Проблема идентификации жанра в творчестве В.А. Моцарта (на примере оперы "Cosi fan tutte")

Автор: Куклинская Марина Яковлевна

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Искусство и культура

Статья в выпуске: 1 (1), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблемам оперной драматургии в творчестве В.А. Моцарта. Индивидуальность стиля Моцарта, «полижанровость» его произведений для сцены, наличие общих приемов в характеристиках персонажей опер, относящихся к разным жанрам (buffa, Singspiel), дают возможность говорить о создании композитором особой жанровой разновидности оперы, которую автор статьи предлагает называть «моцартовская драма». В качестве драматургической основы «моцартовской драмы» в статье рассматривается жанр dramma giocosо. В статье анализируется музыкально-драматургический материал оперы «Cosi fan tutte», на основе которого автор выявляет приемы композиции и особенности музыкального языка, свидетельствующие о новом понимании жанра композитором.

Еще

Моцарт, dramma giocosо, конфликт, драматургия, композиция, лиризм, игра, cosi fan tutte

Короткий адрес: https://sciup.org/170178600

IDR: 170178600   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2020_1_37

Список литературы Проблема идентификации жанра в творчестве В.А. Моцарта (на примере оперы "Cosi fan tutte")

  • Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч. 2, кн. 2. М.: Музыка, 1990. 560 с.
  • Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М.: Музгиз, 1963. 429 с.
  • Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М.: УРСС, 2000. 210 с.
  • Луцкер П., Сусидко И. Новые тенденции в моцартоведении // Старинная музыка. 2006. № 1-2. С. 2-5.
  • Heartz D. Mozart's Operas. Berkeley: University of California Press, 1990. 300 p.
  • Lert E. Mozart auf dem Thater. Berlin: Humboldt-Universität, 1990. 491 p.
  • Goering E.J. Three Modes of Perception in Mozart. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 301 p.
  • Hinson D.R. Are you serios? An examination of the role of the tenor in Mozart's Operas Don Giovanni and Cosi fan tutte. A Dissertation Submitted to the Facalty of the Graduate School at the University of North Carolina for the degree Doctor of Musical Arts. Greensboro, 2009.
  • Schmid M.H. Mozarts opern. Ein musikalischer Werführer. München: Verlag C.H.Beck oHG, 2009. 128 p.
  • Lütteken L. Mozart. Leben und Musik im Yeitalter der Aufklärung. München: Verlag C.H.Beck, 2017. 296 p.
  • Луцкер П.В. Оперное творчество Моцарта в его отношениях к художественно-эстетическим принципам эпохи Просвещения: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1990. 21 с.
  • Луцкер П.В. Cosi fan tutte и проблемы позднего стиля В.А. Моцарта // Моцарт. Проблемы стиля: сб. тр. РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. Вып. 135. С. 28-42.
  • Луцкер П.В. Традиции итальянской комической оперы в XVII - первой половине XVIII века: генезис и поэтика жанров: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2015. 469 с.
  • Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008. 624 с.
  • Кириллина Л. Галантность и чувствительность в музыке XVIII века [Электронный ресурс]. URL: http://glierinstitute.org/ukr/study-materials/1/kirillina-galant.pdf (дата обращения: 28.06.2020).
  • Paumgartner B. Mozart. Atlantis: Kremays &Scheriau, 1993. 599 p.
  • Моцарт В.А. Полное собрание писем. М.: Междунар. отношения, 2014. 537 с.
  • Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М.: Классика XXI, 2007. 460 с.
  • Чичерин Г. Моцарт. Исследовательский этюд. Л.: Музыка, 1971. 319 с.
Еще
Статья научная