Проблемы адаптации в профилактике наркологических и психических расстройств
Автор: Алтынбекова Г.И.
Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin
Рубрика: Практическая наркология
Статья в выпуске: 2 (59), 2010 года.
Бесплатный доступ
В статье отражены основные представления о проблеме адаптации человека в окружающей действительности. Отмечено, что способность к адаптации может являться предиктором успеха психопрофилактических мероприятий по наркологическому и психиатрическому профилю
Психическая патология, наркологическая патология, адаптация, профилактика, качество жизни
Короткий адрес: https://sciup.org/14295418
IDR: 14295418
Текст научной статьи Проблемы адаптации в профилактике наркологических и психических расстройств
ББК Р64.021.11-8
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОЛО
ГИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ
РАССТРОЙСТВ
Алтынбекова Г. И.*
Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании Министерства здравоохранения Республики Казахстан 140001, Казахстан, Павлодар, Кутузова, 200
В статье отражены основные представления о проблеме адаптации человека в окружающей действительности. Отмечено, что способность к адаптации может являться предиктором успеха психопрофилактических мероприятий по наркологическому и психиатрическому профилю. Ключевые слова : психическая патология, наркологическая патология, адаптация, профилактика, качество жизни.
PROBLEMS OF ADAPTATION IN PREVENTION OF MENTAL AND SUBSTANCE USE DISORDERS. Altynbekova G. I. Republican Scientific-Practical Center of Medico-Social Problems of Drug Addiction of the Ministry of Healthcare of Republic of Kazakhstan. 140001, Kazakhstan, Pavlodar, Kutuzov, 200. This article highlights basic notions about the problem of adaptation of the individual in the environment. It has been noticed that ability to adaptation could be a predictor of the success of psychopreventive activities according to substance use and psychiatric profile. Key words : mental pathology, substance use pathology, adaptation, prevention, quality of life.
Социально-психологическая ситуация последних лет привела к «ломке» общественного сознания и смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей. Развивающиеся массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, по существу, явились коллективной травмой, естественной «экспериментальной моделью» социально-стрессовых расстройств постсоветского пространства. В связи с чем актуальность вопроса адаптации человека к реальным условиям существования в настоящее время резко возросла.
Исследования психологического фактора традиционно сосредоточены на анализе роли личностных особенностей в возникновении и течении заболеваний или изучении влияния интра- и интерпсихических конфликтов на особенности невротических проявлений. В последние десятилетия это направление исследования психологических факторов в медицине заметно активизировалось в связи с актуализацией более общей проблемы изучения качества жизни, проблемы, которая, в свою очередь, связана с прогрессирующей экспансией гуманистических ценностей в медицинскую науку и практику.
Важно подчеркнуть, что сама проблема оценки качества жизни, не являясь сугубо медицинской, тем не менее заметным образом переориентирует как исследовательскую, так и практическую деятельность в области охраны здоровья населения. В частности, общей целью терапевтических и реабилитационных воздействий становится не просто устранение функционального дефицита, но достижение пациентом максимально возможного для него уровня качества жизни. Иначе говоря, устранение патологии может осуществляться не любым способом, а лишь тем, который как минимум не ухудшает адаптационный баланс индивида и обеспечивает ему наибольшую (из возможных) степень удовлетворенности жизнью.
С особой остротой встает вопрос о методах измерения и оценки качества жизни в медикобиологических исследованиях. Существенным здесь является то обстоятельство, что качество жизни по определению представляет собой субъективную оценку совокупности культурально обусловленных и связанных со здоровьем переживаний индивида, которые мотивируют его приспособительное поведение. Субъективный характер этой оценки, с одной стороны, и ее центральное положение в качестве конечного ориентира саногенеза – с другой, до предела обостряют проблему надежности и адекватности такого способа измерения.
Практический интерес представляет оценка способности больных к адекватному самовос-приятию и выявление тех психологических свойств, которые предопределяют склонность к позитивному или негативному оцениванию жизненной ситуации.
Современный этап развития психиатрической и наркологической помощи характеризуется тем, что психосоциальная терапия и психосоциальный аспект реабилитации должны стать важной частью деятельности каждого психиатрического учреждения. Отсутствие данного раздела в оказании помощи в настоящее время является серьезным недостатком и означает лишь частичное выполнение психиатрическим учреждением своих функций.
Показатели социального функционирования, наряду с клиническими данными, все более активно рассматриваются в качестве диагностических критериев, включаются в официальные классификации психических заболеваний, что является свидетельством значимости оценки социального функционирования больных на всем протяжении психического заболевания и степени его восстановления в результате лечения.
В настоящее время происходит возрастание интереса к более широкой концепции психического здоровья, учитывающей психологические и социальные аспекты жизни пациентов и требующей полипрофессионального оказания психиатрической помощи (психиатры, психологи, психотерапевты, социальные работники).
Актуальность изучения вопросов психосоциального лечения и психосоциальной реабилитации возрастает и в связи с тем, что по прогнозам ВОЗ [2002], с учетом старения населения, утяжеления социальных и экономических проблем число лиц, страдающих психическими и поведенческими расстройствами, в последующем будет увеличиваться.
Для решения прикладных задач практического здравоохранения Республики Казахстан необходимо изучение механизмов социального функционирования и качества жизни психически больных, в том числе наркологического профиля; научная разработка и внедрение новых технологий психосоциальной реабилитации социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в свете Указа Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 г., № 1438 о «Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005—2010 гг.»).
Антистрессовая устойчивость понимается как результат развития адаптации, вследствие которой организм приобретает новое качество, а именно адаптацию в виде резистентности, устойчивости к стрессорному влиянию, тренированность, новые навыки. Это новое качество проявляется в дальнейшем в том, что организм не может быть поврежден теми факторами, к которым приобрел адаптацию и, следовательно, в широком биологическом аспекте адаптационные реакции являются реакциями, предупреждающими повреждение организма, составляя основу естественной профилактики. Повышение устойчивости к какому-либо одному фактору риска (вызвавшему первоначальную адаптацию) одновременно повышает устойчивость и к другим повреждающим факторам риска. В изучении проблемы психологической и социальной адаптации при разработке профилактических антистрессовых мероприятий следует исходить из того, что не всякое эмоциональное напряжение причиняет вред здоровью. Определенный уровень умеренного эмоционального напряжения формирует необходимую психологическую основу для успешной деятельности, для преодоления естественных трудностей в различных жизненных обстоятельствах. В эмоционально-стрессовых нагрузках следует видеть факторы, заключающие в себе двойственное влияние: с одной стороны – биологические, витальные моменты, затрагивающие эмоциональность в глобальном смысле; с другой стороны – психические реакции, направленность которых может заключать в себе (в зависимости от переработки) как патогенный, так и саногенный характер. Суммация этих двух сторон дает возможность рассматривать эмоциональные стрессовые нагрузки как фактор исключительного значения и полагать, что им в наивысшей мере присущи способность тотального влияния на организм и личность во всей совокупности его соматопсихических и психосоматических отношений. Следует отметить, что одним из основных способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это развитие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной степени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько государство заботится о воспитании подрастающего поколения, от совокупности многих факторов. Изучение процессуального аспекта во взаимодействии с субъектными параметрами личности, использование принципа субъектности в психокоррекции и психотерапии является эвристичным и перспективным направлением для решения многих практических психологических проблем.
Способность сохранения в новых условиях среды оптимального состояния жизненных функций свидетельствует о реакции адаптации. Сложность адаптации к новым микросоциаль-ным условиям рассматривается как эмоциональный стресс, служащий пусковым фактором в развитии адаптивных сдвигов на различных условиях интегративной деятельности организма, что выражается в изменении поведения и нарушении эмоционального состояния. Эти признаки предшествуют последующим отрицательным проявлениям адаптационного периода вплоть до развития психической дезадаптации. Психическая дезадаптация рассматривается как выход психической адаптации за пределы нормальной психической регуляции. При всех трансформациях жизни этноса, при любой смене инвариантов культурной традиции, присущей тому или иному этносу, неизменной остается «центральная зона» его культуры. До тех пор, пока эта «центральная зона» не разрушена, этнос сохраняет свою идентичность, каковы бы ни были внешние формы выражения этой идентичности. Поэтому относительно вертикального (временного) среза процесса адапта- ции мы можем сказать, что элементы культуры кристаллизуются вокруг ее «центральной зоны» сообразно условиям, задаваемым культурнополитическим окружением.
Эмоциональный стресс является неотделимой частью адаптации человека, связанной с социальными явлениями. В результате многолетних экспериментальных исследований этой проблемы ученые пришли к выводу о том, что успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях определяется характерологическими особенностями личности. Эти характеристики личности формируются в процессе всей жизни человека, и к их числу в первую очередь относятся уровень нервно-психической устойчивости, самооценка личности, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственная ориентация, ориентация на требования ближайшего окружения. Все эти характеристики взаимосвязаны друг с другом. Они формируют одну интегральную характеристику, которая называется личностным адаптационным потенциалом . Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более жестким и суровым условиям социальной среды может приспособиться человек.
Ф. Б. Березиным [1] было обнаружено, что нарушение механизмов психической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут приводить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование пред-болезненных состояний или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с вегетативной и гуморальной регуляцией организма, при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом следует отметить, что использование индивидом неадекватной формы психологической защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапряжением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. К числу механизмов, обусловливающих успешность адаптации, автор относит механизмы противостояния тревоге – разнообразные формы психологической защиты и компенсации [2].
Психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функ- цией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта. Березин Ф. Б. [1] выделяет четыре типа психологической защиты: препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу; позволяющие фиксировать тревогу; снижающие уровень побуждений; устраняющие тревогу. Проведенные им исследования обнаружили закономерную смену механизмов ин-трапсихической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и другим негативным состояниям. Более того, было установлено, что существует определенная иерархия типов психологической защиты. Когда одна форма защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то «включается» другая форма защиты. Важно учитывать отношение между интенсивностью мотивации и реальными возможностями человека в конкретной ситуации. Степень эмоционального стресса следует оценивать на основе комплексного и одновременного изучения психических и физиологических компонентов. На фоне длительного психоэмоционального напряжения происходит нарушение нормального взаимодействия различных функциональных систем и процессов саморегуляции организма человека, что может приводить к развитию различных заболеваний. Нарушение сложнейших механизмов адаптации человека к меняющимся условиям внешней среды обусловливает возникновение отрицательного эмоционального напряжения и связанных с ним различных функциональных сдвигов в организме.
Таким образом, современное развитие медицины предполагает интеграцию специализированной психиатрической, наркологической и медико-психологической помощи. Данное положение является предиктором психопрофилактических мер по наркологическому и психиатрическому профилю.