Проблема борьбы с пьянством на страницах сатирического журнала "Свисток"
Автор: Денисенко Юлия Николаевна
Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология @philology-tversu
Рубрика: Голоса молодых исследователей
Статья в выпуске: 3, 2018 года.
Бесплатный доступ
Проблема пьянства русского народа, повышение акцизов на спиртосодержащую продукцию были актуальны в 1850?1860 гг. В статье анализируется отношение Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова к антиалкогольному бунту в России, нашедшее отражение в «Свистке», сатирическом приложении к журналу «Современник».
"свисток", антиалкогольный бунт, акцизы, откуп, добролюбов, чернышевский
Короткий адрес: https://sciup.org/146281280
IDR: 146281280
Текст научной статьи Проблема борьбы с пьянством на страницах сатирического журнала "Свисток"
«Свисток. Собрание литературных, журнальных и других заметок» задумывался редакторами журнала «Современник» Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым как самостоятельное издание. Было подготовлено несколько вариантов программы будущего журнала, но цензура не пропустила ни одного из них. Не добившись исполнения задуманного, редакция «Современника» в январе 1859 года выпустила новый номер с сатирическим приложением «Свисток».
Множество публикаций «Свистка» были тематически связаны с заострением существующих в России проблем: критикой социально-политического строя России, борьбой с либерализмом и «чистой поэзией». Одной из актуальнейших проблем, которая неоднократно затрагивалась на страницах сатирического приложения, была борьба с пьянством. Тема эта широко обсуждалась в прессе. «Петербургские ведомости» в № 269 за 1858 год с прискорбием констатировали, что употребление всякого рода спиртных напитков не только негативно отражается на здоровье пьющего, но и губит душу, вылечить которую практически невозможно. В этом же году в № 96 журнала «Экономический указатель» А. Кошелев сообщил о невероятном поступке крестьян Ковенской губернии. Мужское население этой местности дало обещание в церкви перед иконами отказаться от употребления спиртного. Автор пишет, что крестьяне вот уже три месяца держат данное слово, несмотря на понижение цен на водку.
«Свисток» Добролюбова, конечно, не мог остаться в стороне от происходящего. Уже в первом его номере за 1859 год появилась статья Н. Г. Чернышевского «Вредная добродетель». Автор рассказывает о случае, происшедшем с ним во время подряда, который был связан с кровельным работами на одном из административных зданий. Чернышевский стал невольным свидетелем разговора между помещиками. Они говорили о важности строительства железных дорог, о положительных сторонах освобождения крестьян, о злоупотреблениях полномочиями. Собеседники во всем были солидарны, в частности, в вопросе употребления крестьянами спиртного. Все они не одобряли откупов, но были против решения жителей некоторых губерний не пить более водки, считая, что это едва ли не самая главная часть государственного дохода. Автор статьи осмелился вступить с ними в спор, утверждая, что невозможно заставить людей пить вино. Чернышевский поддерживает отказ от употребления водки, а его собеседники отвечают: «Как же возможно государству своего главного дохода лишиться?» [6, с. 8]. Далее разговор зашел о беспорядках, за которые сторонники непития могут понести наказание. Чернышевский был удивлен: какие же могут быть беспорядки и преступления, если большинство будет вести трезвый образ жизни? Ведь противозаконные действия чаще совершаются под действием спиртного. По мнению помещиков, земская полиция при желании может открыть дело о беспорядках по любому поводу: по жалобе целовальника, по самой незначительной недоимке. Но самое абсурдное, что можно собрать мужиков, найти среди них побойчее и покрупнее и тут же обвинить его в непокорности. И докажи потом, что беспорядков не было. Спорить дальше Чернышевский не стал, и каждый остался при своем мнении. Автор «Вредной добродетели» утверждает, что ни один толковый помещик, желающий сохранить и преумножить хозяйство, не позволит организовать на своей территории кабак. Хороший хозяин заботится о достатке своих крестьян. «Разве от бедности мужиков казна может богатеть?» – спрашивает он [Там же].
1858 стал годом массового отказа от употребления спиртного, который был связан с повышением цен на алкоголь. Мирные действия крестьян все чаще приводили к бунтам, для подавления которых были привлечены даже войска. Бунтовщики сжигали, грабили имения помещиков. К концу года тысячи крестьян, подозреваемых в антиправительственных восстаниях, оказались в тюрьмах и на каторгах. Эти события были спровоцированы отчасти откупщиками. Многие из них просто скрывали от крестьян основные положения правительственных постановлений, в частности законную цену на вино.
Первое Трезвенное движение продолжилось и в 1859 году. Его сторонниками стали государственные, помещичьи, удельные крестьяне, городские низы, отставные солдаты и другие низшие слои общества. К весне 1859 года «трезвенники» разошлись не на шутку: были сожжены, разгромлены питейные заведения по всей стране. Бунт, начавшийся в Ковенской губернии с мирного обещания, захватил практически всю страну. Действия бунтовщиков заставили правительство пересмотреть систему налогообложения, в 1861 году была упразднена откупная система, ей на смену пришли акцизы.
Н. А. Добролюбов высоко оценил это движение. В статье «Народное дело. Распространение обществ трезвости» он писал: «Сотни тысяч народа в какие-нибудь пять‒шесть месяцев без всяких предварительных возбуждений и прокламаций в разных концах обширного царства отказались от водки» [3, с. 285]. Помимо этой статьи, которая была расценена цензурой как призыв народных масс к «доброму делу», был ряд выступлений «Современника» по трезвенному движению. Это статьи Н. Г. Чернышевского «Откупная система» (1858, № 10), «Винный акциз» (1859, № 5), «Вредная добродетель» («Свисток», 1859, № 1), рецензия Добролюбова на брошюру Шипова «О трезвости в России».
В статье «Вредная добродетель» Чернышевский раскрыл общественное зло откупной системы и связанного с ней спаивания народа. По его мнению, села были до тех пор зажиточными, пока в них не появились кабаки. Замена откупной системы акцизной не решит проблемы пьянства, а только заметно ослабит ее, поскольку истоками этой проблемы являются бедность, невежество, безнадежность. Чернышевский отстаивает позицию воздержания крестьян от спиртного, встает на их защиту от насильственного спаивания.
Тема антиалкогольного бунта в России продолжается и в статье Добролюбова «Мотивы современной русской поэзии» (1859, № 1). В ней приводится стихотворение Конрада Лилиеншвагера «Мысли помощника винного откупа», которое начинается строками: «Ещё откуп имеет поборников, / Но могу на него я восстать… <…> Признаюсь, я давненько, действительно, / Злобу к откупу в сердце питал, / Хоть доселе ни слова решительно / Никому про него не сказал» [5, с. 31].
В начале 1859 года в связи с распространением слухов о намерении правительства отменить винные откупы, дававшие частным лицам право монопольной виноторговли в определенной местности, русскую журналистику наводнили статьи, резко критиковавшие откупную систему. В стихотворении «Мысли помощника винного откупа» Конрад Лилиеншвагер выступает против откупов. Он пишет, что генерал Сидор Карлович Дворников дал ему право открыто выражать свое презрение. Имя генерала являлось вымышленным и, по мнению Добролюбова, было нарицательным обозначением начальственного лица, регулирующего «дозволенную смелость» русских либералов, оно привилось в кругах «Современника» и «Искры». Конрад Лилиеншвагер поясняет причины своего отношения к откупам. Он пишет: «В нем для публики всей разорение, / В нем великий ущерб для казны, / В нем и нравов народных растление, / В нем позор и погибель страны». [Там же, с. 32].
Конрад Лилиеншвагер – литературная маска, созданная Добролюбовым для осмеяния псевдогражданского пафоса, общего бессилия поэтов либерального направления. Имя и фамилия этого поэта говорят сами за себя. Конрад – католическое немецкое имя. Оно образовалось от сложения слов kuon (храбрый, смелый) и rad (совет), поэтому его можно перевести как «храбрый советник» или «смелый советник». Фамилия Лилиеншвагер является пародией на фамилию Розенгейм . На это указал М.К. Лемке: немецкое rosen – розы, oheim – дядя, lilien – лилии, shwager – шурин, зять. По замыслу Добролюбова, Конрад Лилиеншвагер должен был показать читателям ничтожность, несостоятельность стихотворений Розенгейма, Бенедиктова, Майкова, незначительность стихов этих поэтов в процессе борьбы с либеральной гласностью.
Отмена откупов и замена их акцизам по времени совпала с принятием крестьянской реформы, которая, естественно, и авторов «Свистка», и их читателей волновала больше. Добролюбов не оставил без пристального внимания вопросы внутригосударственных и сословно-классовых отношений. Он исследовал проблемы социальной дифференциации населения, содержание социально-правовых условий, политики, политической иерархии, типы, формы и принципы государственного устройства и управления общества.
В драматических условиях социальных реалий жизни России «Свисток» обличал не только крепостничество, произвол, власть, но и отдельные стороны бытия, которые мешали общественному прогрессу. Одной из таких проблем была проблема пьянства.
Список литературы Проблема борьбы с пьянством на страницах сатирического журнала "Свисток"
- Боград В. Журнал «Современник». 1847-1866. Указатель содержания. М.; Л.: Гослитиздат, 1959. 828 с.
- Васильков С. В. «Бостонское чаепитие» и ретроспектива представлений о нем в американской и английской печати//Известия Смоленского государственного университета. 2012. № 4 (20). С. 182-185.
- Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 5. М.; Л.: Худож. лит., 1962. 612 с.
- Панаева А. Я. (Головачева). Воспоминания. М.: Правда, 1986. 496 с.
- «Свисток». Собрание литературных, журнальных и других заметок. Сатирическое приложение к журналу «Современник». 1859-1863. М.: Наука, 1981. 591 с.
- Якушин Н. И., Овчинникова Л. О. История отечественной журналистики. Вып. 3. Идейные искания, общественно-литературное движение, журналистика «эпохи реформ» 1856?1866 годов: учеб. пособие. М.: ИМПУ им. Грибоедова, 2009. 71 с.