Проблемы цифрового развития и диверсификации промышленного производства: правовые и экономические аспекты

Автор: Хабибулин Алик Галимзянович, Сомик Кирилл Васильевич

Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos

Рубрика: Проблемы развития государства и права в условиях цифровизации

Статья в выпуске: 4-1 (62), 2020 года.

Бесплатный доступ

Стартовые условия цифровой трансформации и модернизации промышленного производства России формируют негативные и позитивные факторы. К негативным факторам относятся деиндустриализация России, ее высокая технологическая зависимость от импорта, недостаточный объем инвестиций. Позитивными факторами являются высокий интеллектуальный уровень специалистов; сохранение, а в некоторых принципиально новых направлениях достижение передовых позиций в оборонных отраслях промышленности; наличие богатейших и уникальных сырьевых и территориальных ресурсов и возможностей для развития промышленности и инфраструктуры на базе умных цифровых технологий; сохранение возможностей для ускоренного решения проблем развития и коммерциализации интеллектуальной собственности и вовлечения значительного потенциала научно-технических достижений в процесс цифровой трансформации промышленного производства. Методы: логические методы анализа и индукции, эмпирические методы описания и интерпретации. Цель: определение негативных и позитивных факторов цифровизации и модернизации промышленности Российской Федерации. Результаты: выявлены основные проблемы, драйверы и точки роста, обеспечивающие ускоренное развитие и диверсификацию в этой сфере экономики; обоснованы и сформулированы предложения, направленные на создание правовых и экономических условий, способствующих решению выявленных проблем.

Еще

Промышленное производство, цифровая трансформация, реиндустриализация, цифровые модели, платформы гибких распределенных производств, объекты интеллектуальной собственности

Короткий адрес: https://sciup.org/142232935

IDR: 142232935

Текст научной статьи Проблемы цифрового развития и диверсификации промышленного производства: правовые и экономические аспекты

В последние годы в соответствии с указаниями Президента РФ активно проводятся масштабные мероприятия по цифровой трансформации, модернизации и диверсификации промышленного производства. Кардинальное технологическое перевооружение промышленного производства осуществляется в рамках реализации правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» 1 . В соответствии с данной программой различными государственными и коммерческими организациями выполняется комплекс мероприятий, направленных на создание высокотехнологичной промышленной системы, обеспечивающей ускоренное развитие и рост не только промышленного производства, производительности труда, конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и инновационной экономики в целом. При этом особо подчеркивается большое значение использования перспективных форм конструктивного сотрудничества государства, частного бизнеса и отдельных граждан. Приоритетным направлением реализации названных программных мероприятий является формирование гибких инновационных систем и платформ производства четвертого поколения. Особое значение в этих целях придается созданию цифровых моделей, «умных» фабрик, производств, логистических и сервисных систем на основе использования интернета «вещей».

В целях практической реализации программных задач в сфере цифрового технологического перевооружения и развития промышленного производства Министерством промышленности и торговли РФ в 2019 г. был разработан и в настоящее время активно выполняется масштабный комплекс мероприятий2. Реализуемые с участием государственных, финансовых, коммерческих, научно-исследовательских и образовательных структур мероприятия направлены на формирование необходимой правовой основы, кредитно-финансового обеспечения перспективных проектов, подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере цифровизации промышленного производства. Необходимо отметить особое значение в данном комплексе проводимых мероприятий созданной и постоянно развиваемой государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Она предназначена, прежде всего, для активного информационноаналитического обеспечения разработки и реализации перспективных проектов технологического развития производства, маркетинга и продвижения конкурентоспособной продукции на мировые рынки.

В целях объективной оценки стартовых условий и возможностей для решения поставленных задач был проведен сравнительный анализ состояния и тенденций цифрового развития промышленного производства в России, США, Китае и других ведущих странах мира. В результате анализа были выявлены характерные для нашей страны негативные и позитивные факторы, которые необходимо учитывать при реализации программ технологической модернизации промышленного производства.

Среди выявленных негативных факторов необходимо, прежде всего, отметить определенную тенденцию деиндустриализации промышленности России, которая наиболее остро проявилась в 90-х годах прошлого столетия. В настоящее время для объективной идентификации признаков деиндустриализации в экспертном сообществе принято использовать такие основные показатели, как сокращение промышленного производства, уменьшение количества квалифицированных специалистов соответствующего профиля, относительное снижение промышленного производства при росте доли услуг в формировании выпускаемой продукции, уменьшение доли высокотехнологичной промышленной продукции в структуре экспорта; дефицит торгового баланса [1].

В результате проведенного исследования было установлено, что негативные последствия кризисных явлений 1990-х годов в полной мере не преодолены до сих пор. Поэтому, как следует из анализа имеющихся статистических данных, названные признаки деиндустриализации все еще характерны для оценки состояния промышленного производства нашей страны [2; 3]. Так, доля обрабатывающих производств в общем объеме ВВП страны незначительна и составляет всего около 10 %. По-прежнему примерно 65 % нашего экспорта обеспечивается предприятиями нефтяной и газовой промышленности России. При этом доля металлургической промышленности в ВВП России находится на уровне всего 5 %. В условиях цифровой трансформации общепринятым критерием уровня развития промышленного производства является показатель валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. По имеющимся статистическим данным, к сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время этот показатель в России на порядок меньше, чем, например, в Китае и США. Необходимо также отметить, что в нашей стране имеет место значительное снижение производства машин и оборудования. В результате в мировой экономике доля России в этой сфере в настоящее время составляет всего около 1 %. Таким образом, для эффективного решения поставленных задач требуется, прежде всего, обеспечение ускоренной реиндустриализации промышленного производства с опорой на имеющийся высокоразвитый потенциал оборонно-промышленного комплекса.

В результате проведенного исследования также установлено, что промышленное производство России все еще находится в высокой технологической зависимости от импорта. Именно поэтому и в связи с пандемией коронавирусной инфекции в апреле 2020 г. Президент РФ поручил Правительству при разработке мер поддержки экономики уделить особое внимание стимулированию импортозамещения в промышленности. Характеризуя проблему технологической зависимости, необходимо особо учитывать, что эксперты отмечают значительную нехватку станков с числовым программным управлением, высокую степень износа промышленного оборудования, низкий уровень загрузки производственных мощностей. Негативное влияние на цифровое развитие отечественной промышленности оказывают низкие показатели производства, экспорта и импорта электрического, электронно-оптического и коммуникационного оборудования. Например, по данным ФТС РФ, в 2018 г. мы ввезли в страну иностранных машин и оборудования на 112 млрд долл., что составляет примерно половину всего импорта России за указанный год. При этом следует отметить, что проведенные авторитетными учеными и экспертами исследования показали, что около 67 % высокотехнологичных предприятий обрабатывающей промышленности в России значительно зависят от импорта. В результате опроса руководителей около 700 частных и государственных компаний установлено, что приобретенными за рубежом технологиями пользуется около 85 % промышленных предприятий [4]. Причем значительная часть из них зависят от импорта в сильной или критической степени. Таким образом, обоснованным представляется вывод о том, что современный уровень машиностроительного производства российской промышленности пока еще не в полной мере обеспечи- вает необходимые условия для реиндустриализации и цифрового развития промышленного производства.

В числе выявленных негативных факторов, сдерживающих эффективное и суверенное развитие промышленного производства, на наш взгляд, принципиальное значение имеет нерешенность проблемы охраны, развития и коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности. Ведь основу и наиболее ценный капитал промышленного производства четвертого поколения, начиная с цифровых моделей деталей и узлов до современных цифровых продуктово-сервисных систем и систем логистики вплоть до гибких цифровых платформ, составляют результаты научно-технических достижений математики, криптографии, программирования и многих других отраслей науки и техники. Российские ученые и специалисты в этой сфере обладают значительным потенциалом. Вместе с тем это фундаментальное богатство в настоящее время во многом нерадиво и бессистемно теряет свои корни, укрепляя и развивая жестко конкурирующие системы промышленного производства таких лидеров, как США, Великобритания, Германия, Франция и др. В результате несмотря на то что Россия формально входит в топ-20 стран по числу патентов на изобретения и полезные модели, в современном рейтинге ее доля составляет лишь 2,8 % от общего числа зарегистрированных во всем мире результатов интеллектуальной деятельности [5].

Также необходимо отметить, что по уровню обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности наша страна отстает от всех развитых и успешно развивающихся стран [6]. В настоящее время регистрация и охрана интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии Федеральным законом № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» УК РФ. Исключительное право на ноу-хау, как и секрет производства, действует лишь до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих их содержание. Утрата конфиденциальности информации по любым основаниям, как законным, так и незаконным, влечет прекращение исключительного права. Проведенный анализ действующего законодательства и правоприменительной практики в этой сфере показал настоятельную потребность в их скорейшем совершенствовании.

Значительно сдерживает темпы и масштабы цифровой модернизации недостаточный объем инвестиций, необходимых для развития современного промышленного производства. Безусловно, одной из важных объективных причин здесь является системное ограничение доступа Рос- сийской Федерации к внешним источникам инвестиций, как и к передовым технологиям в рамках постоянно ужесточаемого режима санкций. Истинная же причина данной негативной тенденции заключается в жесточайшей конкурентной борьбе на мировой арене за глобальное экономическое и политическое доминирование. Поэтому в этой части трудно ожидать серьезных положительных изменений, и объективный анализ требует находить и мобилизовывать имеющиеся потенциальные резервы.

В этой связи большое значение имеют такие причины, как экономически нецелесообразный экспорт капитала из нашей страны, главным образом, через офшорные юрисдикции, а также криминализация экономики, включая незаконный вывоз капитала за границу. Рассмотрим данные причины, которые, как показал анализ, продолжают оставаться одними из главных угроз финансовой и экономической безопасности Рос-сии 1 . Так, по данным Банка России, за 2015–2018 гг. объем так называемого легального экспорта капитала составил более 300 млрд. долл. [7]. По оценкам международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), даже для нашей огромной страны такая величина является запредельно большой. В этом отношении весьма показательна оценка заместителя председателя, главного экономиста Внешэкономбанка России А.Н. Клепача, которую он дал на ежегодной конференции рейтингового агентства S&P в конце 2018 г.: «…почти вся разница от более высоких, чем предполагалось ранее, цен на нефть ушла в отток капитала из Российской Федерации, практически не осев в российской экономике. …С точки зрения экономического роста это одна из главных причин, почему мы растем почти вдвое медленнее, чем страны с сопоставимым уровнем дохода» [8].

Что касается уровня незаконного вывоза капитала за границу, то здесь необходимо учитывать высокую латентность правонарушений и уголовных преступлений в этой сфере. Если исходить из статистических данных ФТС России, на которую в настоящее время возложены обязанности органа дознания по уголовным преступлениям в рассматриваемой сфере, предусмотренным ст. 193 и 193.1 УК РФ, то всего за 2015–2018 гг. из России незаконно было вывезено менее 3 млрд. долл. [9]. Однако, по мнению ряда экспертов, в условиях отмеченной неполноты выявления и установления материального ущерба от подобных правонарушений наиболее надежным источником для оценки незаконного вывоза капитала яв- ляется статья «Сомнительные операции» платежного баланса России [10]. Если базироваться на данном источнике, то за 2015–2018 гг. незаконный вывоз капитала должен был бы составлять более 90 млрд. долл.! Отметим, что такая сумма превышает текущие потребности на финансирование приоритетных проектов цифровой трансформации промышленного производства нашей страны. Поэтому актуальной проблемой является совершенствование законодательства и правоприменительной практики в сфере противодействия правонарушениям и преступлениям, связанным с незаконным вывозом капитала из России.

Вместе с тем необходимо отметить, что особенно в последние годы отмечается активизация системных мер, предпринимаемых органами исполнительной и законодательной власти, а также формирование объективных позитивных факторов, которые создают, на наш взгляд, реальные возможности для решения отмеченных проблем и задач эффективной цифровой модернизации промышленного производства Российской Федерации. Так, в этом году Правительство РФ в соответствии с указаниями Президента РФ приняло и уже реализует комплекс практических мер, направленных на ограничение вывода капиталов из России через офшорные юрисдикции. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р «Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 г. и на период до 2035 г.» разработан и практически осуществляется динамичный график конкретных, адресных поручений, обеспечивающих решение задач в сфере промышленного производства, а также ускоренную реализацию комплекса поручений Президента РФ от 17 февраля 2018 г. № Пр-288 по вопросам диверсификации производства продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса.

В результате проведенного анализа были выявлены и позитивные факторы:

– отмечаемый международными рейтинговыми агентствами достаточно высокий интеллектуальный уровень имеющихся в нашей стране специалистов, научных работников и значительный потенциал полученных ранее и новых научно-технических достижений, необходимых для создания эффективных цифровых моделей («двойников») в промышленном производстве. Так, согласно «Глобальному индексу компетенций Coursera 2020» Россия в этом году заняла первое место в рейтинге 60 стран по компетенциям в области информатики и информационных технологий [11];

– сохранение, а в некоторых принципиально новых направлениях достижение передовых позиций в оборонных отраслях промышленности, особенно в сфере авиастроения, ракетостроения, танкостроения, противовоздушной и космической обороны, кибербезопасности, радиоэлектронной борьбы, робототехники, атомной и гидроэнергетики и др.;

– наличие богатейших и уникальных сырьевых и территориальных ресурсов и возможностей для развития добывающей, обрабатывающей промышленности, транспортной и логистической инфраструктуры на базе умных цифровых технологий как конкурентные преимущества глобального значения;

– сохранение возможностей для ускоренного решения проблем развития и коммерциализации интеллектуальной собственности и вовлечения значительного потенциала научно-технических достижений в процесс цифровой трансформации промышленного производства.

В заключение сформулируем ряд предложений, направленных на совершенствование правовых и экономических условий, способствующих решению выявленных проблем цифрового развития и диверсификации промышленного производства Российской Федерации.

  • 1.    Используя, прежде всего, возможности госкорпораций Ростех, Росатом, и Роскосмос, а также имеющийся интеллектуальный потенциал отечественных математиков, физиков, информационных работников и программистов, обеспечив им необходимые для плодотворной работы условия, целесообразно сосредоточить усилия на приоритетном создании системы цифровых моделей промышленного производства: от деталей и узлов до машин, оборудования, логистики, «умных» фабрик и гибких распределенных производств. При этом целесообразно значительно усовершенствовать защиту интеллектуальной собственности и создать необходимые экономические условия для предотвращения утечки, возвращения и активного включения в творческий процесс российских талантов. Перспективна концентрация их деятельности на разработке принципиально новой элементной базы компьютерных систем, основанных на фундаментальных достижениях науки в сфере фотоники, новых наноматериалов молекулярноатомарного уровня (типа графена), а также математики в сфере кардинального повышения производительности элементарных арифметико-логических операций компьютеров и создания рекурсивных систем параллельных вычислений.

  • 2.    В отношении организации высокотехнологичного физического производства конечной продукции на базе созданных цифровых моделей предлагается двигаться поэтапно по пути создания взаимовыгодных совместных предприятий, офшорных зон на нашей территории и др. с конечной целью обеспечения суверенного управления физическим про-

  • мышленным производством на базе отечественных гибких умных цифровых систем промышленного производства.
  • 3.    Целесообразно внести назревшие изменения в ст. 19 Закона «О валютном регулировании», а также в ст. 193 и 193.1 УК РФ для обеспечения реальных условий выявления и расследования преступлений, связанных с незаконным вывозом капитала за границу. Конкретный анализ и обоснование предлагаемых законодательных новаций имеются.

Статья научная