Проблема происхождения числовой метафоры трактата «36 стратагем»

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14736808

IDR: 14736808

Текст статьи Проблема происхождения числовой метафоры трактата «36 стратагем»

Использование цитат из «Книги перемен» в трактате «36 стратагем» вполне могло быть инспирировано и даосской традицией – даосизм инкорпорировал «И цзин» в свой корпус канонических произведений при династии Хань. В пользу этой гипотезы говорит и описание самой ранней находки трактата – он был переплетен вместе с рецептами долголетия, которым в различных даосских техниках психофизической тренировки уделялось самое пристальное внимание.

Устойчивая тенденция, связанная с числом «36» и уловками, прослеживается в повествовательной прозе периода правления династий Мин и Цин. В романе У Чэнъэня «Путешествие на Запад» (гл. 2) описывается, как патриарх Суботи предлагает царю обезьян Сунь Укуну на выбор обучение «способу созвездия ковша Большой медведицы , включающему 36 превращений» ( 一般 天罡 数,该 三十六 般变化 ) или «способу звезды Земного исхода , который состоит из 72 превращений» ( 一般 地煞 数, 该 七十二 般变化 ).Другой герой романа – Чжу Бацзе – обладает способностью к 36 превращениям. В романе «Развеянные чары» ( 三遂平妖 传 ) мудрая обезьяна Юань-гун, изучающая «высокое искусство даосского учения», похищает одну из тайных книг Девяти небес – «Книгу исполнения желаний» ( 如意册 ). «В ней перечислялось 108 способов даосских превращений – 36 великих, по числу духов Северного ковша , и 72 малых, по числу духов земных ». Здесь описана та же числовая модель, что и в романе У Чэнъэня. Другой вариант трансформации этого образа можно найти в романе Ши Найаня «Речные заводи». В главе 70 описано чудесное появление каменной плиты с надписями, сделанными небесными письменами Кэдоу. «На лицевой стороне таблицы высечено: “ 36 могущественных и доблестных небесных звезд ” – это 36 отважных героев Ляншаньбо» ( 前面书 梁 山泊 天罡 三十六 ). «На оборотной стороне камня названы 72 грозные звезды ( 背面书 地煞七十二 ).

Выражение 三十六天罡 саньшилю тяньган – это общее название, используемое даосами для обозначения 36 духов, обитающих на звездах Северного Ковша. Даосские маги их часто призывали в заклятьях для изгнания духов. В романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» (гл. 102) при изгнании нечисти упоминаются «36 небесных полководцев» (三十六天将). «Небесными полководцами» даосы называли людей, ставших духами при жизни в результате встречи с небожителями, или отличавшихся преданностью и благородством, или совершивших великие подвиги 2.

Если воспользоваться методами анализа, разработанными в фольклористике и литературоведении, и попытаться выявить обобщенный ряд мотивов, реализующийся в минской и цинской романистике, то общим для всех романов будет сюжет: «Во время народного восстания (войны, других жизненных трудностей, которые не преодолеваются обычными спо-собами) герой прибегает к помощи даосской магии (волшебные уловки, небесные полководцы, звездные духи), связанной с числом “36”».

Утверждение о наличии простой ассоциативной связи по свойству «непобедимость» между 36 героями, 36 духами-« тяньган », 36 магическими способами и 36 стратагемами не имеет под собой достаточных оснований – фактов литературной традиции, которая содержит описания магических приемов, для обоснования этой ассоциативной цепочки мало. Тем не менее, по произведениям художественной литературы можно выявить круг универсальных ассоциаций, связанных с представлениями о числе «36».

Первым из них является богиня Девяти небес Сюаньнюй, которая дарит герою чудесные предметы, с помощью которых он одерживает победу в войне. Именно этот след позволяет выйти исследованию за пределы художественной литературы. Богиня Сюаньнюй – популярное даосское божество. В прошлом по всему Китаю имелись храмы, посвященные Сюань-нюй или Матушке Девяти небес ( 九天娘娘 ). Сюаньнюй часто выступает в роли учителя Желтого императора и патрона воинских искусств. Культ Желтого императора как первопредка ханьцев, изобретателя наук, искусств и государственных законов также сопровождал широкий спектр религиозных практик и обрядности.

В «Жизнеописании Желтого императора Сюаньюаня» из популярной даосской энциклопедии сунского времени «Семь грамот из облачного книгохранилища» эпизод дарения книг по военному искусству описан следующим образом: « С неба спустилась женщина, голова человека, а тело - птичье. Император, увидев [ее], склонился в приветственном поклоне до земли и не поднимался. Женщина сказала: “Я - Сокровенная дева, если есть сомнения -спрашивай”. Император ответил: “Чи-ю губит людей и вещи, ничтожный желает победить его, даже если придется вести десять тысяч сражений ”. Сокровенная дева обучила его “ искусству темного и светлого начал хитрых уловок пяти звуков из Тайной стратегии Трех дворцов ”. Примечание составителя: в военных книгах говорится о военном искусстве Сокровенной девы. Способами Сокровенной девы Девяти небес пользовался вэйгун Ли Цин... Искусство темного и светлого начал - это “Способы превращений по образцу шести знаков жэнь, тайи и скрытых знаков цзя ”. Сокровенная дева передала [ему] “Иньфу цзин ” в трехстах словах».

Обращает на себя название искусства, которому обучается Желтый император (в тексте оно выделено жирным шрифтом) – в него входит бином 权谋 цюаньмоу – «хитрые планы», который в таком значении широко используется самыми разными, и не только даосскими, авторами. Необходимо также отметить, что искусство составления «хитрых планов» связано в этом примере с такой мыслительной моделью, как диалектика взаимодействия светлого и темного начал ( инь-ян ). Именно такой подход декларируют неизвестные авторы трактата «36 стратагем». Во введении говорится: « Шесть на шесть - 36. В числе заключено искусство, в искусстве содержатся числа. Светлое и темное начала, согласовываясь, упорядочива-ют-направляют, непостижимые изменения (случай) заключены в их [сочетании!»•

Как культурный символ «Иньфу цзин» вызывал ассоциации, связанные с представлениями о непобедимости и мастерстве военных стратегов и советников. Авторство этого произведения также приписывается многим, в том числе и Цзян Тай-гуну - автору реальных «Шести тайных стратегий». Считалось, что комментарии к нему писали Гуйгу-цзы, Фань Ли, Чжан Лян. Именно с его именем связано упоминание «Иньфу цзина» у Сыма Цяня - эту книгу дарит Чжан Ляну мифический Хуанши-гун, которому приписывается авторство сохранившихся до наших дней «Трех стратегий».

Ли Цзин ( ^ЭД ), упоминавшийся в комментарии, - это реальное историческое лицо. Он имел титул вэйгуна , был соратником и советником танского императора Ли Шиминя (танско-го Тай-цзуна), который в истории Китая прославился своими военными подвигами. Он же является собеседником танского Тай-цзуна в дошедшем до наших дней каноническом военном трактате «Вопросы танского Тайцзуна и ответы Ли- вэйгуна ».

В цитируемом отрывке из «Жизнеописания Хуан Ди» упоминается «План овладения случаем победы и поражения». Существует реальное произведение, приписываемое Желтому императору, называющееся «Канон овладения непостижимыми изменениями (случаем)» ( ШШ^ ). Основное его содержание посвящено войсковым построениям и перемещениям отдельных воинских подразделений в изменяющихся условиях реального сражения. За структурную основу этого построения взята круговая схема восьми триграмм. Все войско делится на восемь частей, имеющих метафорические названия. Подразделения Неба, Земли, Ветра и Облака относятся к «прямым» или совершающим реальные (заранее запланированные) маневры частям ( чжэн ). Подразделения Дракона, Тигра, Птицы и Змеи относятся к «непрямым» или совершающим обманные маневры частям ( ци ). Идейным основанием данного построения является диалектика соотношения «истинного, прямого, правдивого» и «непривычного, странного, обманного», которая с помощью соответствующих категорий « чжэн » и « ци » нашла отражение еще в «Военном искусстве Сунь-цзы».

С «Иньфу цзином» связывается имя еще одного танского военного теоретика - Ли Цюаня (^), написавшего «Тайный канон божественного случая звезды Тайбо, [помогающий] контролировать врагов» ( #Ш«Й*Й№£ ). Ли Цюань утверждает, что «Тайный канон» получен им во время путешествия по «известным горам», являющихся частью даосского культа: « Этот “Тайный канон звезды Тайбо ” танский ученый Ли Цюань, долго путешествовав по горам, разведывая искусство необычного среди страшных отрогов и утесов горы Суншань 3 , обретя “Канон единения с сокрытым Желтого императора ”, встретив Почтенную тетушку с горы Лишань и получив наставления в [понимании] скрытого, изучив и исследовав все глубины и тонкости, написал в виде военного трактата, назвав “Тайный канон звезды Тайбо” ».

Содержанием «Тайного канона звезды Тайбо», по утверждению автора, являются необычные планы-уловки ( ) и «Путь коварства» ( ЖЖ ). Реальное же его содержание весьма разнообразно - общие принципы стратегического планирования, методы построения воинских частей и оценки местности, описания оружия, способы осаждения крепостей, лекарственные рецепты, разделы по физиогномике и способам оценки лошадей и т. д. Именно в этом трактате встречается еще одна классификационная схема с числом «36» - Н + А^ сань ши лю цинь - «36 небесных животных» в главе «Различные расчеты-гадания» ( ). Вероятно, одно из наиболее ранних подобных описаний есть в трактате «Великий смысл пяти первоэлементов» ( 5^А ^ ) ученого Сяо Цзи ( Ж ^ ), жившего при династии Суй.

При династии Сун появились отдельные сочинения, посвященные модели «тридцати шести небесных животных», в которых число «36» фигурирует в названии. В библиографическом разделе «Истории династии Сун», наряду с многочисленными сочинениями, посвященными «модельным гаданиям», упоминаются «Секреты использования “[модели] 36-ти

  • 3 Известная гора в провинции Хэнань, на которой, кстати, находится известный монастырь Шаолинь.

животных” в гаданиях по системе “шести знаков жэнь”» в трех свитках ( 六壬用三十六禽秘 诀 ) и «Рифмованная [модель] 36-ти животных» господина Сыма ( 三十六禽歌 ).

Еще одну ассоциативную связь легенды о Желтом императоре с военным делом и гадательными практиками образует метод «выбора (усвоения) пяти звуков». Магия звуков пентатонической гаммы, благодаря которой Хуан-ди победил Чи-ю, в «Жизнеописании Желтого императора Сюаньюаня» из «Семи грамот облачного книгохранилища» называется « Планы овладения пяти звуками для обдумывания и познания наступательной войны» ( 黄帝于是 纳 五音之策 ,以审攻战之事 ). Способ «овладения звуками» ( 纳音 ) содержит некоторые сочинения по «системе шести знаков жэнь». Этот термин обозначает способ сочетания «небесных стволов», «земных ветвей» с «пятью первостихиями».

Таким образом, можно сделать вывод о наличии тенденции сакрализации числа «36», которую мы можем проследить по письменным источникам, начиная с династии Суй, которая сопровождала проникновение различных даосских ценностных представлений и практических техник, связанных через мантические системы с «И цзином», в сферу военной теории.

Рациональная связь между даосизмом и военной мыслью на уровне терминологии и общих теоретических построений существовала в китайской культуре и раньше. Эта связь нашла отражение и в библиографии. Сочинение Цзян Тай-гуна в трех частях в библиографическом разделе «Хань шу» отнесено к разделу даосских. В военных трактатах, написанных при династии Тан, отразилось образование новой связи – на уровне эзотерических представлений. При Тан военное дело снова инкорпорировало многочисленные элементы мистики – в сферу военной теории вошли представления о сверхъестественном и элементы магических и гадательных практик.

По библиографическим разделам официальных династийных историй ( 正史 ) четко прослеживается тенденция пересечения в области военной и гадательной литературы, а также использование в названиях военных сочинений сакральных образов в качестве ценностных маркеров. В основном это имена Желтого императора, богини Девяти небес Сюаньнюй, Тай-гуна, Хуанши-гуна. В библиографических разделах официальных династийных историй зафиксированы произведения по военной тематике с такими названиями, как «Военный канон богини Девяти небес Сюаньнюй» ( 玄女战经 ), «Военные методы, выспрошенные Желтым императором у богини Девяти небес Сюаньнюй» ( 黄帝问玄女兵法 ), «Секреты военного искусства Желтого императора» ( 黄帝用兵法诀 ) и т. д. Некоторые названия военных трактатов включают названия «модельных гаданий». Например, «Военный календарь “великого единого” Желтого императора» ( 黄帝太一兵历 ). На стыке военной сферы и даосских эзотерических практик, отмеченных ценностными маркерами в виде имен сакральных героев или великих стратегов, можно обнаружить другую группу сочинений, названия которых содержат число «36».

В библиографическом разделе «Истории династии Суй» упоминается трактат «36 способов использования канона модели [гадания] Желтого императора», написанный автором по фамилии Цао ( 黄帝式经三十六用 ). Возможно, это же произведение фигурирует под названием «36 способов использования канона модели [гадания] Желтого императора господина Цао» ( 曹氏黄帝式经三十六用 ) в «Новой истории династии Тан». В «Истории династии Сун» упоминается сочинение «36 видов гадания по “Чжоусским переменам”» ( 周易三十六占 ).

В библиографическом разделе «Новой истории династии Тан» , подразделе «школа военных» наряду с «Тайными планами Тайгуна» ( 太公阴谋 ) зафиксирована книга с названием «36 способов использования тайных планов», приписываемая ему же ( 阴谋三十六用 ). В «Старой истории династии Тан» также упоминается «36 способов использования тайных планов Тай-гуна» ( 太公阴谋三十六用 ).

Необходимо отметить, что произведений, в состав названий которых входило бы число «36», по сравнению с общим количеством зафиксированных книг ничтожно мало. Тем не менее можно утверждать, что число «36» является маркером определенного класса сочинений, связанных с процессами синтеза даосских эзотерических практик и военного дела. Та- ким образом, можно полагать, что считающийся основным в литературе, посвященной стратагемам, трактат «36 стратагем» – получил свое наименование в соответствии с уже сложившейся традицией.

Статья