Прямые иностранные инвестиции в РФ в 2017 году
Автор: Ю. Зайцев
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 11 (72), 2018 года.
Бесплатный доступ
Наметившееся в 2016 г. и в первых трех кварталах 2017 г. увеличение входящих прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Российскую Федерацию сменилось сокращением притока капитала в IV квартале 2017 г. Это отразило ухудшившиеся настроения иностранных инвесторов, связанные с негативными ожиданиями введения новых санкций со стороны США, а также с падением спроса на российские государственные облигации.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176930
IDR: 170176930
Текст научной статьи Прямые иностранные инвестиции в РФ в 2017 году
Наметившаяся положительная динамика поступающих ПИИ могла бы придать уверенности иностранным инвесторам в том, что существуют возможности продолжения существующих проектов в России или запуска новых. Однако спад притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, произошедший в IV квартале 2017 г., снизил годовой показатель ПИИ до 27,89 млрд долл., что на 14% меньше значения предшествующего года (32,54 млрд долл.). Это может быть связано со снижением спроса на российский госдолг, опасениями введения новых санкций, а также снижением объема внешних обязательств негосударственного сектора2.
Рис. 1. Потоки прямых иностранных инвестиций в России в 2009–2017 гг.
Источник: составлено автором по данным ЦБ РФ.
11(72) 2018
По итогам 2017 г. также произошло увеличение оттока ПИИ из Российской Федерации, составившего, по оценке Банка России, 38,63 млрд
Рис. 2. Динамика притока прямых иностранных инвестиций в Россию, млн долл. Источник: составлено авторами по данным ЦБ РФ.
долл., что в 1,7 раза больше значения 2016 г. (22,31 млрд долл.). Отток может быть частично объяснен неопределенностью настроений инвесторов в связи с обострением ситуации после введения новых санкций со стороны США. Рост же исходящих прямых инвестиций из РФ связан с реализацией российских инвестиционных проектов за рубежом, в том числе в ряде стран СНГ. Так, в конце 2017 г. в Киргизию было инвестировано порядка 100 млрд руб. для развития газотранспортной и газораспределительной сети1. На территории Узбекистана ПАО «КАМАЗ» на мощностях компании UzAutoTrailer планирует открытие производства, связанного с выпуском грузовиков2.
ПИИ, направленные в Российскую Федерацию
Приток ПИИ в российскую экономику в существенной степени остается связанным с инвестициями, участвующими в капитале. По итогам 2017 г. их доля составила 34,78% от общего объема ПИИ (9,7 млрд долл.). Это ниже доли в 2016 г., когда она составила 56,78% ( рис. 2 ). Остальные входящие в Россию ПИИ касаются, как правило, реинвестиций и долговых инструментов.
11(72) 2018
Крупнейшим инвестиционным партнером для России остается Европейский союз, инвестиции из которого в российскую экономику по итогам 2017 г. превысили 14 млрд долл. При этом крупнейшими европейскими странами-инвесторами, направляющими аправлпроизвод-ственные проекты на территории Российской Федерации, остаются Германия (517 млн долл.) и Франция (854 млн долл.). Заявления о новых проектах России были сделаны инвесторами из этих стран и в 1 полугодии 2018 г., в том числе в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Так, немецкая компания BMW выбрала Калининградскую область для строительства автозавода полного цикла в рамках специнвестконтракта размером 250 млн евро с возможностью получения бюджетных субсидий1. Компания Siemens заключила соглашения с рядом российских вузов о поставке программного обеспечения на сумму 20 млн евро, а также подписала трехсторонний меморандум о взаимодействии с АФК «Система» и «Медси» в разработке инновационных проектов в сфере здравоохранения в России. Французский оператор коммунальных услуг Veolia и РФПИ заключили соглашение о сотрудничестве в целях поиска инвестпроектов в России2.
Можно зафиксировать рост интереса к России и со стороны американских инвесторов. Так, в 2017 г. уровень ПИИ из США вырос в 4 раза до 495 млн долл. по сравнению с уровнем 2016 г. (125 млн долл.). Интерес подтверждается и в 2018 г. рядом инвестиционных контрактов, заключенных американскими компаниями с российскими партнерами. В частности, компания Mars заключила соглашение о взаимодействии c Министерством инвестиций и инноваций Московской области для внедрения новых технологий в области экологии и природоохранной деятельности на сумму 800 млн руб.3.
Страны АСЕАН сохранили свои позиции в качестве традиционных инвестиционных партнеров (в первую очередь, благодаря вкладу Сингапура), несмотря на значительный спад привлеченных в Россию ПИИ в 2017 г. до 2,31 млрд долл. по сравнению с 16,28 млрд долл. в 2016 г. Дальнейшее поведение иностранных инвесторов будет определяться оценкой их собственных рисков в условиях действующих санкций, а также гибкостью бизнес-моделей, способных снизить эти риски.
Иностранные инвесторы в условиях санкций
Санкции остаются ключевым фактором, объясняющим поведение зарубежных инвесторов. В 2017 г. можно отметить ряд случаев, связанных с локализацией своего производства в РФ европейскими компаниями, попавшими под российские контрсанкции. К числу компаний, локализовавших свое производство в России в 2017 г. в силу действия контрсанкций, можно отнести фирмы, представляющие сферу пищепрома и сельского хозяйства.
Выбор стратегии локализации связан с прямыми потерями ЕС от российских контрсанкций в сфере агропромышленного комплекса, которые
11(72) 2018
составили около 2 млрд евро1 (что все же меньше ущерба, который ЕС нанес собственным компаниям, приняв против России санкции)2.
Для компаний, на чью деятельность не распространялось действие санкций, основными стимулами для принятия решений о локализации стала благоприятная российская макроэкономическая конъюнктура в 2017 г.: рост ВВП, низкая инфляция, укрепление российского рубля. В частности, немецкая корпорация Viesmann (отопительные системы) увеличила в 2017 г. производство в Липецке на 17 млн долл.6, а немецкая фармацевтическая компания Bionorica приступила в июле 2017 г. к строительству производственного объекта в Воронеже стоимостью 30 млн евро.7.
Тем не менее существует ряд примеров, связанных с уходом европейских компаний из России. Так, финский торговый холдинг Kesko сообщил о намерении продать большую часть своих российских магазинов для дома и ремонта французской Leroy Merlin в связи со снижением конкурентоспособности по сравнению с российскими и зарубежными конку-рентами.8.
Как показывают эти примеры, стратегия локализации может способствовать притоку ПИИ в российскую экономику. При этом большую выгоду от локализации производства иностранными производителями в России получают местные рынки, что связано с поддержкой развития местных производителей путем предоставления новых компетенций и технологий.
11(72) 2018
Положительной динамике притока ПИИ в Россию в будущем могут способствовать регуляторные меры, которые обсуждаются в настоящее время российским правительством. К числу последних инициатив можно отнести: упрощение ввоза иностранного сырья для производства товаров в России и последующего экспорта за счет освобождения от таможенных пошлин и НДС1, предложение Минфина снизить НДПИ для совместных предприятий «Газпрома» и его зарубежных партнеров в целях сохранения интереса иностранных инвесторов к участию в разработке новых месторождений в России2.
Более того, есть основания ожидать увеличения притока ПИИ за счет планируемой амнистии капиталов, которая будет проведена из-за новых западных санкций в 2018 г. через механизмы еврооблигаций3, а также создания новых офшорных зон на территории России4. Такой вариант может оказаться действенным механизмом защиты от рисков, а также позволит вернуть капитал в Россию без уплаты налогов.
Тем не менее текущая контрсанкционная политика несет в себе и ряд рисков для зарубежных инвесторов. Так, обсуждавшиеся меры о введении уголовной ответственности за соблюдение санкций против России можно отнести к числу негативных факторов российского инвестиционного климата, способствующих оттоку капитала иностранных компаний.•
11(72) 2018