Проблема сущности как рода сущего в контексте критики Плотином аристотелевской системы категорий в трактате VI 1 (42) "О родах сущего"

Автор: Волкова Надежда Павловна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 1 т.12, 2018 года.

Бесплатный доступ

Темой данного исследования является критика аристотелевской категориальной системы, предложенная Плотином в трех первых трактатах шестой «Эннеады». Плотин задается вопросом о возможности мыслить в рамках той или иной системы категорий, как например, система Платона, Аристотеля, или стоиков. Плотин отождествляет категории с родами сущего, опираясь на традицию такого отождествления, предложенную Платоном в «Софисте». Аристотель сам в некоторых текстах говорит о категориях как о родах сущего ( An. Post. 88b 1, Metaph. 1024b9-16, De An. 402a23-5). Известно, что Аристотель был первым, кто сделал сущность предметом первой философии, до него предметом философии было сущее как таковое, или бытие. Он же показал, что когда мы пытаемся мыслить о бытии, о «сущем, поскольку оно сущее», то с необходимостью переходим к сущности. Сама сущность может быть представлена как общий род, соединяющий в себе три вида сущностей - математическую, физическую и божественную ( Metaph. 1070b30 - 1071b3). Плотин критикует этот аристотелевский подход, утверждая, во-первых, что не сущность, а сущее должно оставаться предметом первой философии, во-вторых, что десять аристотелевских категорий не могут одновременно описывать умопостигаемый и телесный мир, а значит, сущность не может быть родом, поскольку она должна была бы соединять с себе телесную и бестелесную природы.

Еще

Бытие, сущность, род, виды, синоним, омоним

Короткий адрес: https://sciup.org/147103535

IDR: 147103535

Список литературы Проблема сущности как рода сущего в контексте критики Плотином аристотелевской системы категорий в трактате VI 1 (42) "О родах сущего"

  • Ross, W. D., ed. (1925) Aristotle’s Metaphysics. Oxford: Clarendon Press.
  • Ross, W. D., ed. (1957) Aristotle’s prior and posterior analytics. Oxford: Clarendon Press.
  • Ross, W. D. (1995) Aristotle. London: Routledge.
  • Gerson, Lloyd P. (1994) Plotinus. London and New York: Routledge.
  • Cornford, F. (1935) Plato's Theory of Knowledge: The Theaetetus and the Sophist. London.
  • Evangeliou, C. (1982) "The Ontological Basis of Plotinus' Criticism of Aristotle's Theory of Categories," The Structure of Being, edited by R. B. Harris, Albany, N. Y., 73-82.
  • Anton, J. (1976) "Plotinus' Approach to Categorical Theory," The Structure of Being, edited by R. B. Harris, Albany, N. Y., 83-100.
  • Owens, J. (1951) Doctrine of being in the Aristotelian ‘Metaphysics’. Toronto.
  • Диллон, Дж. (2002) Средние платоники. Пер. Е. В. Афонасина. Санкт-Петербург.
  • Орлов, Е. В. (2006) «Аристотель об основаниях классификации», Философия науки 2 (29), 3-31.
  • Орлов, Е. В. (2011) Философский язык Аристотеля. Новосибирск.
Статья научная