Проблема актуализации культурного наследия

Автор: Гулова А.Б., Сидорова Н.В.

Журнал: Огарёв-online @ogarev-online

Статья в выпуске: 11 т.4, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу феномена культурного наследия, актуализации его изучения как механизма передачи культурного опыта в условиях современного общества. Реконструированы этапы и направления научной разработанности данной проблемы, а также смысловые доминанты каждого этапа. Особое внимание уделяется культурологическому подходу.

Короткий адрес: https://sciup.org/147249111

IDR: 147249111

Текст научной статьи Проблема актуализации культурного наследия

Основным понятием статьи является «культурное наследие», которое представлено во многих областях гуманитаристики и проявляется в новых интерпретациях. Проблема перевода наследия из потенциального в актуальное возникает перед каждым исследователем реального бытия культуры. Г. Гегель удивительно точно отметил, что «проявление и деяние непреходяще человеческого в самом многостороннем его значении и бесконечных преобразованиях – вот что может составить теперь абсолютное содержание нового искусства в этом сосуде человеческих ситуаций и чувств» [2, с. 319]. Здесь Гегель говорит об актуализации художественного наследия, но, в полной мере, эти слова можно отнести и к наследию культуры.

В последнее время наметился целый ряд исследований культурного наследия в самых различных направлениях и смыслах. Действительно, степень научной разработанности данной проблемы носит междисциплинарный характер. Отметим наиболее значимые подходы к изучению феномена культурного наследия: философский (Г. Гегель, Ф. Ницше, О. Шпенглер и А. Белый, Н. А. Бердяев, Ф. Ф. Зелинский, Вяч. Вс. Иванов и др.); культурологический (С. С. Аверинцев, В. С. Библер, Г. С. Кнабе, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман и др.); эстетико-искусствоведческий (М. В. Алпатов, М. С. Каган,

М. Ф. Овсянников, В. Д. Сарабьянов и др.). Особо выделим постмодернистское понимание прошлого и истории как «следа» (Ж. Деррида, У. Эко, М. Фуко и др.) [4].

При всей вариативности определений понятия «культурное наследие» общим признается его ценностно-смысловой характер наполнения жизни человека в истории (через объекты, события, личности и т. д.). Исходя из этого, выделим основные критерии функционирования культурного наследия в обществе:  утилитарные (связаны с

«полезностью» сохраняемых артефактов); прагматические (коммерческое или иное использование памятников, музейных артефактов и др.); эстетические (сохранение образцов в искусстве); этические (нормы и правила жизнедеятельности человека); познавательные (интерпретация идей философов в различные исторические периоды).

Актуальность темы наследия особым образом проявляется в современную эпоху постиндустриальной цивилизации. «Утраты культурных ценностей, - отмечается на официальном портале администрации Санкт-Петербурга, - невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации» [8]. Таким образом, культурное наследие не только хранит, но и транслирует ценности от поколения к поколению, формируя специфическую ментальность народа.

В чем же заключается культурологический подход к проблеме культурного наследия? Речь идет о специфике самой культуры, которая базируется на социальном опыте предшествующих поколений, которые передают и транслируют этот опыт, связывая поколения воедино. Вот почему категория «культурное наследие» становится одной из центральных в научном аппарате теоретической и прикладной культурологии.

Выдающиеся отечественные мыслители М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман и др. постоянно проводят мысль о том, что богатый опыт народа (этноса), реализуемый в самой жизни через традиции, ритуалы, обряды, праздники и т. д., способствует формированию этнической (национальной) идентичности, изменению качества жизни.

Выделим смысловые доминанты культурного наследия.

  • 1.    Культура - явление системное, имеющее множество определений. В контексте нашей работы через культуру человек постигает смыслы бытия (актуальные или потенциальные, но обязательно имеющие смысл для человека). Можно сказать, что «опредмеченный» (Г. Гегель) опыт культуры и есть культурное наследие. Отметим и тот 2

  • 2.    Исследователь из Санкт-Петербурга М. И. Мильчик отмечает, что «происходит пересмотр понятия культурное наследие и, прежде всего, основного фактора его ценности – подлинности, которая определяется четырьмя параметрами – подлинностью материала, мастерством исполнения, формы и окружения (контекста). Только совокупность этих факторов обеспечивает источниковедческую и эстетическую ценность объекта культурного наследия» [7, с. 192]. Культурное наследие диалектически связано с другими понятиями. Актуальна взаимосвязь наследия и традиции, наследия и творчества, наследия и субъекта и т. д. В терминологических парах фиксируется момент передачи социальной информации, причем не в «чистом» виде, а в переработанном, соответственно определенному времени. Осваивая новые знания, субъект создает основу своего культурного бытия.

  • 3.    В XXI в. одной из обсуждаемых стала проблема культурной идентичности, культурного многообразия и единства. В современной науке происходит формирование «мемориальной парадигмы» и новых понятий «память» и «забвение». Сложность современной ситуации заключается в том, что память децентрализуется, исходя из потребностей самоидентификации народа (этноса). Отметим, что современном социуме происходит стремительное уничтожение установок на сохранение традиции, что ведет к утрате объектами нематериальной культуры способности к самовоспроизведению, их сохранение и актуализация требует целенаправленных и сознательных действий.

факт, что современные исследователи признают неклассический характер культуры и искусства ХХ–XXI вв. [5; 6].

Таким образом, культурное наследие транслирует, передает ценности (материальные и духовные) от поколения к поколению.

Основным механизмом функционирования культурного наследия является актуализация. Эта проблема, к сожалению, пока не нашла полного научного выражения. М. В. Логинова отмечает, что «специфика актуализации заключается в том, что она осуществляет объективирование в широком плане – путем вывода ценностей породившей их культуры в «большое время» субъекта освоения» [3, c. 261]. Актуализация, являясь механизмом передачи опыта, переводит потенциальные ценности в актуальные, регулируя процесс их смены в обществе. Для актуализации действительно необходимо соизмерение с «большим временем» культуры, которое позволяет по-новому взглянуть на предметы, объекты и т. д., тем самым по-новому раскрыть смысл, который был недоступен в эпоху создания. Можно отметить, что временная дистанция наполняет культуру новыми смыслами. Вместе с тем актуализация выступает как «расшифровка» кода определенной эпохи и преобразование этого кода в новый смысл.

В процессе актуализации можно выделить несколько этапов: 1) отношение признания или непризнания определенной ценности, которая выделяется из богатого контекста культурного наследия; 2) признание ценности и ее познание, т. к. именно на этом этапе объектам, предметам, возвращается «память» утраченных и приобретенных снова смыслов. Ценность наделяется значением через включение ее в актуальный культурный контекст. В связи с этим М. М. Бахтин отмечает, что «высказывание никогда не является отражением или выражением чего-то вне его уже существующего, данного и готового. Оно всегда создает нечто до него никогда не бывшее, абсолютно новое и неповторимое, притом всегда имеющее отношение к ценности (к истине, к добру, красоте и т.п.)» [1, с. 315].

Для философа является важным, что «даже прошлые, то есть рожденные в диалоге прошедших веков, смыслы никогда не могут быть стабильными (раз и навсегда завершенными, конечными) – они всегда будут меняться (обновляться) в процессе последующего, будущего развития диалога. В любой момент развития диалога существуют огромные, неограниченные массы забытых смыслов, но в определенные моменты дальнейшего развития диалога, по ходу его они снова вспомнятся и оживут в обновленном (в новом контексте) виде. Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения» [1, с. 393].

Третьим этапом является процесс трансформации культурного наследия, когда всечеловеческое, бытийное содержание ценности может оказаться глубоко личным и даже обыденным. Это позволяет обнаружить единую сущность духовного опыта как субъекта, так и объекта освоения.

Мы полагаем, что следующая характеристика, предложенная Бахтиным, относится к центральному этапу исследуемого нами механизма: «… в понимании оно (творчество, произведение) восполняется сознанием и раскрывает многообразие его смыслов. Таким образом, понимание восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творить, умножает художественное богатство человека. Сотворчество понимающих» [1, c. 346]. Отметим, что под воздействием механизма актуализации изменяется сам субъект. Значение актуализации заключается не только в приращении новыми смыслами и значениями, но и в приобщении к общечеловеческому наследию через проживание и понимание ценностей.

В актуализации субъект и объект активно взаимодействуют, они преобразуют друг друга, а сам объект является предметным бытием человеческой мысли, и культурное наследие является диалогичным по своей сути. Все это позволяет рассматривать актуализацию как содержательный механизм культурного наследия, в котором пересекаются различные культурные ценности.

Список литературы Проблема актуализации культурного наследия

  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1986. -445 с. EDN: VQMUMN
  • Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 2./под ред. Мих. Лифшица. -М.: Искусство, 1968. -328 с.
  • Логинова М. В. Диалог как форма актуализации культурного наследия//Румянцевские чтения -2010: материалы Междунар. науч. конф. -М.: Пашков дом, 2010. -С. 258-263. EDN: USHGVH
  • Логинова М. В. Постмодернистский дискурс молчания//Credo-new: теорет. журн. -2008. -№ 2 (54). -С. 7. EDN: PFGFSP
  • Логинова М. В. Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании//Интеграция образования. -2003. -№ 4. -С. 98-102. EDN: PJPOER
  • Логинова М. В. Феномен «неклассичности» современной культуры и искусства//Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. -2007. -№ 1. -С. 54-61. EDN: KDEOGL
  • Мильчик М. И. Что такое культурное наследие в современном понимании? Кризис критериев и подмена реставрации реконструкцией//Культурное многообразие: от прошлого к будущему: прогр. докл. и сообщ. II Рос. культурол. конгр. -СПб.: Эйдос: Астерион, 2008. -С. 192.
  • Петербургская стратегия сохранения культурного наследия : офиц. портал Администрации Санкт-Петербурга. -Режим доступа: http//www.gov.spb.ru/print version.
Еще
Статья научная