Проблемы и перспективы совершенствования института освобождения от уголовной ответственности и от наказания лиц, заключивших контракт на прохождение военной службы
Автор: Латыпова Э.Ю., Азаров Э.Е.
Журнал: Правопорядок: история, теория, практика @legal-order
Рубрика: Уголовное право и процесс
Статья в выпуске: 4 (47), 2025 года.
Бесплатный доступ
События, которые происходят в настоящее время в геополитическом масштабе, показали, что национальное законодательство в целом и уголовно-исполнительная система в частности не были готовы в классическом понимании данного термина, однако отразили возможность для введения так называемых гибких норм. Специальная военная операция (далее — СВО) стала не только указателем нового пути, но также вывела на поверхность существующие пробелы, в том числе правовые, что привело к необходимой трансформации и внесению требуемых корректив в законодательство Российской Федерации. Актуальность исследования обуславливается наличием повышенного интереса к дискурсу о роли и статусе лиц, переступивших границу закона, но желающих принять участие в защите Отечества. Как мы понимаем, решение законодателя о возможности освобождения от уголовной ответственности и от наказания лиц, заключивших контракт на прохождение военной службы в период СВО, можно рассматривать с фундаментальной позиции — сохранение национальной безопасности. В ходе исследования определены основания и условия применения статей 78.1 и 80.2 УК РФ; исследована специфика правового статуса лиц, заключивших контракт на военную службу в период СВО; уточнено понимание военной службы как механизма социальной реабилитации лиц, совершивших преступления; проанализированы проблемы правоприменительной практики, связанной с реализацией статей 78.1 и 80.2 УК РФ; охарактеризованы перспективы развития исследуемого института и разработаны предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Специальная военная операция, военное время, освобождение от уголовной ответственности, освобождение от уголовного наказания, досрочное погашение судимости, военная служба
Короткий адрес: https://sciup.org/14134089
IDR: 14134089 | УДК: 344.1 | DOI: 10.47475/2311-696X-2025-47-4-54-60
Текст научной статьи Проблемы и перспективы совершенствования института освобождения от уголовной ответственности и от наказания лиц, заключивших контракт на прохождение военной службы
В современных условиях российская законодательная система расширяет механизмы социальной реабили тации лиц , отбывающих наказание или находящихся в стадии судебного производства , через привлечение их к военной службе в период специальной военной операции [1, с . 47]. В контексте социологического по нимания реабилитации военная служба рассматрива ется как форма интенсивной социализации , способная изменить мотивацию и поведение ранее осужденных лиц . В то же время необходимо учесть нормативную базу и опыт применения такого подхода , а также его социально - психологические аспекты .
В исторической ретроспективе армия традиционно выполняла воспитательную функцию, формируя у молодежи дисциплину и чувство долга. При привлечении ранее осужденных лиц к военной службе возникают специфические предпосылки для их ресоциализации. Во-первых, предостерегающим фактором выступает новообразованная группа «свой-чужой»: пребывание среди сослуживцев и выполнение боевых задач отвлекают от криминальных связей. Во-вторых, обретение нового статуса военнослужащего меняет общественное признание личности: ранее бывший «зэком» или «преступником» человек становится защитником Родины [2, с. 35]. Это может служить мотивом к самореализации в легитимной сфере. Наконец, строгие дисциплинарные условия и четкие правила армейского быта способствуют выработке социальной ответственности. В данном ключе мы видим определенный интерес в суждениях В. К. Дуюнова: «Уголовно-правовые цели не должны размываться при реализации цели комплектования
Вооруженных Сил лицами , вступившими в конфликт с уголовным законом » [3, с . 53]. Они должны учиты ваться компетентными государственными органами , ориентировать и мотивировать их на каждом этапе принятия решений .
Мы приходим к пониманию , что военная служба при СВО стала легализованным средством государ ственной политики по работе с осужденными : законо дательство закрепило возможность « замены » уголов ного наказания службой [4, с . 72]. Социологический эффект такой меры определяется тем , насколько новая роль солдата помогает бывшему преступнику принять нормы общества . Теоретически служба в армии может снизить рецидив , но на практике нужны гарантии , что после войны эти люди не останутся социально изоли рованными . Это требует внимания со стороны государ ства как относительно правового регулирования , так и участия социальных служб .
Материалы и методы
При подготовке материала использованы норматив но - правовые акты , регламентирующие уголовно - право вое регулирование освобождения от уголовной ответ ственности и от наказания лиц , заключивших контракт на прохождение военной службы , судебная практика и специальная литература по теме исследования . Осно вой проведенного научного исследования стали обще научные и частнонаучные методы научного познания , анализ и толкование теоретических и нормативных правовых источников и судебной практики .
Описание исследования
В рамках исследуемой темы отметим весьма точное определение В . А . Маслова : « Можно с уверенностью утверждать , что начатая в феврале 2022 г . специальная военная операция в той или иной степени уже затрону ла каждого россиянина » [5, с . 99]. Можно в этой связи указать и на неоднозначность в понимании понятия « военное время », которое частично размывается [6, с . 170].
Под социальной адаптацией и реабилитацией понимается сложный нравственно-правовой процесс, связанный с восстановлением общественно одобряемого статуса лица, приобретением полезных социальных контактов и устранением факторов, препятствующих законопослушному поведению. Таким образом, любые изменения в практике наказания и мер социальной поддержки должны соотноситься с конституционными принципами гуманизма и законности [7, с. 358]. Законодательство предусматривает условия амнистии и помилования, а также другие основания для снятия уголовной ответственности. Так, Президент Российской Федерации осуществляет помилование (ст. 89 Конституции РФ); данный институт охватывает довольно широкий круг граждан, в том числе участников боевых действий, а специальный механизм реабилитации осужденных через службу в ВС РФ только формируется. Как верно отмечает В. А. Баринов, «акт о помиловании является решением Президента РФ по своему смыслу далеко не частым. В противном случае главе государства придется слишком много времени уделять вопросам помилования, что не всегда технически возможно и целесообразно» [8, с. 55].
Реабилитация как термин имеет юридическое значение — восстановление в правах после снятия обвинения или погашения судимости , но в научно практическом дискурсе она чаще означает ресоциа лизацию . Военная служба выступает одной из форм ресоциализации : человек переводится из криминаль ной среды в строгую иерархическую структуру , где преобладают другие ценности и жесткий распорядок . Социологический подход акцентирует внимание на том , что при смене статуса и круга общения у осужденного появляется шанс принять новые социальные нормы . Согласно психолого - педагогическим исследованиям , заключенные - ветераны ( участники боевых действий с криминальным прошлым ) составляют , по мнению А . В . Дегтярева , « уникальную и сложную группу , тре бующую специализированной психологической помо щи » 1.
Социальная реабилитация включает в себя не только правовое освобождение от ответственности , но и адаптацию личности к новым социальным ролям . Военная служба может выступать одной из форм пере воспитания , если она организована как режим и вос питательная среда , отличная от тюремной . Ю . В . Ен - дольцева отмечает ряд отличительных аспектов : « В отношении некоторых освобождаемых от уголов ной ответственности ранее уже принимались такие же решения , и порой неоднократно . Значит , прекращая уголовное дело или уголовное преследование по нереа билитирующим основаниям , правоприменитель далеко не всегда руководствуется характеристикой личности такого человека , чтобы убедиться , что он , вследствие своего позитивного постпреступного поведения , пере стал быть общественно опасным » [9, с . 125].
Нам представляется неправильным формулиро вание оснований анализируемых стимулов как осво бождения от уголовной ответственности и освобожде ния от уголовного наказания , как в связи с призывом на военную службу по мобилизации или в военное вре мя в Вооруженные Силы РФ , заключением контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ или прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ в период мобилизации , военного положения или в военное время .
Освобождение от уголовной ответственности и от уголовного наказания должно служить, прежде всего, уголовно-правовым целям, а не политическим. Мотивы и основания его применения также должны быть уголовно-правовыми. Призыв на военную службу, заключение контракта, а равно фактическое прохожде- ние военной службы имеют иное целеполагание, являются только одним из условий и вместе с тем предварительно освобождают указанных лиц [10, с. 1796]. В таких случаях лицо, предварительно, как бы частично (или условно) освобождено в связи с призывом или в связи с заключением контракта, фактического окончательного освобождения не будет [11, с. 9].
Освобождение от уголовной ответственности и от уголовного наказания должны иметь в своей ос нове не только внешние , формальные условия , обу словленные целью комплектования Вооруженных Сил . Освобождение от уголовной ответственности и от на казания и досрочное прекращение судимости должны служить стимулом к добросовестному исполнению воинского долга , поэтому полагаем , что правильнее именовать их : освобождение в связи с добросовестным исполнением воинского долга , или же в связи с особы ми отличиями в защите Отечества . Возможны и другие вариации .
Экономический фактор имеет особое значение : воинские должности , в зависимости от звания , могут обеспечивать гарантированное денежное довольствие и социальные льготы . Вопрос материального положе ния часто упоминается при обсуждении мотивации служить в армии после освобождения из мест лише ния свободы , особенно в условиях военного времени . Социально - психологическая адаптация в армии позво ляет бывшим осужденным перенести паттерны взаи модействия из криминальной среды в новую систему ценностей . Социализация происходит через усвоение норм микрообщества ( воинского коллектива ), что фор мирует позитивные установки , если психологические травмы ( например , избыточная агрессия или чувство вины ) прорабатываются .
С другой стороны, мы говорим об этической сложности: от некоторых категорий преступлений (особенно тяжких и коррупционных) подобная замена наказания на службу не освобождает до конца от дилемм справедливости и опасений по поводу нарушения прав потерпевших. Так, УК РФ дополнен ст. 80.2, введенной Федеральным законом от 23 марта 2024 г. № 64-ФЗ. В соответствии со ст. 80.2 УК РФ, лицо, отбывающее наказание и призванное на военную службу в период мобилизации или военного времени (либо заключившее контракт на военную службу), освобождается от наказания условно. Контроль за его поведением осуществляет командование воинской части. При этом дальнейшее полное освобождение от наказания наступает либо после награждения государственным орденом и медалью (награды за боевые действия), либо с момента увольнения по основаниям, перечисленным в ст. 51 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья, по возрасту или в связи с окончанием периода мобилизации). Действие ст. 80.2 УК РФ не распространяется на осужденных по особо тяжким статьям (за исключением тех, в отношении которых нет запрета согласно ст. 78.1 УК РФ). Таким образом, законодатель предусмотрел механизм условного освобождения лиц, исполняющих воинский долг в период особого режима, с формализованным путем полного освобождения от наказания впоследствии.
Аналогичный принцип применен к лицам , еще не приговоренным к наказанию . Федеральный за кон от 02 октября 2024 г . № 340- ФЗ внес изменения в ст . 78.1 УК РФ и ряд норм УПК РФ . Он позволил пре кращать уголовное преследование и освобождать от от ветственности подсудимых и обвиняемых , призванных или заключивших контракт на военную службу в усло виях мобилизации , военного положения или военного времени [12, с . 110].
Конституция РФ гарантирует права и свободы лич ности , а уголовное законодательство строго регламен тирует лишение свободы и иные наказания ( ст . 55–59 Конституции РФ ). Любые новые институты наказания ( как замена тюремного заключения военной службой ) не должны противоречить конституционному прин ципу гуманизма [13, с . 344]. Фактически ст . 80.2 УК РФ и ст . 78.1 УК РФ устанавливают специальные условия освобождения от наказания для добровольно пошед ших на службу на особых условиях лиц , но обязывают их в обязательном порядке выполнять боевые задачи [14, с . 132].
Такие правовые инновации могут иметь как поло жительный , так и отрицательный эффект : это позволя ет мотивировать осужденных на исправление и само пожертвование ради страны , снижается численность заключенных , высвобождаются ресурсы исправитель ных учреждений ; однако , существуют риски нарушения принципа справедливости ( допуск « двух мер » к граж данам ) и появления социальной напряженности в сре де военнослужащих ( воспитание особой субкультуры « своих » среди солдат ).
Практика применения механизма контрактной службы для реабилитации пока ограничена и вызыва ет вопросы . По сообщениям СМИ , различные воинские формирования (« Шторм Z»1, « Шторм V» 2 и др .) с осе ни 2023 г . формировались в основном из бывших за ключенных . Например , установлено , что в 2023 г . лица из мест лишения свободы направлялись в « штормо вые » роты , где им обещали условное освобождение от наказания после определенного времени службы . При этом на практике наблюдаются сложности : несо гласованность между силовыми структурами ( ФСИН , Минобороны , судебной системой ), недостаточная под держка бывших осужденных солдат после демобили зации , а также неоднозначное отношение общества к подобному замещению наказания .
С социологической точки зрения адаптация к армейской службе включает в себя не только формальную смену статуса, но и психологическую трансформацию. Участники боевых действий с криминальным прошлым часто имеют психотравмы и нуждаются в помощи [15, с. 610]. Результаты таких изменений зависят от условий службы: если военная часть способна обеспечить реальное патриотическое воспитание, а не только «наем» бойцов, тогда вероятность долгосрочной социальной интеграции выше. Есть опасность, что формат «военное время — амнистия» приведет лишь к временной «отсрочке» наказания: после демобилизации у бывших осужденных может возникнуть дефицит навыков гражданской жизни, а травмы войны усугубят риски рецидива. В качестве альтернативы, можно указать и на определенные демографические «плюсы» возвращение осужденных к длительным срокам лишения свободы в общество дает возможность построить им семейные отношения, стать родителями [16, с. 395], что особо актуально в связи с боевыми потерями среди мужского населения репродуктивного возраста.
Таким образом , военная служба при СВО фактиче ски стала новым механизмом исправления и реабилита ции ранее осужденных . Он сочетается с традиционным понятием исправления наказанием и существующи ми институтами амнистии / помилования [17, с . 613]. Существует проблема оценки « добросовестности », а именно — отсутствуют законодательные критерии оценки поведения военнослужащего для целей ст . 80.2 УК РФ . Коллизия с ФЗ « О воинской обязанности », осво бождение по ст . 78.1 УК РФ лиц с неснятой судимостью противоречит ограничениям ст . 23 указанного закона .
Заключение и выводы
Мы видим возможности для совершенствования ранее указанных проблем , таких как : введение в ст . 78.1 и 80.2 УК РФ оснований для отмены освобождения при укло нении от службы или совершении нового умышлен ного преступления [18, с . 145]; установление запрета на повторное применение института освобождения ; регламентация зачета срока службы в наказание (1:1 для лишения свободы ); введение судебного контроля за исполнением условий освобождения через ст . 397 УПК РФ ; установление испытательного срока (1–2 года ) для условного освобождения .
На основе выявленных проблем предлагаем пути их преодоления: ввести в ст. 78.1 и 80.2 УК РФ четкие основания для отмены освобождения при уклонении от военной службы, самовольном оставлении части, совершении нового умышленного преступления в период действия освобождения. Определить последствия отмены (возобновление исполнения наказания/производ-ства по делу с зачетом срока службы 1:1 в срок лишения свободы). Установить запрет на повторное применение института освобождения по этим основаниям к одному и тому же лицу. Четко разграничить допустимость освобождения по тяжести преступлений. Вернуться к идее первоначального законопроекта: ограничить право на освобождение только преступлениями небольшой и средней тяжести (исключив тяжкие и особо тяжкие, кроме прямо разрешенных), либо для более широкого круга лиц усилить процессуальные гарантии (обязательное судебное решение об освобождении, введение испытательного срока после увольнения). Детально прописать в ст. 80.2 УК РФ критерии «добросовестности» прохождения службы для окончательного освобождения.
Устранение выявленных проблем требует ком плексного подхода , включающего глубокую доработ ку уголовного и уголовно - процессуального законо дательства для обеспечения системности , правовой определенности , баланса интересов и эффективного механизма контроля . Ключевые направления : введение механизма отмены освобождения , детализация про цедур , гарантии прав потерпевших , дифференциация по тяжести преступлений , а также сопровождение пра вовых мер криминологическими и организационными программами реабилитации и адаптации .
Институт освобождения от уголовной ответствен ности и наказания в связи с заключением контракта на военную службу в период СВО является необходи мым инструментом в условиях вооруженного конфлик та , однако его нынешнее состояние требует существен ной корректировки . Только сбалансированный подход , учитывающий как оборонные потребности государ ства , так и незыблемость принципов уголовного права и необходимость подлинной социальной реабилитации освобождаемых лиц , позволит сделать этот институт эффективным , справедливым и соответствующим це лям правового государства . Предложенные в исследо вании меры направлены на достижение этого баланса и минимизацию сопутствующих рисков .