Проблемы и перспективы российско-китайского сотрудничества в топливно-энергетической сфере

Автор: Власова Н.Л.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 4 (20), 2018 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассмотрены проблемы и обозначены перспективы экономического сотрудничества России и Китая на примере наиболее значимых проектов энергетического взаимодействия двух стран. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что сотрудничество в топливно-энергетической сфере может послужить импульсом для создания российско-китайского энергетического альянса и участия китайских компаний в освоении газовых месторождений Сибири, создании инфраструктуры дальневосточного региона, развитии части топливно-энергетического комплекса России.

Топливно-энергетический комплекс, энергетическая безопасность, энергетические ресурсы, энергетическое взаимодействие

Короткий адрес: https://sciup.org/140282148

IDR: 140282148

Текст научной статьи Проблемы и перспективы российско-китайского сотрудничества в топливно-энергетической сфере

Энергетическое сотрудничество является важной областью стратегического партнерства России и Китая. Поставки российской нефти на сегодняшний день преимущественно осуществляются в рамках ответвления трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», обеспечивающий необходимый уровень обслуживания данного направления. Сложнее развивается сотрудничество в газовой сфере. Только в мае 2014 г. «Газпром» и «CNPC» договорились об условиях совместного финансирования капиталоемкого проекта по доставке газа c Чаяндинского и Ковыктинского газоконденсатного месторождений до границы с Китаем общей стоимостью около 70 млрд. долл. с приемлемой для обеих сторон ценой реализации газа на границе России и КНР. В течение 30 лет (с 2018 г.) Китай должен будет ежегодно получать по 38 млрд м³ газа из Восточной Сибири, а после вступления в строй второй ветки «Сила Сибири» – 50–55 млрд. м³ газа.1 Объем «газовой сделки» на момент ее заключения оценивался в 400 млрд.

долл. Газ Восточной Сибири является многокомпонентным, в нем, кроме метана, высоко содержание высших углеводородов и гелия, что позволяет развивать газохимию в зоне маршрута подачи газа.

Газовые инициативы России в большой степени совпадают с позициями китайского руководства газовой промышленности в рамках энергетической политики Китая. Правительством КНР в 2012-2013 гг. было принято решение о постепенном повышении внутренних цен на газ и доведения их до общемирового уровня.2 Также предполагается принятие мер по снижению уровня энергоемкости народного хозяйства и повышения уровня экологичности предприятий. Для стимулирования эффективности разработки национальных газовых ресурсов предполагается совершенствование методологии ценообразования на газ и введение преференций для нефтегазовых компаний.

20 мая 2014 г. в Шанхае в ходе визита Президента России Владимира Путина во главе российской делегации подписан ряд стратегических соглашений - «Шанхайские соглашения» - (всего 46 документов) о сотрудничестве между Россией и Китаем. Соглашения, коснувшиеся нефтегазовой сферы, не ограничиваются поставами в КНР российского газа. Предусмотрена совместная разработка нефтегазовых месторождений на территории Китая, создание газотранспортных систем, строительство и введение в эксплуатацию хранилищ газа.

Также были достигнуты договоренности в области совместных действий на рынках третьих стран, создания совместных предприятий по реализации проектов, разработке документов по вопросам стратегического сотрудничества в газовой сфере.

Реализацию всех соглашений поставило под сомнение падение мировых цен на нефть и обострение геополитического кризиса в 2014-2015 гг. Рыночная цена газа, действовавшая в августе 2015 г., не превышала 200 долл. за 1 тыс. м³, что делало невозможным окупить вложения в инфраструктуру проекта3. При такой цене достижение приемлемого уровня рентабельности возможно лишь при транспортировке газа с Ковыктинского месторождения («Восточный маршрут»), и при условии, что газопровод будет идти по максимально короткому маршруту, вдоль железной дороги на Харбин. При отсутствии короткого пути, цена газа на китайское направление превысит 350 долл. за 1 тыс. м³, что превышает среднюю цену контрактов, заключаемых Газпромом с европейскими партнерами. Работа в направлении «Западного маршрута» - Чаяндинского газоконденсатного месторождения не имеет смысла по причине невозможности вывести на приемлемый уровень рентабельности при нынешней конъюнктуре цен. Рентабельность проекта может быть достигнута только при уровне цен 340-360 долл. за 1 тыс. м³.

Кроме того, на сегодняшний день еще не определены и не просчитаны до конца предполагаемые потребности страны в газе, как на ближайшие годы так и в долгосрочной перспективе, так как на данный момент она пересматривает свой энергобаланс. Если первоначально прогнозируемый уровень потребления газа в Китае устанавливался до 360 млрд. долл. к 2020 г., что в два раза выше показателей 2014 г., то ситуация изменилась в 2015 году. На фоне общего снижения темпов экономического развития Китая было отмечено резкое замедление потребления газа на внутреннем рынке. И также не стоит упускать из внимания тот факт, что китайский рынок не сможет в обозримом будущем заменить России европейский рынок.

Также на данный момент происходят задержки и по другим достаточно масштабным проектам в области энергетики. В первую очередь это касается одного из значимых проектов данной области – «Ямал СПГ» (у «Новатэка» 60%, у «CNPC» и «Total» по 20%), испытывающего проблемы с финансированием.4 «CNPC» не рассматривает в ближайшем будущем возможность предоставления кредитов из-за введенных санкций. Вопросы вступления китайских компаний в круги контролирующих акционеров нефтяных и газовых месторождений, обсуждаемые весной 2014 года, остались открытыми. Неблагоприятные последствия введенных западных санкций против инвесторов в российский ТЭК, нестабильность цен на нефть, и изменения налогового режима в России снижает уровень готовности китайской стороны к участию в крупных инвестиционных проектах.

Можно выделить ряд факторов, препятствующих дальнейшему развитию двухстороннего взаимодействия России и Китая в энергетической сфере: различия в ценах, невысокий уровень взаимного доверия. Необходим переход с политического на энергетическое сотрудничество. План и программа развития энергетической и промышленной политики стран непонятна друг для друга. Предприятия имеют мало информации о тенденциях рынка и инвестиционном климате другой страны. Отсутствие актуальной информации о состоянии рынка значительно снижает готовность к дальнейшему сотрудничеству.

Следует рассматривать и продолжать опыт уже успешно реализованных проектов нефтепроводов и газопроводов из России в Китай, который повысит степень взаимного доверия между странами. Укрепление взаимодействия между уполномоченными органами и научными институтами двух стран будет способствовать дальнейшему росту взаимного доверия не только на политическом уровне, но и на уровне экономики и промышленных предприятий.

Топливно-энергетической     комплекс     является     основой функционирования остальных сфер деятельности государства. Вся мировая топливно-энергетическая система сегодня подвергается масштабным изменениям5. В докладе Мирового энергетического агентства за 2017 год выделяются основные тенденции развития мирового топливноэнергетического комплекса, среди которых, быстрое развитие технологий по созданию возобновляемых источников энергии с параллельным снижением стоимости данных технологий. Также, отмечается такая мировая тенденция, как увеличение доли электричества в энергопотреблении. Особое внимание уделяется Китаю, решения которого влияют на глобальные прогнозы в отношении всех видов топлива и технологий. Энергетическая политика страны на сегодняшний день предполагает постепенный отказ от добычи и использования угля, что существенно может повлиять на мировой рынок 6 энергоресурсов.

В свете грядущих изменений увеличивается заинтересованность государств в укреплении собственной энергетической безопасности. Данный вопрос также важен и для Российской Федерации. Несмотря на обилие природных ресурсов, вопрос энергетической безопасности достаточно актуален, что подчеркивается энергетической стратегией России на период до 2030-2035 гг. в рамках ориентира «экологическая безопасность энергетики».7 Наиболее острыми проблемами данного вопроса для России является изношенность основных фондов топливно-энергетического комплекса, дефицит инвестиций в данную сферу и как результат, отсутствие его обновления и снижение продуктивности функционирования комплекса. Итогом текущего состояния основных фондов сферы является низкая эффективность всей отрасли.8

Что касается Китая, обладая самым многочисленным населением и являясь крупнейшей экономикой мира, ежедневно выпускающей экспортного товара больше, чем любая другая страна, КНР является основным потребителем на рынке энергетических ресурсов. Несмотря на снижение темпов развития экономики, спрос страны на энергоресурсы неумолимо растет, что заставляет правительство искать новые способы его удовлетворения. Стоит отметить отличительную черту энергетического сектора Китая, состоящую в том, что основную часть спроса на энергоресурсы страна удовлетворяет за счет добычи угля, осуществляемую на собственной территории, из-за чего страна зависима от добычи данного топлива. Однако угольная отрасль давно теряет свою эффективность с появлением все новых способов добычи энергии и альтернатив при развитии современных технологий.9 Основными минусам угольной отрасли для Китая является большое отрицательное влияние на окружающую среду, что противоречит новой политике страны в отношении защиты окружающей среды и восстановления экологии. Плачевное состояние угольных шахт ведет к увеличению числа аварий, в то время как основные современные технологии не направлены на изучение способов улучшения добычи угля.

На сегодняшний день Китай является основным энергетическим и политическим союзником России. Несмотря на преимущественно политический уровень взаимодействия, торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество стран, несмотря на незавершенность стратегии экономического взаимодействия между ними, имеет большие перспективы. Основным документом, регулирующим взаимодействие стран, является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16.07.2001 г.

Прорывом в области энергетического взаимодействия России и Китая стало завершение строительства российско-китайского нефтепровода «Сковородино-Дацин» в сентябре 2010 года и сдача его в эксплуатацию. Нефтепровод «Сковородино-Дацин» является ответвлением более масштабного нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и соединяет Амурскую область и провинцию Хэйлунцзян, общая протяженность провода – около 1000 км. Для транспортировки нефти до появления нефтепровода требовалось доставить нефть до порта при помощи железной дороги и после перегрузить на морской вид транспорта для отправки в Китай. Появление маршрута «Сковородино-Дацин» позволяет сократить сроки и затраты на доставку, а также устранить риски, возникавшие при комбинировании двух видов транспортировки. Успешное функционирование провода увеличит энергетическую безопасность обеих стран. Будут удовлетворены интересы Москвы в результате уменьшения зависимости от спроса на европейском рынке, в то время как Китай получит стабильный и надежный источник энергии.

Вторым значимым в данной сфере проектом является магистраль «Сила Сибири» - совместный проект Газпрома и CNPC, подписанный в 2014 году10. Первые поставки были запланированы на конец 2019 года, однако в последних заявлениях Газпрома говорится о готовности начать работу раньше срока.

Также в апреле текущего года Газпром подписал контракт с Китайской нефтяной проектно-строительной корпорацией (CPECC), в соответствии с условиями которого, китайская сторона примет активное участие в построении Амурского ГПЗ. Китайская сторона также берет на себя ответственность за построение цехов и оснащение оборудованием. Основной объем работ по данному проекту придется на 2018-2020 годы.

Несмотря на преобладание восточного направления в реализации проектов российско-китайского сотрудничества в сфере энергетики, западное направление не осталось без внимания. При реализации проекта «Сила Сибири-2» планирует связать Алтайский край с Синьцзань-Уйгурским автономным районом Китая, что в очередной раз поможет России переориентировать часть сбыта с европейских стран и обезопасить собственный экспорт в случае дальнейшего ухудшения взаимоотношений с Европой. Дополнительно Газпром и CNPC находятся на стадии переговоров относительно проекта «Сила Сибири-3», который станет связующим звеном между магистралью «Сила Сибири» и «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». Реализация проекта позволит подключить к нему дополнительные месторождения, расположенные на острова Сахалин.

На сегодняшний день можно выделить следующие возможности энергетического сотрудничества России и Китая:

  • -    привлечение инвестиций в транспорт, энергетику и сопутствующую инфраструктуру;

  • -    дальнейшая работа в направлении расширения и эксплуатации нефтепроводов «Восточная Сибирь - Тихий океан», «Сила Сибири», «Сила Сибири-2», «Сила Сибири-3», с соблюдением интересов обеих сторон;

  • -    развитие инфраструктуры обрабатывающей промышленности Дальнего Востока России с привлечением китайских компаний;

  • -    развитие дополнительных проектов в освоении месторождений Сибири и Дальнего Востока.

Для того чтобы избежать превращения России в сырьевой придаток Китая, необходима разработка четкой стратегии по привлечению и использованию китайских инвестиций, поступающих в российскую экономику, в том числе в топливно-энергетический комплекс. Наращивание объемов поставок энергоресурсов без активного поступления китайских инвестиций, совместной работы в области новых технологий топливноэнергетического сектора, без создания новых предприятий и совместного строительства инфраструктуры не принесет выгод нашей стране. Успех поворота на восток в топливно-энергетической сфере будет завесить от того, сможет ли Россия выстроить эффективную модель взаимодействия со своим главным азиатским партнером – Китаем.

Список литературы Проблемы и перспективы российско-китайского сотрудничества в топливно-энергетической сфере

  • «Газпром» и CNPC развивают стратегическое взаимодействие в энергетической сфере [Электронный ресурс] // ПАО «Газпром». - 2003-2017. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/news/2017/february/article303576
  • Джуха В.М., Старкова Н.О., Балануца Е.С. Оценка перспектив российско-китайского сотрудничества в сфере добычи и транспортировки ресурсов// Научные меридианы 2015. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Редколлегия: С.Е. Ратенко, И.Г. Рзун, Н.О. Старкова. 2015. С. 136-140.
  • Матвеева Д.В. Энергетическая безопасность Китая в начале XXI в. / Д.В. Матвеева // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 350. - С. 97-99.
  • Мировая экономика: тенденция развития: учеб. пособие/Чистякова Е.А., Акулова Л.Г., Власова Н.Л., Алтухов П.Л., Захарова С.В., Сидорова Е.Ю. Саратов, 2008.
  • О международном сотрудничестве в разработке, реализации и эксплуатации высокотехнологичных инновационных продуктов/ Резник Е.П., Авдеева Е.С., Лапаев С.П., Панюшкина Л.В., Денисов Д.Д. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 6. С. 48-54.
  • Дёмина О.В. Развитие энергетического сотрудничества России и Китая: декларации и практика / О.В. Демина, А.Ю. Огнев // Энергетика России в XXI веке. Инновационное развитие и управление: сборник статей всероссийской конференции. - Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2015. - С.141-147.
  • Сила Сибири» [Электронный ресурс] // ПАО «Газпром». - 2003-2018. - Электрон. данн. -Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/built/ykv
  • Орлова А.А. Проблема оценки экономической эффективности слияния корпораций / А.А. Орлова // Современное состояние и тенденции развития международного торгового потенциала России: сб. ст. / под. ред. Л.Г. Акуловой. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 132 с. - С. 22-27.
  • Скрыль Т.В. Эффект потерь от введения санкций в глобальной экономике / Т.В. Скрыль // Вестник Международного института экономики и права. - 2014. - № 2 (15). - С. 20-25.
  • Чумаченко Н.Э. Динамические процессы в современной экономике/ Чумаченко Н.Э.// Информационная безопасность регионов. 2013. № 2 (13). С. 74-80.
Еще
Статья научная