Проблема фокализации в диахроническом измерении

Автор: Агратин Андрей Евгеньевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Нарратология

Статья в выпуске: 2 (61), 2022 года.

Бесплатный доступ

Фокализация рассматривается в статье как регулятивный механизм повествования, определяющий особенности презентации диегетического мира внутреннему взору читателя. Как правило, нарратологи отождествляют роль адресата в реализации фокальных возможностей повествования с ролью рассказчика / повествователя: адресат видит мир истории так же, как и нарратор, являясь его абсолютной копией. По нашей гипотезе, читатель обладает собственной «зрительской» компетенцией. Последняя же раскрывается лишь в диахроническом измерении, выступая основой трех типов фокализации, сменяющих друг друга от эпохи к эпохе. В древнерусской словесности и литературе XVIII в. читатель «узнает» известные (готовые) сочетания подробностей (архаический тип фокализации). Адресат произведений XIX в. (А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского) имеет дело с непредсказуемой совокупностью деталей, из которых он «собирает» логически завершенную картину (классический тип). Фокализация неклассического типа предусматривает такую читательскую компетенцию, как фиксация («созерцание») повествуемого: детали приковывают к себе внимание адресата, однако не требуют «расшифровки», поскольку лишь свидетельствуют о наличии условного универсума (А. П. Чехов, орнаментальная проза XX в.), порождая т.н. «эффект реальности» (Р. Барт). Типы фокализации не сменяют друг друга безвозвратно. Однажды возникнув, они воспроизводятся вновь на последующих стадиях эволюции нарративного дискурса. Классический тип сосуществует с архаическим, неклассический формируется на фоне классического (А. П. Чехов), архаический реактуализируется в соцреализме (А. С. Серафимович, Д. А. Фурманов, А. А. Фадеев, Ф. В. Гладков), классический - в литературе модернизма (М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак) и современной прозе (Е. Г. Водолазкин, З. Прилепин, С. А. Шаргунов, Л. Е. Улицкая), неклассический - в постмодернистских текстах (М. П. Шишкин).

Еще

Фокализация, нарратив, читатель, компетенция, точка зрения, деталь, русская литература

Короткий адрес: https://sciup.org/149140459

IDR: 149140459   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-2-39

Список литературы Проблема фокализации в диахроническом измерении

  • Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 392-400.
  • Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1934. 321 с.
  • Белый А. Собрание сочинений. В 14 т. Т. 2. Петербург: Роман в 8 гл. с прологом и эпилогом. М.: Республика, 1994. 464 с.
  • Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 3. Повести. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1938. 725 с.
  • Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 5 Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989. 575 с.
  • Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта: Наука, 2003. 247 с.
  • Женетт Ж. Фигуры: 2 т. Т. 2. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998. 469 с.
  • Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 т. Т. 1. М.; Л.: Художественная литература, 1964. 810 с.
  • Кормилов С. И. Деталь // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. С. 220.
  • Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 6. М.: Воскресенье, 2002. 592 с.
  • Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 372 с.
  • Путнин Ф. В. Деталь художественная // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М.: Советская энциклопедия, 1978. Стлб. 267-268.
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1959-1962.
  • Старикова В. А. «Кресло без одной ножки» в художественной структуре рассказа А. П. Чехова «Душечка» // Филологическое образование в школе и вузе. Материалы международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI Кирилло-Мефодиевские чтения», 18-19 мая 2010 года. М., Ярославль: Ремдер, 2010. С. 175-178.
  • Старикова В. А. Функционально-смысловая основа художественной детали и подробности (на материале произведений В. М. Гаршина и А. П. Чехова) // Проблемы поэтики русской литературы XIX века: Сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1983. С. 85-101.
  • Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 3. М.: Наука, 1979. 526 с.
  • Тюпа В. И. Логос наррации: к проекту исторической нарратологии // Nar-ratorium. 2015. № 1 (8). URL: http://narratorium.rggu.m/artide.html?id=2634327 (дата обращения: 01.02.2022).
  • Тюпа В. И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А. П. Чехова). Тверь: Тверской государственный университет, 2001. 64 с.
  • Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. М.: Наука, 1974-1982.
  • Чудаков А. П. Поэтика Чехова; Мир Чехова: Возникновение и утверждение. Санкт-Петербург: Азбука, 2016. 703 с.
  • Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  • Bal M. Narratologie: Les instances du récit: Essais sur la signification narrative dans quatre romans modernes. Paris: Editions Klincksieck, 1977. 199 p.
  • Friedman N. Point of View in Fiction: The Development of a Critical Concept // The Theory of the Novel / ed. P. Stevick. New York: The Free Press, 1967. P. 108-137.
  • Genette G. Narrative Discourse Revisited. Ithaca: Cornell University Press, 1988. 168 p.
  • Jahn M. Focalization // Routledge Encyclopedia of Narrative Theory. London, New York: Routledge, 2005. P. 173-177.
  • Jesch T., Malte S. Perspectivization and Focalization: Two Concepts — One Meaning? An Attempt at Conceptual Differentiation // Point of View, Perspective, and Focalization: Modeling Mediation in Narrative. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2009. P. 59-78.
  • Lubbock P. The Craft of Fiction. London: Jonathan Cape Paperback, 1972. 277 p.
  • Niederhoff B. Focalization // Handbook of Narratology. Berlin, Boston: De Gruyter, 2014. P. 197-205. URL: https://www.lhn.uni-hamburg.de/node/18.html (дата обращения: 03.11.2020).
  • Niederhoff B. Perspective — Point of View // Handbook of Narratology. Berlin, Boston: De Gruyter, 2014. P. 692-705. URL: https://www.lhn.uni-hamburg.de/node/26. html (дата обращения: 03.11.2020).
  • Stanzel F. K. Narrative Situations in the Novel: Tom Jones, Moby-Dick, The Ambassadors, Ulysses. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1971. 186 p.
Еще
Статья научная