Проблема текста
Автор: Киржаева В.П.
Журнал: Бахтинский вестник @bakhtiniada
Рубрика: Материалы к "Бахтинской энциклопедии"
Статья в выпуске: 2 (4), 2020 года.
Бесплатный доступ
Публикация представляет словарную статью, подготовленную для «Бахтинской энциклопедии».
Научное наследие М.М. Бахтина, текст, философско-лингвистическая концепция Бахтина
Короткий адрес: https://sciup.org/147248354
IDR: 147248354
Текст научной статьи Проблема текста
«Проблема текста» – работа М.М. Бахтина, создававшаяся в 1959– 1960-е гг. В соответствии с текстологическим описанием, рукопись имеет следующий вид: «На обложке имеются две записи синими чернилами: в верхнем правом углу – „1959 г. – 1960 г.“, наискосок в середине – „Проблема текста“. Автограф представляет собой общую тетрадь в линейку; из 84 страниц исписано 60, остальные чистые. Текст написан синими чернилами, местами (когда, видимо, кончались чернила в авторучке) – простым карандашом (с. 5– 6, 38–41, 53–59 автографа). Имеются также обычные для М.М.Б. вторичные карандашные пометы (одна или несколько вертикальных черт сбоку некоторых абзацев); тем же, вероятно, карандашом пронумерованы страницы рукописи и на обложке тетради проставлено „№ 1“. В тетрадь вложены два двойных листа в клетку из школьной тетради (также исписанные синими чернилами и простым карандашом), в которых содержится составленный М.М.Б. тематический указатель к настоящим записям» [1, с. 618].
В виде отдельной статьи фрагмент работы публиковался в журнале «Вопросы литературы» (1976) и в сборнике «Эстетика словесного творчества» (1979). При этом во второй публикации была внесена значительная редакторская правка, выразившаяся в сокращении оригинального текста и внесении дополнений из других фрагментов, ныне известных как «Заметки 1961 года», а в качестве заголовка использовался первый абзац текста.
В «Проблеме текста» получила дальнейшее развитие разработка категории текста и выявление ее особенностей на фоне идей, сформулированных во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. и составляющих немаловажный элемент философско-лингвистической концепции Бахтина.
Соглашаясь с мнением авторов комментария сборника «Эстетика словесного творчества» С.Г. Бочарова и С.С. Аверинцева о «лабораторном характере» данных записей, подчеркнем особый статус этой работы Бахтина. Она распадается на две условно выделяемые части, первая из которых – рабочий набросок статьи – «Проблема текста», а второй – записи и размышления, появившиеся у автора во время работы и уводящие его довольно далеко от первоначально заявленной проблематики. В пользу первого предположения свидетельствует сама возможность публикации части данного текста в виде готовой статьи, которая была осуществлена журналом «Вопросы литературы».
Проблема текста изначально осмысливается Бахтиным на междисциплинарном уровне. Не случайно в начале работы декларируется: «Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. Приходится называть наш анализ философским прежде всего по соображениям негативного характера: это не лингвистический, не филологический, не литературоведческий или какой-либо иной специальный анализ (исследование). Положительные же соображения таковы: наше исследование движется в пограничных сферах, т. е. на границах всех указанных дисциплин, на их стыках и пересечениях» [1, с. 618].
Опираясь на традиционное филологическое понимание текста в духе своего учителя, филолога-классика Ф.Ф. Зелинского, опыт философской герменевтики, кантовскую и нео-кантианскую традиции, собственные размышления второй половины 1920-х – 1930-х гг., нашедшие, в частности, отражение в так называемых «спорных текстах» и рукописи о Рабле [4, c. 5–31; 6], Бахтин предлагает принципиально отличное от современного ему текстоведения толкование феномена текста, в котором понятие «текст» фактически становится полным синонимом понятию «высказывание» из его предшествующих работ. При этом для него остается существенным словесное оформление текста: «Нас будет интересовать только проблема словесных текстов, – подчеркивает ученый, – являющихся первичной данностью соответствующих гуманитарных дисциплин – в первую очередь лингвистики, филологии, литературоведения и др.» [1, с. 307]. По ходу Бахтин ведет конструктивный диалог с современными исследователями проблем текста (от Э. Сепира до В. Виноградова). Несмотря на то что большая часть участников этого диалога оставлена им «за кадром», среди тех, с кем ученый вступал в дискуссию, можно с определенностью назвать Г.О. Винокура, Л.П. Якубинского Л.В. Щербу, А.М. Пешковского, С.М. Бонди, В.А. Звегинцева, А.И. Смирницкого, О.С. Ахманову и др.
Среди ключевых сюжетов для разработки Бахтиным собственной теории текста – проблема образа автора и авторской маски, диалогичности и полифонизма текста, а также воображаемого текста и его авторской составляющей: «Воображаемые тексты (примерные и иные). Конструируемые тексты (в целях лингвистического или стилистического эксперимента). Всюду здесь появляются особые виды авторов, – пишет он, – выдумщиков примеров, экспериментаторов с их особой авторской ответственностью (здесь есть и второй субъект: кто бы так мог сказать)» [1, с. 307].
Примечательно, что уже в это время Бахтин обращается к вопросам семиотики текста, рассматривая его как знаковую систему особого рода и намечая тем самым перспективу будущего диалога-спора с западным и отечественным структурализмом: «Если понимать текст широко – как всякий связный знаковый комплекс, то и искусствоведение (музыковедение, теория и история изобразительных искусств) имеет дело с текстами (произведениями искусства)» [1, с. 306].
Наличие в рукописи «Указателя содержания», представленного на отдельном листке, дает основания предполагать, что ученый планировал продолжить работу, значительная часть высказывавшихся им идей нашла продолжение в его металингвистических по- строениях первой половины 1960-х гг., в частности в задуманной им книге о речевых жанрах.
Ист. : Бахтин М.М. Проблема текста // М.М. Бахтин. Собр. соч.: в 7 т. М., 1996. Т. 5. С. 306–328, 618–647; Бахтин М.М. Проблема текста // Вопр. лит. 1976. № 10. С. 122–151; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
-
1. Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Рус. словари, 1996. Т. 5. 732 с.
-
2. Алпатов В.М. Волошинов, Бахтин и лингвистика. М.: Яз. славян. культур, 2005. 432 с.
-
3. Васильев Н.Л. Михаил Михайлович Бахтин и феномен «Круга Бахтина»: В поисках утраченного времени. Реконструкции и деконструкции. Квадратура круга. М.: Книж. дом «ЛИБ-РОКОМ», 2013. 408 с.
-
4. Дубровская С.А. От «Арзамаса» до Гоголя: смеховое слово в пространстве русской литературы 1810-х – начала 1840-х гг. / науч. ред. О.Е. Осовский. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та,
2018. 252 с.
-
5. Дубровская С.А. Осовский О.Е. «...Слова о словах, тексты о текстах»: работа М.М. Бахтина «Проблема текста» в истории текстоведения 1950–1960-х гг. // Слово. Грамматика. Речь: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного». М., 2019. Вып. 20. С. 144–146.
-
6. Осовский О.Е. Диалог в большом времени: литературоведческая концепция М.М. Бахтина. Саранск : МГПИ, 1997. 192 с.
-
7. Hirschkop Ken. Mikhail Bakhtin: An Aesthetic for Democracy. OUP Oxford, 1999. 352 p.
-
8. Brandist Craig. The Bakhtin Circle: philosophy, culture and politics, 2002. 221 р.
The problem of text
Vera P. Kirzhaeva, Doctor of Pedagogics, Professor of Chair of Russian language.
N.P. Ogarev National Research Mordovia State University.
Saransk, Republic of Mordovia, Russia
Annotation. The publication presents a dictionary article prepared for the Bakhtin