Поверяя границы: исследование возможностей языка в современной китайской поэзии
Автор: Дрейзис Ю. А.
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Литература и лингвистика Китая
Статья в выпуске: 4 т.21, 2022 года.
Бесплатный доступ
Изучение возможностей языка составляет одну из главных задач, которые ставит перед собой современная поэзия. Статья посвящена описанию различных языковых механизмов, используемых для решения этой задачи в новейшей китайской поэзии представителями как «интеллектуалистского» (чжишифэньцзы), так и «народного» (миньцзянь) лагерей. Цель исследования - показать условность критического разделения на «интеллектуалов» и «народников», опирающихся на сходные установки при решении проблемы соотнесения языка обыденного и поэтического. Для этого в статье проводится анализ шести произведений разных авторов (И Ша, Инь Личуань, Сюаньюань Шикэ, Хань Бо, Чжан Цзао, Ян Сяобинь), направленный на выявление конкретных лингвистических техник, которые задействуются при конструировании стихотворного текста. И «интеллектуалы», и «народники» разделяют общее восприятие поэтического языка как «сублимации» языка обыденного, но в своей творческой практике они полагаются на идею девиантной природы поэтического высказывания, напрямую связанной с поэтической функцией языка по Якобсону. Общее стремление к металингвистической рефлексии подводит современных поэтов к совмещению языковых особенностей традиционного китайского стиха и лингвистических экспериментов западного модернизма. Они заимствуют традиционные методы, такие как параллелизм, эллиптические конструкции и нетривиальные семантические связи, создаваемые с помощью фонографики, для создания соотнесённости с классическими образами и традициями китайской «новой поэзии» XX века, эксплуатируя при этом методы западноевропейского авангарда. Одновременно можно заметить полюс напряжения, который существует между реальной языковой практикой современной китайской поэзии и тем идеализированным образом языковой реальности стиха, ориентированной на точное воспроизведение в нём разговорной речи (в реальности, безусловно, насыщенной девиациями разного рода, в том числе имеющими диалектную природу), который проецируется в теоретических и критических работах самих авторов.
Авангардная поэзия, китайский язык, и ша, инь личуань, оуян цзянхэ, параллелизм, поэтическая функция, сюаньюань шикэ, хань бо, хэй дачунь, чжан цзао, экспериментальная поэзия, ян сяобинь
Короткий адрес: https://sciup.org/147237293
IDR: 147237293