Проблема валютных рисков в условиях глобальной рецессии
Автор: Жданова Т.С., Лихачев М.О.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 3 (34), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены актуальные проблемы валютных рисков в мировой экономике. Проанализированы варианты валютных курсов и их влияние.
Валютные риски, глобальная рецессия, валютные курсы, опционы, инструменты, фьючерсные сделки
Короткий адрес: https://sciup.org/140122926
IDR: 140122926
Текст научной статьи Проблема валютных рисков в условиях глобальной рецессии
Современная мировая экономика переживает сложный период в своем развитии. Неопределенность общей экономической ситуации снижает стимулы для долгосрочного инвестирования и отрицательно сказывается на темпах экономического роста ведущих стран, затягивая процесс выхода мировой экономики из рецессии.
Одним из ведущих факторов этой неопределенности являются валютные риски, то есть потенциальные финансовые потери, связанные с колебаниями валютных курсов. В условиях рецессии эти риски могут возрастать из-за стремления отдельных стран компенсировать недостаток внутреннего эффективного спроса путем так называемого «валютного протекционизма», то есть резкого снижения курса своей национальной валюты, увеличивающего конкурентоспособность национального экспорта и подавляющее импорт. [2; 21] Эти действия могут вызывать ответные действия других стран, что может порождать резкие колебания в системе мировых валютных курсов.
Еще одним источником валютных рисков в современной мировой экономике являются накопленные глобальные дисбалансы [1; 15; 17; 18; 20] в виде пассивных торговых балансов США и других развитых стран и растущих в связи с этим объемов государственного долга и растущих активных платежных балансов ряда развивающихся стран, в первую очередь Китая. [21] Все это нарушает принцип макроэкономического равновесия, на котором традиционно базировалась рыночная экономика [4; 5; 6; 8; 9; 12; 13; 14] и создает угрозу глобального салютного кризиса. В этих условиях валютная политика, которая ранее рассматривалась как средство достижения внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия [16; 19], теперь все больше рассматривается как инструмент международной конкурентной борьбы. [2; 3]
В этих условиях валютные риски колоссально возрастают и становятся определяющими как на микро- так и на макроуровне. В результате валютные риски оказывают влияние на: - экспорт и импорт товаров,
-
- кредиторов и заемщиков, участвующих в кредитных и лизинговых операциях,
-
- экономических субъектов, ведущий расчеты в валюте.
Однако степень влияния валютных рисков на общий уровень экономической активности зависит от состояния макроэкономической среды, то есть от степени распространенности различных типов поведения экономических субъектов. Современная экономическая теория использует следующую классификацию поведенческих моделей с точки зрения их отношения к риску: склонные к риску, нейтральные к риску и склонные избегать риска. [7; 10; 11] Если в составе макроэкономической среды преобладают модели поведения, характеризующиеся или нейтральные к риску, возрастание валютных рисков не окажет существенного влияния на уровень экономической активности. Экономические субъекты будут воспринимать повышение степени риска как возможность получения дополнительного выигрыша, платой за которую является принятие на себя риска возможных потерь. Если же в макроэкономической среде доминируют субъекты, чьи поведенческие модели характеризуются неприятием риска, то рост валютных рисков будет вызывать повышение спроса на финансовые инструменты, позволяющие осуществлять валютное хеджирование. К таким инструментам можно отнести, к примеру, валютный фьючерс. Валютный фьючерс представляет собой безусловное обязательство поставить к определенной дате определенное количество валюты по заранее установленному курсу. Фьючерсные сделки обычно заключаются по ограниченному кругу валют (доллар, евро, иена и еще 2-3 валюты которые определяются индивидуально на каждой бирже). Этот рынок доступен более широкому кругу участников, поскольку допускает операции с гораздо меньшими суммами, чем рынок форвардных сделок, и не требует реальных валютных поставок. Проигравший участник сделки выплачивает лишь разницу между первоначальной ценой и текущей рыночной ценой контракта на момент его реализации. Фьючерсные контракты непрерывно переоцениваются независимой структурой - клиринговой палатой. Клиент депонирует определенную сумму в клиринговой палате. Если по контракту получен убыток, то клиринговая палата выставляет требование к клиенту, которое погашается из депонированной суммы.
Еще одним распространенным инструментом валютного хеджирования является валютный опцион. Это договор дающий право на покупку или продажу определенного количества валюты по установленному курсу в будущем. В зависимости от момента реализации сделки различают европейский опцион, который реализуется только в день истечения срока действия договора и американский, который может быть предъявлен для реализации в любой момент времени. Различают также опцион пут дающий право на продажу и опцион колл, дающий право на покупку.
В сделке по опциону участвуют эмитент опциона и его держатель. Эмитент опциона принимает на себя весь риск. В случае неблагоприятного для него изменения курса он должен будет купить (опцион пут) или продать (опцион колл) определенное количество иностранной валюты по этому неблагоприятному для себя курсу. В качестве компенсации этого риска держатель опциона должен при заключении сделки выплатить эмитенту определенную сумму (опционная премия). Если же курс окажется неблагоприятным для держателя опциона, то он просто не предъявит его к исполнению и понесет убытки в размере выплаченной ранее опционной премии.
Эти и другие инструменты, страхующие валютные риски, позволяют, разумеется, уменьшить потери, которые возникают у отдельных экономических субъектов в результате колебания валютных курсов. Однако такая страховка связана с возрастанием транзакционных издержек, вызванных необходимостью страхования от валютных рисков. Эти издержки отвлекают финансовые и экономические ресурсы от основной деятельности фирм, действующих в сфере международного бизнеса, и снижают уровень экономической активности, как на уровне национальных экономик отдельных стран, так и на уровне мировой экономики в целом. Поэтому наиболее эффективным методом снижения валютных рисков была и остается последовательная и предсказуемая политика Центрального банка, направленная на поддержание внешнего равновесия, то есть равновесия платежного баланса. Равновесный или умеренно-положительный платежный баланс в сочетании с достаточным количеством официальных резервов является наиболее эффективным средством минимизации валютных рисков, находящимся всецело в руках макроэкономических регуляторов. Грамотное использование этого инструмента позволит существенно снизить уровень валютных рисков и уменьшить бремя страхования от них, которое, неизбежно, ложится на экономических субъектов частного сектора. Результатом этого должно стать повышение уровня экономической активности в сфере международного бизнеса, что является особенно актуальным в условиях, продолжающейся в мировой экономике, глобальной рецессии.
Список литературы Проблема валютных рисков в условиях глобальной рецессии
- Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность. -М.: ТЕИС, 2003.
- Брюне А., Гишар Ж.-П. Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения -М.: Новый хронограф, 2012.
- Гнидченко А., Сальников В.-Ценовая конкурентоспособность российской внешней торговли//Вопросы экономики. -2014. -№ 1. -С. 108-129.
- Лихачев М.О. Теория макроэкономического равновесия (историко-эволюционный аспект). -М.: МГОУ, 2007.
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие: методологические проблемы и реалии переходной экономики. -М.: МГОУ, 2007.
- Лихачев М.О. Теория макроэкономического равновесия в контексте методологических проблем современной экономической науки//Вопросы экономики, 2008. №7
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие и модели экономического поведения.//Экономические науки, 2008, № 4. -С. 104-108.
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики: Автореф. дис. д-ра экон. наук. М., 2010.
- Лихачев, М.О. Кейнсианская концепция макроэкономического равновесия как альтернатива неоклассическим представлениям (формирование и развитие)//Экономические науки. -2011. -№ 4. -С. 43-46.
- Лихачев М.О. Роль поведенческих моделей в онтологической структуре современной макроэкономики//Вопросы экономики. -2013. -№ 7. -С. 98-110.
- Лихачев М.О. Дискреция или «правила»: старая дилемма макроэкономической политики в контексте глобального экономического кризиса//European Social Science Journal. 2013. № 11-1 (38). С. 346-354.
- Лихачев М.О. Равновесие экономической системы и занятость. Вопросы теории. Дис. на соиск. уч. степ, к.э.н. М., 1997.
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как базовая концепция современной макроэкономики (историческая эволюция и методологический статус). Дис. на соиск. уч. степ, д.э.н. М., 2010.
- Лихачев М.О. Макроэкономическое равновесие как теоретический принцип анализа рыночной экономики//Журнал экономической теории. 2008. № 2. С. 105-112.
- Лихачев М.О. Кризис современной модели глобализации и роста мировой экономики//Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 2. С. 54.
- Манделл Р. А. Выбор экономической политики для достижения внутреннего и внешнего равновесия.//Этот изменчивый обменный курс. -М. 2001. С. 155 -164.
- Оболенский В.П. Глобальный кризис и внешняя торговля России//Российский внешнеэкономический вестник. -2012. -№ 1. -С. 4-16.
- Попов В. Глобальные дисбалансы -нетрадиционная трактовка//Вопросы экономики. -2013. -№ 1. -С. 69-80.
- Флеминг Д. М. Внутренняя финансовая политика при фиксированном и плавающем обменных курсах.//Этот изменчивый обменный курс. -М. 2001. С. 165 -178.
- Eekelen B. Knowledge for the West, Production for the Rest?//Journal of Cultural Economy, 2015, 8:4, 479-500.
- Yu Y. Мacroeconomic management of the Chinese economy since the 1990s//Routledge handbook of the Chinese economy. NY, 2015. pp. 138 -156.