинского региона с сакральным миром
- Арсеньев В.К. Вымирание инородцев Амурского края // Труды 1-го съезда врачей Приамурского края 23-28 августа 1913 г. в г. Хабаровске. Хабаровск, 1914. С. 337-353.
- Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае: Очерк историко-этнографический. Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского генерала-губернатора, 1914.
- Арсеньев В.К. Лесные люди-удэхейцы. Владивосток: Книжное дело, 1926.
- Батьянова Е.П., Бронштейн М.М. Мухомор в быту, верованиях, обрядах, искусстве народов Севера // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 46-58.
- Березницкий С.В. Верования и обряды уль-та (по материалам международной этнолингвистической экспедиции на о. Сахалин в июле-августе 1990 г.) // Ethnic Minorities in Sakhalin. Yokohama: Yokohama National University, 1993. С.129-157.
- Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М.: Наука, 1991.
- Бооль В.Б. Гольды с реки Тунгуски. Этнографический очерк. Хабаровск: Книжное дело, 1930.
- Брехман И.И., Сем Ю.А. Этнофармаколо-гическое исследование некоторых психоактивных средств малых народов Сибири и Дальнего Востока // Лекарственные средства Дальнего Востока. Вып. 10. Хабаровск, 1970. С. 16-19.
- Вострикова Г.Г., Востриков И.А. Медицина народов Дерсу. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1971.
- Врадий В.П. Опьяняющие напитки китайцев, корейцев, японцев и инородцев Уссурийского края. СПб.: Типография Тренке и Фю-сно, 1904.
- Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Хабаровск: Книжное изд-во, 1991.
- Груздев Ф.С. Амур (Природа и люди Амурского края). СПб.: Издание П.П. Сойкина, 1896.
- Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.
- Диков Н.Н. Наскальные загадки Древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М.: Наука, 1971.
- Диксон О.Э. Мистерии мухомора: Применение галлюциногенного гриба в шаманской практике. М.: Велигор, 2004.
- Залесская О.В. Китайские мигранты на Дальнем Востоке России: 1858-1938 гг.: дис. ... д-ра ист. н. Благовещенск, 2009.
- Иващенко Я.С. Опиум, табак и водка в культуре нанайцев: к истории межкультурной коммуникации на Дальнем Востоке // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2010. Т. 2. № 1. С. 86-89.
- Иващенко Я.С. Пищевые предписания и запреты в традиционной промысловой обрядности нанайцев // Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2008. С. 113-117.
- Изотов Д.В., Тагильцев Ю.Г., Колесникова Р.Д., Цюпко В.А. Биологически активные вещества дальневосточных видов багульника // Лесной журнал. 2010. № 2. С. 24-30.
- Козьминский И.И., Каргер Н.Г. Предварительный отчет об исследовании материальной культуры и верований гаринских гольдов // Гарино-Амгунская экспедиция 1926 года. Л.: АН СССР, 1929. С. 25-48.
- Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки: с приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов. М.; Л.: Изд-во Главсевморпути, 1949.
- Ларин А.Г. Китайцы в России. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2000.
- Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-эт-нографические материалы о народах Сибири и Северо-востока. Магадан: Книжное изд-во, 1983.
- Отаина Г.А. Народная медицина нивхов как фактор сохранения здоровья // Этнос и культура. Владивосток, 1994. С. 94-109.
- Пинюгина Е.В. Дейк Т.А. ван. Дискурс и манипуляция (реферат) // Политическая наука. 2009.№ 4. С.187-193.
- Подмаскин В.В. Использование лекарственных растений и животных удэгейцами // Биологические ресурсы восточной и Юго-восточной Азии и их использование. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1978. С. 53-58.
- Романова Г.Н. Предпринимательство, земледелие и промыслы китайских мигрантов на Дальнем Востоке России (конец XIX - начало XX вв.) // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 6. С. 119-127.
- Сем Т.Ю. Традиционные верования тунгусо-маньчжурских народов. Ч. 1: Культ плодородия и образы богинь-прародительниц // Археология, этнография и антропология Евразии. 2021. Т. 49. № 3. С. 112-118.
- Сем Ю.А. Нанайцы. Материальная культура (вторая половина XIX - середина XX века). Этнографические очерки. Владивосток: ДВНЦ, 1973.
- Синиченко В.В. Правонарушения иностранцев на востоке Российской империи во второй половине XIX - начале XX веков. Иркутск, 2003.
- Соловьев Ф.В. Китайское отходничество на Дальнем Востоке России в эпоху капитализма (1861-1917). М.: Наука, 1989.
- Сорокина Т.Н. «Заветная мысль каждого китайца»: форматы китайской торговли в Приамурском крае на рубеже XIX-XX вв. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 10. С. 84-102.
- Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М.: Наука, 1988.
- Таксами Ч.М. Шаманство у нивхов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX - начала XX в.). Л.: Наука, 1981. С.165-177.
- Усова А.В. История китайцев, маньчжуров и дауров Зазейского края во второй половине XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. н. М., 2005.
- Шаповалов А.В. Очерки истории и культуры потребления табака в Сибири. XVII - первая половина XX вв. Новосибирск: Издательский центр «Прогресс-Сервис», 2002.
- Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т. 2. Этнографическая часть. Первая половина: главные условия и явления внешнего быта. СПб: Издательство Императорской академии наук, 1899.
- Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: Дальгиз, 1933.
- Элерт А.Х. Алкоголь и галлюциногены в жизни коренных народов Сибири // Наука из первых рук. 2007. № 2. С. 106-123.