Привилегированная виктимность как следствие психологического домашнего насилия
Автор: Сухарев А.А.
Журнал: Виктимология @victimologiy
Рубрика: Социально-психологическая виктимология
Статья в выпуске: 2 (12), 2017 года.
Бесплатный доступ
Больше всего насильственных преступлений совершаются на бытовой почве. При этом в юридической деятельности в основном учитывается и анализируется физическое домашнее насилие, а не психологическое. Вместе с тем, существует значительная группа населения, испытывающая большое неблагоприятное психологическое воздействие со стороны своих близких. В результате эти люди часто страдают тяжкими сердечнососудистыми и другими заболеваниями, которые могут приводить к инвалидности и преждевременной смерти. Введение в научный оборот понятия «привилегированная виктимность» будет способствовать предупреждению психологического домашнего насилия.
Психологическое домашнее насилие, привилегированная виктимность, адаптационные возможности
Короткий адрес: https://sciup.org/14118628
IDR: 14118628
Текст научной статьи Привилегированная виктимность как следствие психологического домашнего насилия
Статистика свидетельствует, что больше всего насильственных преступлений, в том числе, убийств совершается в результате домашнего насилия. Так, в Беларуси за 10 месяцев 2015 года из-за домашнего насилия погибло около ста человек. Причем каждым третьим убийцей оказалась женщина.
В криминальных сводках стало привычно слышать, что супруги, сожители, родители, дети, другие родственники, друзья при определенных условиях (ссоры, алкогольное или наркотическое опьянение и т.д.) могут нанести друг другу тяжкие повреждения, а зачастую просто убить. Безусловно, эта проблема требует дальнейшего исследования и поиска путей ее преодоления.
Наряду с этим существует очень большая группа населения, которая испытывает значительные стрессы, давление, прессинг и другие формы в результате неблагоприятного психологического воздействия со стороны своих близких, непосредственного социального окружения. В ре- зультате многие люди получают преждевременные инсульты, инфаркты, депрессии и другие заболевания, которые зачастую приводят к смерти или инвалидности. Из-за тяжелой психологической домашней атмосферы со стороны агрессора многие индивиды склонны к суициду.
В свое время в США был проведен контент-анализ СМИ по освещению ими домашнего насилия. Было установлено, что в них редко описывается история совместной жизни преступника и жертвы, то есть убийство рассматривается вне связи с породившими его причинами. Домашнее насилие в СМИ представляется, прежде всего, как физическое, а не психологическое насилие. В качестве примера демонстрации преступника и жертвы сознательно выбираются члены социальных групп с низким социальным статусом (алкоголики, наркоманы, и т.д.).
В уголовном праве Республики Беларусь насилие определяется как действия виновного, сопровождающиеся причинением потерпевшему физических и (или)
психических страданий. Также в уголовном праве содержится понятие – привилегированные убийства. Это такие убийства, в состав которых законодатель заранее уже включил смягчающие обстоятельства. Например, убийство матерью своего новорожденного ребенка под воздействием тяжелых родов или по причине того, что ребенок рожден вне брака, или отец ребенка не признает его своим, или отсутствуют средства к существованию и др.
Предлагаем ввести в научный оборот новое понятие: привилегированная виктимность. С нашей точки зрения оно будет отражать жертв психологического домашнего насилия со стороны близких людей или коллег на работе в результате моббинга.
В 2015 году в Беларуси было зафиксировано 485 разводов на 1000 браков. За многими из них стоят бесчисленные конфликты, упорное противостояние, насилие. Исходя из законов статистики, сюда можно отнести еще около 200 браков, в которых люди живут тихо и тихо ненавидят друг друга. Развестись мешает проблема раздела жилплощади, другого совместного имущества, наличие детей, внуков, пожилой возраст, неудобство перед общественным мнением и др. Практически мы описываем феномен, который назвали: «по эту сторону двери».
Люди стремятся тщательно следить за добавками в продуктах питания, ставят дорогие фильтры на воду, стремятся вести здоровый образ жизни, но часто теряют контроль за тем, что происходит в их жилище. Мы все хорошо помним, что великий Л.Н. Толстой сказал, что «Счастлив тот, кто счастлив дома». Мы также часто слышим, что на первом месте стоят сердечнососудистые заболевания и соответственно инвалидность и смерть от них. Причиной этого называют нездоровый образ жизни. В то же время в понятие здоровый образ жизни, как правило, включают правильное питание, физическую активность, отказ от табака, алкоголя, наркотиков и мало говорят о необходимости благоприятной психологической атмосферы в доме и на работе.
Практика показывает, что только в одной больнице скорой медицинской помощи г. Витебска в отделении интенсивной терапии в среднем еженедельно умирает 5-6 человек из-за критических состо- 58
яний (инфаркты, инсульты). Среди этих лиц, свидетельствуют медики, как правило, присутствуют и те, кто пострадал от домашнего насилия.
Наиболее распространенными способами психологического домашнего насилия являются:
-
– установление деспотом множества мелких правил, которые реально почти невозможно соблюдать;
-
– жесткий контроль со стороны агрессора за личной жизнью жертвы, в том числе за удовлетворением основных витальных потребностей (сон, отдых, питание);
-
– игнорирование, молчание;
-
– унижение и оскорбление достоинства личности;
-
– насильственная алкоголизация или наркотизация;
-
– проявление сексуального насилия с элементами перверсий (извращений);
-
– резкие и частые перепады настроения агрессора;
-
– попытки полного подчинения воли жертвы;
-
– неконструктивное вмешательство в семейные конфликты близких родственников и других лиц;
-
– перманентное раздувание и поддерживание конфликтных ситуаций;
-
– вовлечение в конфликты детей и спекуляция отношениями с ними;
-
– отсутствие или нежелание со стороны агрессора проявления эмпатии, то есть способности понимать чувства другого человека и соответственно строить свое поведение;
-
– создание ситуации постоянной угрозы;
-
– длительное ущемление очень важных для лица стремлений, надежд, мечтаний;
-
– сексуальный шантаж.
В отличие от физического насилия, психологическое может носить как эксплицитный (открытый), так и имплицитный (закрытый) характер. Проявлению привилегированной виктимности в значительной степени может способствовать наличие у одной из сторон или обоих психических аномалий: неврозы, акцентуации характера, психопатии, аддикции. Психические аномалии могут серьезно усиливать психологическое насилие и еще больше делать жизнь жертвы катастрофической.
Сами по себе психические аномалии не криминогенны, но их присутствие у индивидов нарушает их функцию психической саморегуляции. Поэтому в неблагоприятных конфликтных и других ситуациях неизбежны реакции срыва. Наличие психических аномалий может маскироваться такими положительными качествами, как профессионализм, высокий уровень интеллекта, развитые навыки общения, умение устанавливать причинноследственные связи, любовь к детям и др.
Исследование категории «стрессовая виктимность» предполагает тщательное изучение различных эмоциональных состояний индивида, состояние когнитивного диссонанса, эмоциогенных ситуаций. Эмоции составляют особую группу психических процессов и состояний. Эмоции – это импульсивная реакция, которая отражает отношение индивида к значимости воспринимаемого явления, осуществляет интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.
Различают эмоции стенические и астенические. Стенические эмоции активизируют жизнедеятельность организма, побуждают к действию (гнев, удивление и др.). Астенические эмоции угнетают и подавляют жизненные процессы в организме (печаль, стыд, смущение, страх, ужас и др.). Эмоции обеспечивают приспособление индивида в информационно-неопределенных ситуациях.
Также эмоции выполняют функцию оценки ситуации в двух аспектах:
-
– с позиции личной значимости;
-
– с позиции объективной вероятности.
Эмоциональные состояния могут оказывать значительное влияние на формирование индивидуальной виктимности. Для преодоления неприятных эмоциональных состояний в психике человека существуют определенные защитные механизмы. Под психологической защитой понимают специальную регулятивную систему стабилизации личности, действующую по устранению или сведения к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Ученые Ю.С. Савенко, Р. Урсано, К. Хорни исследовали роль психологических защитных механизмов личности. Защитные механизмы действуют на уровне подсознания. Особенно они актуализируются в ситуации избыточной мотивации: стресса, конфликта, фрустрации и способствуют снижению эмоционального напряжения и обеспечивают регуляционную направленность поведения. Также защитные механизмы служат защитой от тревоги и фобий.
При рассмотрении ситуативной виктимности следует учитывать возможность возникновения эмоциогенной ситуации. Она обуславливается избыточной мотивацией и соотносится с реальными адаптационными возможностями индивида. Недостаточность адаптационных возможностей лица может объясняться повышенной тревожностью, подверженностью действия механизма социальной ингибиции, состоянием когнитивного диссонанса.
Внешние факторы (стимулы) могут усиливать или ослаблять мотивационный потенциал. В этой связи В.М. Бехтерев выделял три типа людей:
-
– социально возбудимые;
-
– социально тормозимые;
-
– социально индифферентные.
О.О. Андронникова рассматривает виктимное поведение с точки зрения дис-позиционного поведения личности. В этом смысле поведение раскладывается на три составляющие: акт поведения, способ поведения, диспозиция поведения. Диспозиция поведения означает готовность, предрасположенность индивида к поведенческому акту, действию, поступку. В.А. Ядов данное положение представляет схемой: ситуация (условия деятельности) – диспозиции – поведение. Относительно виктимного поведения О.О. Андронникова предлагает схему: «ситуация – диспозиции – виктимное поведение» [1, с.35].
-
В .А. Ядов определил четыре уровня диспозиций:
-
– элементарные фиксированные установки. Здесь происходит регуляция непосредственных реакций индивида на актуальную ситуацию;
-
– диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении. Данный уровень регулирует поступки личности в привычных ситуациях;
-
– диспозиции, которые фиксируют общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;
-
– высший уровень диспозиций, обра-
- зующий систему ценностных ориентаций личности.
Диспозиции ориентируют индивида в выборе видов и форм социального поведения, обеспечивают относительно постоянное отношение к окружающей действительности. Также диспозиции способствуют детерминирующему воздействию на личность определенного объекта в зависимости от его ценности для данного индивида. Отдельный акт проявления диспозиции зависит не только от ситуации, но и от актуального состояния внутренних условий системы, в которую внедрена соответствующая диспозиция [1, с.36].
Среди интегративных качеств личности выделяют адаптивность и способность к саморегуляции поведения, в том числе, виктимной личности в ситуации преступления. Регуляционную функцию поведения обеспечивают психические процессы, явления и состояния. Р. Берне считал, что жизнь человека в различных ее проявлениях представляет диалог между Я-концепцией и реальностью. При этом любая система саморегуляции касается опять же Я-концепции личности. Я-концепция – это сложная структура, существующая в сознании индивида как самостоятельный образ и включающая в себя как собственное Я, так и отношения, в которые Я может вступать. Одним словом Я-концепция – это все, что личность считает самим собой, что думает о себе. Я-концепция связана с самовоспитанием и формируется в процессе социализации.
О.А. Клачкова в своем диссертационном исследовании в виктимной личности определила иерархию саморегулирующейся системы в виде трех разноуровневых подструктур:
-
– психодинамические свойства;
-
– совокупность социально-обусловленных свойств личности;
-
– особенности Я-концепции [2, с.9].
Проведенное исследование показало, что психодинамические свойства у вик-тимных индивидов характеризуются слабостью силы и подвижности нервных процессов, их инертностью и неуравновешенностью. Также у виктимных лиц выявлен высокий уровень личностной тревожности, подверженности стрессам.
Исследование особенностей
Я-концепции виктимных личностей по- казало, что в их сознании настоящее в значительной мере определяется прошлым, в котором много страхов, опасений, неуверенности. Также в данном случае характерен пессимистический взгляд в будущее.
В данном контексте И.Г. Малкина-Пых утверждает, что главными свойствами виктимной личности являются:
-
– уклонение от принятия решения;
-
– зависимость от окружающих людей;
-
– несамостоятельность;
-
– низкий уровень знаний о себе;
-
– низкий уровень самопринятия, т.е. пассивность адаптационного процесса.
Для виктимной личности характерны низкие адаптационные возможности. Лица с повышенной виктимностью зависимы от окружения, не могут прогнозировать свое поведение, не умеют договариваться, не способны быстро реагировать на изменяющуюся обстановку, они не могут оперативно переключаться на другой тип поведения, боятся вести себя с окружающими естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. О.В. Холичева в исследовании «Смысловая сфера виктимной личности» доказывает, что адаптационные возможности индивида определяются особенностями его ценностно-смысловой сферы. Известно, что психологический механизм смыслоо-бразования является ведущим системообразующим фактором типа личности. Поведение человека обуславливается тем смыслом, который он придает результатам своего поведения. Механизм смыслоо-бразования у виктимной личности, как и у личности преступника имеет свои специфические особенности и деформации.
Определено два основных типа адаптационных возможностей человека: активный и пассивный. Для виктимных личностей характерен пассивный тип их адаптации к окружающей действительности. Ярким примером пассивного адаптационного процесса является конформный тип личности. Конформность проявляется в таких чертах личности, как не-критичность, беспринципность, безволие. Конформная личность обычно пассивно перенимает взгляды, цели и ценностные ориентации непосредственного окружения.
-
Р . Мэй считает, что низкие адаптационные возможности личности обусловлены ее ограниченной свободой при необхо-
- димости выстраивать свои жизненные цели, модели поведения, перестраивать систему мотивов, установок, жизненных целей. В этой связи можно утверждать, что весомыми условиями формирования пассивной личности являются существенные дефекты ее социализации, а также наличие психических аномалий, в частности, таких, как акцентуации характера. Наряду с этим, личность с активным типом адаптационного процесса отличается в новых, необычных ситуациях, в том числе, в ситуациях риска большей мобильностью, динамичностью, нервно-психической и эмоционально-волевой устойчивостью.
Общие смысловые образования определяют ценностные ориентации индивида: его отношение к ценности жизни, совести, долге, чести, другим людям и к самому себе. По данным научных исследований (Д.А. Леонтьев, Д.В. Ольшанский, А.А. Реан, М.Е. Сандомирский, М.С. Яницкий) основным смыслообразующим элементом механизма смыслоо-бразования личности выступает осмысленность жизни. Осмысленность жизни в смысловой сфере личности предполагает наличие цели в жизни, установление связей между прошлым, настоящим и будущим. По мнению В.М. Бехтерева именно смысловая сфера личности отражает личность с объективной стороны. Специфика механизма смыслообразования у виктимных личностей проявляется в том, что они не могут прогнозировать поведение других людей, не умеют находить компромиссы, преодолевать конфликтные ситуации, испытывают трудности при определении альтернативных вариантов поведения и принятия решений. Виктимные личности склонны настоящую жизнь больше окрашивать в темные, депрессивные тона и, наоборот, бу- дущее они рисуют радужным и нереалистично приятным.
Ф.Б. Березин, определяя психическую адаптацию, рассматривает ее как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды. Это, по его мнению, позволяет индивидууму удовлетворять необходимые потребности и реализовывать значимые цели. Нарушение психической адаптации способствует виктимизации личности путем негативного изменения межличностной коммуникации, эмоциональных взаимоотношений. Исходя из этого, можно утверждать, что виктимное поведение есть проявление дезадаптации личности.
Преодолению негативных состояний способствует овладение философией внутренней свободы, медитация, а также внутренняя корпоративность. Под внутренней корпоративностью мы понимаем объединение внутри конкретной личности важных для нее ценностей. Например, во внутреннюю корпоративность может входить вера в Бога, единение с природой, любовь к себе, прошлый положительный опыт, позитивные межличностные связи и др. В конечном итоге, внутренняя корпоративность помогает индивиду построить новую оптимистичную модель своего поведения и отношений.
Введение понятия привилегированная виктимность позволяет более четко обозначить жертв домашнего насилия или неблагоприятной домашней среды. Привилегированная виктимность означает процесс превращения в жертву лица в результате психологического насилия со стороны родственников или близких людей. Популяризация привилегированной виктимности дает возможность лучшим образом предупредить значительную категорию людей о грозящей им реальной опасности «по эту сторону двери».
Список литературы Привилегированная виктимность как следствие психологического домашнего насилия
- Андронникова, О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис..канд. психолог. наук: 19.00.01 /О.О. Андронникова. -Новосибирск, 2005. -С.35-36.
- Клачкова, О.А. Структурная организация виктимной личности: автореф. дис.. канд. психолог. наук: 19.00.01/О.А. Клачкова. -Санкт-Петербург, 2008. -С.9.