Проблема ресоциализации в уголовно-исполнительной системе России

Автор: Салахова Валентина Борисовна, Митина Татьяна Сергеевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Экспертиза

Статья в выпуске: 9, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен результат теоретического анализа проблемы ресоциализации в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Дано определение понятия ресоциализации в исправительных учреждениях в контексте социальной психологии.

Ресоциализация, уголовно-исполнительная система, уголовное наказание, личность осужденного, исправление осужденного, методы исполнения наказания

Короткий адрес: https://sciup.org/170168535

IDR: 170168535

Текст научной статьи Проблема ресоциализации в уголовно-исполнительной системе России

Ц елью исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы

России является исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение ресоциализации осужденных в ходе отбывания ими этого наказания, подготовка их к адаптации к условиям жизни современного общества после освобождения из мест лишения свободы. Ресоциализация осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания является ведущей задачей пенитенциарных учреждений. Однако практика исполнения наказания в виде лишения свободы является многогранной и противоречивой. С одной стороны, исправительные учреждения должны обеспечить вхождение осужденного в социум, а с другой – в них исполняется наказание в виде лишения свободы и реализуются его цели по средствам режима, правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Кроме того, анализ исследований, посвященных данной проблеме, позволяет говорить о том, что в период отбывания наказания у осужденных культивируются такие негативные черты, как склонность к насилию, корысть, неуважение к обществу и др. (Ю.М. Антонян, М.И. Гернет, М.Г. Дебольский и др.), а методы, ориентированные на исправление преступника, не вызывают продуктивных изменений в деформированной личности (Ю.А. Алферов, Л.Н. Анцыферова, Е.М. Данилин, В.И. Игнатенко, А.Р. Ратинов и др.).

Соединение этих моментов в жизни осужденного – важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются в т.ч. профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.

Ресоциализация осужденных как социально-правовая категория востребована социально-экономическими, политическими реалиями жизни современного российского общества. Она обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, дифференциации и индивидуализации наказания, исправления осужденных [Рыбак 1998].

Отдельные проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы, механизма ее реализации под различным углом зрения рассматривались в работах Т.Н. Волковой, В.А. Елеонского, Б.П. Козаченко, М.П. Мелентьева, А.В. Пищелко, П.Г. Пономарева, Т.Г. Предова, А.А. Рябинина, А.Ф. Сизого, Н.А. Стручкова, А.В. Чернышевой, В.Е. Южанина и др., однако исследования проблемы ресоциализации осужденных с учетом их социально-психологических особенностей не проводились.

В связи с вышесказанным нам представляется необходимым осуществить анализ исследований проблемы ресоциализации с социально-психологической точки зрения.

Впервые в психологию термин «ресоциализация» был введен американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером (1990) для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социокультурную сpеду в результате «дефектов» социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социокультурного окружения (ресоциализация мигрантов). Сегодня этот теpмин в социальной психологии понимается достаточно широко и вне специфики субъектов процесса – как осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха [Антонян, Голубев, Кудряков 1989].

Отмечается, что центральной характеристикой социального поведения человека в процессе социализации должно быть умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Естественно, что пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному, в зависимости от собственных теоретических пристрастий.

Так, для бихевиористски ориентированных исследователей социализации основу поведения в социально неопределенной ситуации составляют те поведенческие модели, которые включают в себя основные элементы институциональных требований, т.е., пo их мнению, человек начинает ориентироваться на модели-образцы более высокого уровня общности [Франкл 1990].

Для исследователей, тяготеющих к когнитивистской ориентации, ведущими факторами формирования умения действовать в неопределенной ситуации являются особенности когнитивного стиля человека: гибкость и дифференцированность я-концепции, внутренний локус контроля и т.д. [Mechler 1981].

Приверженцы ролевых теорий личности отмечают, что процесс ресоциализации запускается не только осознанием объективной ситуации социального неуспеха, но и любым рассогласованием ролевых ожиданий самоэкспектации, что обычно оценивается как один из типов ролевого конфликта [Panse 1965]. Ресоциализация определяется как изменение ставших неадекватными ценностей, ноpм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями [Михлин 1980].

К. Келли (1965), Э. Эриксон (1990) считают, что социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации. Религиозное обращение, вступление в пoлитическую партию, заключение в тюрьму, переезд в другую страну – все это требует от индивида изменения отношений и взглядов [The Oxford History… 1998].

Ресоциализации при девиантном поведении отличается от ресоциализации «здоровых» людей прежде всего тем, что у законопослушной личности ресоциализация является всего лишь ступенью к более совершенной внутренней организации, в то время как при девиантном поведении должна произойти полная перестройка всех взаимоотношений человека с окружающим миром и самим собой. Другим отличием ресоциализации при девиантном поведении можно назвать наличие у индивида внутреннего и внешнего сопротивления. Внутреннее сопротивление касается уже выработанных достаточно стойких установок у индивидов с отклоняющимся поведением. Внешнее сопротивление выражается в неготовности помочь человеку и принять его в нормальную среду обществом при наличии его желания туда вернуться. До начала ресоциализации, т.е. приобретения новых ролевых, нормативных и ценностных установок, должна произойти десо- циализация, т.е. отказ от прежних воззрений, которые привели в прошлом к возникновению делинквентного поведения [Кондрат 2006].

Теоретико-методологический анализ проблемы ресоциализации показал, что существует множество подходов к ее рассмотрению. Изучением проблемы ресоциализации занимались такие исследователи, как Ю.М. Антонян, Ю.А. Алферов, А.И. Зубков, С.А. Лузгин, А.В. Пищелко, В.М. Поздняков, М.П. Стурова, В.Е. Южанин и др.

Ряд исследователей определяют ресоциализацию как «возобновление или повторность действия» и как противодействие асоциальной деградации личности. Ресоциализация рассматривается в смысле социальной адаптации и процесса исправления личности (Ю.В. Жулева, 2000; Т. Предов, 1978), определяя ресоциализацию как целенаправленную, управляемую нравственно-психологическую подготовку заключенных, как профилактическую деятельность. По мнению Т. Предова, пенитенциарное воздействие на личность осужденных в местах лишения свободы носит криминологический характер и осуществляется с целью предупреждения преступного поведения в будущем. В.М. Трубников (1990) под ресоциализацией понимает «процесс исправления и перевоспитания судимых лиц» [Салахова 2015].

Сходной точки зрения придерживается Н.А. Крайнова (2005). Она предлагает рассматривать ресоциализацию осужденных как процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, который осуществляется на основе применения к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, комплекса правовых, психолого-педагогических, воспитательных, организационных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности с целью недопущения им в дальнейшем противоправных деяний. Отмечая длительность процесса ресоциализации, Н.А. Крайнова пишет о том, что одним из этапов ресоциализации может выступать процесс исправления [Антонян, Голубев, Кудряков 1989].

Широкая трактовка и подробный анализ изучаемой проблемы приводятся у М.С. Рыбака, который указывает на то, что ресоциализация – это «корректировка свойств личности осужденного в направлении придания ей чеpт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной с точки зрения общественной безопасности социальной группе, определенной микросреде» [Рыбак 1998].

Процесс ресоциализации в данном аспекте связан, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием у них механизма социальноположительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения, привитием качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе.

Таким образом, процесс ресоциализации можно представить как единство двух процессов: 1) антисоциализации, т.к. разрушается старая система ценностей, ноpм, личностных черт и 2) социализации, поскольку формируется новая система норм, взглядов, ценностей личности.

Все это вместе и образует процесс реструктуризации социально-психологических качеств – ресоциализацию личности.

Ресоциализация личности осужденного представляет собой формирование в процессе отбывания им уголовного наказания качеств личности, способствующих восстановлению нарушенных социальных связей и отношений, а также идентификацию личности как субъекта собственной жизнедеятельности. Такими качествами выступают законопослушность и социальность, призванные обеспечить соблюдение личностью правовых ноpм и ее ориентацию на социально полезный образ жизни (нравственно-правовая ресоциализация). Ограничение их формирования связано с тем, что, в отличие от социализации личности в условиях свободы, ресоциализация осужденного происходит в местах лишения свободы в основном под влиянием внутренней среды пенитенциарного учреждения и лишь в весьма ограниченной степени – отдельных элементов внешней среды [Глоточкин, Пирожков 1968].

Основную структуру системы ресоциализации образуют связи и отношения сотрудников исправительных учреждений с осужденными, единство видов развивающей деятельности самих осужденных. Процесс ресоциализации складывается из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека в процессе исполнения уголовного наказания со стороны общества (представителем которого выступает администрация пенитенциарного учреждения), воздействия сpеды (как необходимого условия развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Последнее проявляется в избирательном отношении осужденного к ближайшему окружению, его нормам и ценностям, к воспитательным воздействиям, в самовоспитании и саморегулировании поведения. Система и процесс ресоциализации личности осужденного сопряжены с системой и процессом уголовного наказания, имеют общую структуру и отличаются специфическими механизмами воздействия на личность осужденного [Беличева 1994].

Таким образом, ресоциализация осужденных представляет собой сложный и многомерный процесс трансформации социально-психологических качеств личности (системы ценностей, установок, норм морали и нравственности, стереотипа поведения, мировоззренческой позиции и т.д.). В связи с этим методы и средства, направленные на исправление личности осужденного, должны включать в себя процессы, затрагивающие все компоненты структуры личности. Социально-психологическая ресоциализация имеет свою структуру, и одним из ее компонентов является ценностно-смысловая сфера, образующая базовое ядро личности.

Ресоциализация осужденных, так же как и социализация личности, зависит от множества факторов. Вместе с тем ресоциализация не является простым повторением стадий социализации, а имеет качественные отличия как в средовых, институциональных и семейных факторах, так и в процессах, происходящих в структуре личности. Ресоциализация представляет собой полифункциональ-ное понятие: ее можно рассматривать как функцию исправительных учреждений; как основную задачу пенитенциарной системы, направленную на процесс исправления личности преступника; как процесс переработки личностью своего жизненного опыта с целью изменения социального поведения; как инструмент управления процессом вхождения преступника в социум.

Работа поддержана грантом РГНФ «Исследование особенностей и динамики показателей ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование», проект № 15-36-01329/16.

Список литературы Проблема ресоциализации в уголовно-исполнительной системе России

  • Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.М. 1989. Психологические особенности осужденных и их отличительные черты. М.: Наука. 213 с
  • Беличева С.А. 1994. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс. -Основы превентивной психологии. М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России»
  • Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. 1968. Психические состояния человека, лишенного свободы (под ред. К.К. Платонова). М. 42 с
  • Кондрат Е.Н. 2006. Психология молодежной делинквентности: механизмы и профилактика (на примере пенитенциарных учреждений). СПб: ИД СПбГУ. 221 с
  • Михлин А.С. 1980. Личность осужденных к лишению свободы и проблема их исправления и перевоспитания. Фрунзе: Кыргызстан. 200 с
  • Рыбак М.С. 1998. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях: учебно-методическое пособие. Саратов: СГАП. 122 с
  • Салахова В.Б. 2015. Особенности ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование: монография. Ульяновск: УлГУ. 167 с
  • Франкл В.Э. 1990. Человек в поисках смысла (пер. с англ. и нем.; под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс. 366 с
  • Mechler A. 1981. Psychiatrie des Strafvollzugs. Munster. 112 р
  • Panse F. 1965. Die psychologische Problematic des Strafvollzugsim Hinblick auf den Besserungs gedanken. -MschrKrim. № 39. P. 5-17
  • The Oxford History of the Prison: The Practice of Punishment in Western Society (ed. by N. Morris, D.J. Rothman). 1998. NY: Oxford University Press. 425 p
Еще
Статья научная