Проблема объективности человеческих представлений о боге в богословии прп. Максима исповедника на примере Ambigua 19 и Quaestiones ad thalassium 59 (часть 1)

Автор: Елиманов В.Е.

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Патрология

Статья в выпуске: 3 (106), 2023 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи - показать, как решается проблема объективности человеческих представлений о Боге в богословии прп. Максима Исповедника. Для разрешения данной проблемы в первой части статьи предлагается анализ Ambigua 19 прп. Максима Исповедника, где святой рассматривает три вида пророческих видéний: «дневное представление» (ἡ ἡμερινή φαντασία), «неложное ночное ви́дение» (νυκτὸς ἀψευδὴς ὄψις), «запечатление владычественного» (τύπωσις τοῦ ἡγεμονικοῦ). Анализ Ambigua 19 сопровождается разбором понятий «представление» (φαντασία) и «ум» (νοῦς) в контексте антропологии прп. Максима Исповедника. Непосредственному обращению к анализу Ambigua 19 предшествует рассмотрение философско-богословских оснований проблемы объективности человеческих представлений о Боге. Проведенный анализ показал, что при всех перечисленных видах пророческих видéний пророк не воспринимает извне какие-либо созданные Богом чувственные символы, образы, звуки или произносимые слова. Но при «дневном представлении» и «неложном ночном ви́дении» Бог Сам воздействует на «представление» (φαντασία) пророка и «формирует» (διατυποῖ) в нем «представление» (φάντασμα) о Самом Себе или о сообщаемом Им откровении. Сообщая Божественное откровение, Бог воздействует не только на «представление» (φαντασία) неразумной души, но и на «ум» (νοῦς), т. е. «владычественное», в котором также Сам формирует определенный «отпечаток» (τύπωσις), соответствующий целям Божественного откровения.

Еще

Преподобный максим исповедник, ambigua 19, представление (φαντασία), ум (νοῦς), представления о боге, знание, обожение, святитель григорий палама, ареопагитский корпус, иоанн скифопольский

Короткий адрес: https://sciup.org/140301633

IDR: 140301633   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2023_3_12

Список литературы Проблема объективности человеческих представлений о боге в богословии прп. Максима исповедника на примере Ambigua 19 и Quaestiones ad thalassium 59 (часть 1)

  • Aristoteles (1837) — Aristoteles. De anima // Aristotelis Opera. T. 3 / Ex recens. I. Bekkeri. Oxonii: E Typographeo Academic, 1837. P. 158-243.
  • Aristotle (1955) — Aristoteles. De Sensu et Sensibili // Aristotle. Parva Naturalia. A Revised Text with Introduction and Commentary / Ed. by W. D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1955. P. 71-102.
  • Grégoire de Nazianze (1978) — Grégoire de Nazianze. Discours 27-31 (Discours Théologiques) / Ed. by P. Gallay, M. Jourjon. Paris: Éditions du Cerf, 1978. (SC; vol. 250).
  • Grégoire de Nazianze (1978) — Grégoire de Nazianze. Discours 27-31 (Discours Théologiques) / Ed. by P. Gallay, M. Jourjon. Paris: Éditions du Cerf, 1978. (SC; vol. 250).
  • Gregorius Palamas (1962) — Грпуорюи той ПаХацаХиуураццата. T. 1: Лоусн апобактько!., (эттельурафа!., ЁлотоХа1 прод ВарХаац ка1 A^S^^v ùnô r]ouxâÇоvта>v / ekö. B. Bobrinsky, П. ПалаеиаууЁХои, J. Meyendorff, П.К. Хр]отои. ©отоа^тк^: BaoïÀixôv "Крица épeuvwv, 1962.
  • Gregorius Palamas (1992) — Грпуорюи той ПаХаца Хиуураццата. T. 5: КефаХаьа èraTOv я:£vтr]коvта, аок^тька оотуурацата, EÙ^ai / £к8. П. К. Хр]отои. ©OToa^viKn: Кироцотод, 1992.
  • Johannes Philoponus (2005) — Johannes Philoponus. On Aristotle's on the soul 1.1-2 / Transl. by P.J. van der Eijk. Ithaca (N.Y.): Cornell University Press, 2005. (Ancient Commentators on Aristotle).
  • Maximus Confessor (1980) — Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // Quaestiones ad Thalassium una cum latine interpretatione Ioannis Scotti Euriugenae / Ed. by C. Laga, C. Steel. Pars 1: Quaestiones I-LV. Turnhout: Brepols, 1980. (CCSG; vol. 7). P. 9-539.
  • Maximus Confessor (1990) — Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium // Quaestiones ad Thalassium una cum latine interpretatione Ioannis Scotti Euriugenae / Ed. by C. Laga, C. Steel. Pars 2: Quaestiones LVI-LXV. Turnhout: Brepols, 1990. (CCSG; vol. 22). P. 2-325.
  • Maximus Confessor (2014a) — Maximus Confessor. Ambigua // On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua / Ed., transl. by N. Constas. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 2014. Vol. 1.
  • Maximus Confessor (2014b) — Maximus Confessor. Ambigua // On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua / Ed., transl. by Constas N. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 2014. Vol. 2.
  • Nemesius Emesenus (1987) — Nemesius Emesenus. De natura hominis // Nemesii Emeseni de natura hominis / Ed. by M. Morani. Leipzig: Teubner, 1987. (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana). S. 1-136.
  • PG.T. 30 — Basilius Caesariensis. Enarratio in prophetam Isaiam // PG.T. 30. Col. 117-668.
  • PG.T. 34 — Ps.-Macarius. Liber de libertate mentis // PG.T. 34. Col. 935-968.
  • PG.T. 4 — Maximus Confessor. Scholia in Corpus Dionysiacum Areopagiticum // PG. T. 4. Col. 16-432, 528-576.
  • PG.T. 44 — Gregorius Nyssenus. De hominis opificio // PG.T. 44. Col. 123-256.
  • PG.T. 90 — Maximus Confessor. Capita de caritate, Capita theologica et oeconomica // PG. T. 90. Col. 960-1073; Col. 1084-1173.
  • PG.T. 91 — Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho // PG.T. 91. Col. 287-354.
  • Plotinus (1959) — Plotinus. Enneades // Plotini Opera. Tomus II: Enneades 4-5 / Ed. by P. Henry, H.-R. Schwyzer. Paris; Bruxelles: Deslée De Brouwer; L'Edition universelle, 1959. P. 3-427.
  • Ps.-Dionysius Areopagita (1990) — Ps.-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus // Corpus Dionysiacum I. Pseudo-Dionysius Areopagita / Hrsg. von B. R. Suchla. Berlin: Walter De Gruyter, 1990. (Patristische Texte und Studien; Bd. 33). S. 107-231.
  • Аристотель (1976) — Аристотель. Сочинения: в 4 т. / АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1976. Т. 1.
  • Василий Великий (1815) — Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 2. Кн. 1-2: Толкование на пророка Исаию. М.: В тип. А. Семена, 1815.
  • Григорий Богослов (1994) — Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1.
  • Григорий Нисский (2000) — Григорий Нисский, свт. Об устроении человека / Пер., послесл. и прим. В. М. Лурье. СПб.: Axioma, 2000.
  • Григорий Палама (2021) — Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих (новый перевод) / Пер. и коммент. Р. В. Яшунского; сост. О. И. Ласточкин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. С. 227.
  • Дионисий Ареопагит (2002) — Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника / Пер. с греч. и вступ. ст. Г. М. Прохорова. СПб.: Алетейя, Изд-во Олега Абышко, 2002.
  • Максим Исповедник (1993) — Творения преподобного Максима Исповедника / Пер., вст. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993.
  • Максим Исповедник (2004) — Избранные творения преподобного Максима Исповедника / Пер., вступ. ст., коммент. и прилож. Сидоров А. И. М.: Паломникъ, 2004.
  • Максим Исповедник (2019) — Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалас-сию / Пер. с греч., предисл. и коммент. А. И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница; Нижегородская духовная семинария, 2019.
  • Максим Исповедник (2020) — Максим Исповедник, прп. Трудности к Фоме (Ambigua ad Thomam), Трудности к Иоанну (Ambigua ad Iohannem) / Пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова, А. М. Шуфрина; науч. ред., пред. Г. И. Беневича. М.: Эксмо, 2020.
  • Немесий Эмесский (1996) — Немесий Эмесский. О природе человека / Пер. с греч. Ф. С. Владимирского. М.: Учебно-информ. экуменический центр ап. Павла, 1996.
  • Беневич (2020) — Беневич Г.И.Комментарии Amb. 18-19 // Максим Исповедник, прп. Трудности к Фоме (Ambigua ad Thomam), Трудности к Иоанну (Ambigua ad Iohannem) / Пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова, А. М. Шуфрина; науч. ред., пред. Г. И. Бене-вича. М.: Эксмо, 2020. С. 586-592.
  • Елиманов (2021) — Елиманов В.Е. Различие сущности и энергии в онтологии свт. Григория Паламы: энергия как сущность в движении // Метафраст. 2021. № 1(5). С. 123-181.
  • Зозуляк (2022) — Зозуляк Я. Византийская философия / Пер. Н. Б. Кориной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2022.
  • Лекторский (2001) — Лекторский В.А. Эмпиризм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Науч.-ред. совет: В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. М.: Мысль, 2001. Т. 4. С. 438.
  • Месяц (2005) — Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: исследования и переводы / Ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 391-406.
  • Anagnostou-Laoutides (2018) — Anagnostou-Laoutides E. Daydreaming and Lusting After the Divine: Clement of Alexandria and the Platonic Tradition // Dreams, Memory and Imagination in Byzantium / Ed. by B. Neil, E. Anagnostou-Laoutides. Leiden; Boston: Brill, 2018. (Byzantina Australiensia; vol. 24). P. 57-81.
  • Blumenthal (1977) — Blumenthal H.J. Neoplatonic Interpretations of Aristotle on Phantasia // Review of Metaphysics. 1977. No. 31 (2). P. 242-257.
  • Bradshaw (2004) — Bradshaw D. Aristotle East and West: Metaphysics and the Division of Christendom. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2004.
  • Caputo (2020) — Caputo J.D. In Search of Radical Theology: Expositions, Explorations, Exhortations. N.Y.: Fordham University Press, 2020.
  • Chouliaras (2020) — Chouliaras А. The Anthropology of St. Gregory Palamas: The Image of God, the Spiritual Senses, and the Human Body. Turnhout: Brepols Publishers, 2020.
  • Gregoric (2007) — Gregoric P. Aristotle on the Common Sense. Oxford: Oxford University Press, 2007. (Oxford Aristotle Series; vol. 4).
  • Kolbutova (2018) — Kolbutova I.D. The Mirror of Mediating Imagination: Neoplatonic Phantasia in the Mind of Wisdom Incarnate. Saarbrücken: Scholars' Press, 2018.
  • Langford (2014) — Langford M.J. The Tradition of Liberal Theology. Grand Rapids (Mich.): W. B. Eerdmans, 2014.
  • Moreschini (2006) — Moreschini C. Sulla presenza e la funzione dell'aristotelismo in Massimo il Confessore // Forme della cultura nella tarda antichità: atti del VI Convegno dell'Associazione di Studi Tardoantichi, Napoli e S. Maria Capua Vetere, 29 settembre — 2 ottobre 2003 (Vol. 1-2) / A cura di U. Criscuolo [=Koinonia 28-29 (2004-2005)]. Napoli: D'Auria, 2006. P. 105-124.
  • Nigra (2021) — Nigra A. Note per l'attribuzione a Massimo il Confessore di parte degli Scholia al Corpus Dionysiacum le cruces identificative in alcuni manoscritti della versione latina di Anastasio Bibliotecario // Augustinianum. Vol. 61. Is. 1. 2021. P. 237-262.
  • Rudberg (1953) — Rudberg S.Y. Études sur la tradition manuscrite de saint Basile. Lund: Hâkan Ohlssons Boktryckeri, 1953.
  • Searby (1998) — Searby D.M. Aristotele in the Greek Gnomological Tradition. Uppsala: Uppsala University, 1998. (Studia Graeca Upsaliensia; no. 19).
  • Steel (2012) — Steel C. Maximus Confessor on Theory and Praxis. A Commentary on Ambigua ad Johannem VI (10) 1-19 // Theoria, Praxis, and the Contemplative Life after Plato and Aristotle / Ed. by T. Bénatouïl, M. Bonazzi. Leiden; Boston (Mass.): Brill, 2012. (Philosophia Antiqua; vol. 131). P. 229-258.
  • Suchla (1980) — Suchla B.R.. Die sogennanten Maximus-Scholien des Corpus Dionysiacum Areopagiticum // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen I. Philologisch-historishe Klasse. 1980. No. 3. S. 31-66.
Еще
Статья научная